Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Полякова Е.А., рассмотрев жалобу защитника Нестеренко Д.К., действующего на основании ордера в интересах ТОО "СКС Деливери", на вступившие в законную силу постановление Волжского городского суда Волгоградской области от 12 октября 2023 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 22 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТОО "СКС Деливери",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 12 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 22 ноября 2023 года, ТОО "СКС Деливери" признано виновным в совершении административном правонарушении, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Нестеренко Д.К. просит отменить названные судебные акты, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) установлена ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
Основанием для возбуждения в отношении ТОО "СКС Деливери" производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном названной выше нормой, послужили приведенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства того, что 1 июня 2023 года должностными лицами отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров Астраханской таможни Федеральной таможенной службы по адресу: "адрес", было остановлено грузовое автотранспортное средство марки "DAF", государственный регистрационный знак N с прицепом марки "Schmitz", государственный регистрационный знак N.
В ходе проверки представленных водителем транспортного средства документов, установлено, что по товарно-транспортным накладным N N от 30 мая 2023 года и CMR от 30 мая 2023 года, электронной счет-фактуре N N от 30 мая 2023 года, договору о поставке N N от 4 апреля 2023 года перемещаются товары: мотоциклы, стоимостью "данные изъяты" рублей, отправителем товаров указано ТОО "СКС Деливери".
В результате таможенного досмотра установлено, что в грузовом отсеке вышеназванного транспортного средства находятся мопеды китайского производства. При этом документы, подтверждающие законность приобретения и перемещения ТОО "СКС Деливери" товаров в досмотренном транспортном средстве, факт совершения с ними таможенных операций, отсутствуют, чем нарушены требования подпункта 25 пункта 1 статьи 2, статьи 13 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода о том, что обществом осуществлено пользование, хранение и транспортировка иностранного товара, не прошедшего таможенное оформление, в отношении которого не уплачены таможенные пошлины и налоги.
Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1 - 14, том 1), протоколом изъятия вещей и документов (л.д. 17 - 23, том 1), актом об остановке автомобильного транспортного средства (л.д. 25 - 26, том 1), актом таможенного досмотра (л.д. 42 - 48, том 1), протоколами опроса свидетелей ФИО5, ФИО6. (л.д. 80 -83, л.д. 84 - 86, том 1), заключением товароведческой экспертизы (л.д. 96 - 99, том 1), а также иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 этого Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее транспортировку товаров, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, виновность этого лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Деяние общества квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе.
Доводы заявителя об отсутствии в действиях ТОО "СКС Деливери" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствии доказательств незаконного перемещения через границу Таможенного евразийского экономического союза, проверялись судьями нижестоящих инстанций и обоснованно были признаны несостоятельными, поскольку совокупность собранных по делу доказательств, в том числе заключение эксперта 9 августа 2023 года, позволяют сделать вывод о том, что мотоциклы, являющиеся предметом административного правонарушения, имеют иностранное происхождение.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 этого Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
В силу пункта 2 статьи 13 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза владение, пользование и (или) распоряжение товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары, или в порядке и на условиях, которые установлены для отдельных категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию и (или) выпуску без помещения под таможенные процедуры.
Необходимо отметить, что объективная сторона вменяемого обществу правонарушения выражается в пользовании товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены соответствующие запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
Документов и сведений, подтверждающих ведение учета товаров и операций, совершаемых с товарами, перемещенными через таможенную границу Евразийского экономического союза, и совершение таможенных операций, связанных с ввозом на таможенную территорию Евразийского экономического союза товаров (мотоциклов), находящихся в пользовании ТОО "СКС Деливери", в ходе проведения таможенной проверки не обнаружено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к таможенным правоотношениям, при исполнении субъектом этих правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечение последним принятых обязательств любыми законными способами, при этом он отвечает за неисполнением публичных обязанностей, связанных в том числе с действиями (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления имущественных прав привлеченного к ответственности субъекта таможенных правоотношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания (Постановление от 27.04.2001 N 7-П).
В ходе производства по делу установлено, что ТОО "СКС Деливери", имея сведения об иностранном происхождении товаров, не воспользовалось своим правом, в соответствии со ст. 305 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на получение информации о факте декларирования товаров иностранного производства, приобретаемых на внутреннем рынке Российской Федерации, не убедилось в достоверности сведений о приобретаемых товарах, свидетельствующих о том, что продукция прошла все установленные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза таможенные процедуры на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, проигнорировало иные внешние признаки, свидетельствующие о незаконности перемещения товаров. Общество не реализовало право на истребование у лиц, у которых приобретались мотоциклы, являющиеся предметом административного правонарушения, документов, подтверждающих законность их ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, не обратилось в таможенный орган с запросом о предоставлении сведений о выпуске товаров.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии Общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок привлечения ТОО "СКС Деливери" к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено ТОО "СКС Деливери" в соответствии с санкцией статьи 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.7, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Требование жалобы защитника Нестеренко Д.К, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, о ведении протокола судебного заседания подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку в силу положений статей 30.16, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в абзаце пятом пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено названным кодексом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 12 октября 2023 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 22 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТОО "СКС Деливери", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Е.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.