Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Полякова Е.А., рассмотрев жалобу Волкова Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Абинского районного суда Краснодарского края от 24 августа 2023 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Волкова Евгения Александровича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Абинского районного суда Краснодарского края от 24 августа 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2023 года, индивидуальный предприниматель Волков Евгений Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Волков Е.А. просит названные судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 этого Кодекса.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 4 статьи 24.7 вышеуказанного Федерального закона собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Из материалов дела следует, что 29 июня 2023 года инспектором ОИАЗ ОМВД России по Абинскому району в рамках мониторинга предприятий, осуществляющих деятельность по ремонту автотранспортных средств, по адресу: "адрес", выявлен факт нарушения индивидуальным предпринимателем Волковым Е.А. экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившийся в отсутствии (не заключении) договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, подлежащего заключению с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
По факту выявленных в ходе мониторинга нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства 29 июня 2023 года в отношении индивидуального предпринимателя Волкова Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксированы обстоятельства совершенного противоправного деяния, по результатам рассмотрения которого постановлением судьи индивидуальный предприниматель Волков Е.А. привлечен к административной ответственности.
Факт несоблюдения индивидуальным предпринимателем Волковым Е.А. требований законодательства при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым судьями предыдущих судебных инстанций дана юридическая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила предыдущим судебным инстанциям прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Материалы дела позволили предыдущим судебным инстанциям сделать правильный вывод о том, что индивидуальным предпринимателем Волковым Е.А. не приняты все меры по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении и утилизации отходов потребления, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Последующее заключение индивидуальным предпринимателем Волковым Е.А. договора с АО "Мусороуборочная компания" на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образующимися по адресу: "адрес" края, не свидетельствует об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя Волкова Е.А. состава вмененного административного правонарушения, поскольку на момент выявления правонарушения такой договор заключен не был.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения подлежат отклонению, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности индивидуальным предпринимателем в материалах дела отсутствуют).
Таким образом, оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения индивидуального предпринимателя Волкова Е.А. от административной ответственности не установлено.
Назначение избранного вида и размера наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к индивидуальному предпринимателю Волкову Е.А. указанной меры ответственности, а ее соразмерность - предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных решений, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Абинского районного суда Краснодарского края от 24 августа 2023 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Волкова Евгения Александровича, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Е.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.