Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Шелудько В.В. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республика Крым и ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Белогорского района Республики Крым, администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым о признании незаконного постановления.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 4 февраля 2022 г. N 19 "О присвоении адреса объекту адресации" (далее - Постановление N 19); признать незаконным действия (бездействия) администрации Белогорского района Республики Крым (далее - администрация Белогорского района) и администрации Новожиловского сельского поселения Белогорского района Республики Крым (далее - администрация Новожиловского СП) относительно непринятия мер к присвоению адреса объекту недвижимости жилому помещению ("адрес", площадью 55, 1 кв.м; обязать администрации присвоить адрес спорному объекту недвижимости.
В обоснование иска указала, что на основании обжалуемого Постановления N 19 невозможно зарегистрировать сведения об объекте недвижимости - жилом помещении, принадлежащем истцу. Указание в присвоенном данным постановлением адресе "строение 1", вместо: "дом б/н "адрес"", не соответствует сведениям, указанным в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Решением Белогорского районного суда Республики Крым от 1 июня 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 октября 2023 г. вышеуказанное решение районного суда отменено, принято новое решение, которым постановлено: признать незаконным Постановление N; обязать администрации повторно рассмотреть вопрос о присвоении объекту недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащему ФИО1, адреса; в остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В кассационной жалобе администрация Новожиловского СП ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении без изменения решения районного суда.
ФИО1 в кассационной жалобе просит отменить апелляционное определение в части отказа в удовлетворении административного искового заявления, в указанной части принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Судами на основании сведений в ЕГРН установлено, что административному истцу, на основании свидетельства о праве собственности на наследство по завещанию от 22 июня 2018 г, принадлежит объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", дом б/н, "адрес", назначение - жилое помещение, вид жилого помещения - квартира, площадь 55, 1 кв.м; поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый N, статус записи объекта недвижимости - актуальные, ранее учтенные (л.д.10).
Решением Исполнительного комитета Новожиловского сельского совета Белогорского района Автономной Республики Крым от 28 января 2011 г. N 6 "О присвоении почтового адреса", домовладению с участком, расположенному за границами населенного пункта "адрес", присвоен почтовый адрес: "адрес"Пятихлебное) (л.д.72).
Постановлением администрации Новожиловского СП от 18 августа2016 г. N 116 "О присвоении почтового адреса", аннулирован адрес домовладению и земельному участку, площадью 2 500 кв.м, расположенному по адресу: "адрес", присвоен домовладению и земельному участку, площадью2 500 кв.м, адрес: "адрес" (л.д.71)
Постановлением Новожиловского сельского совета Белогорского района Республики Крым от 30 марта 2018 г. N 31 вышеуказанное постановлениеот 18 августа 2016 г. N 116 отменено, в связи с отсутствием сведений в ЕГРН о постановке объекта недвижимого имущества на кадастровый учет(обратная сторона л.д.71).
Постановлением N, строению с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащему ФИО1, присвоен адрес: Российская "адрес", строение 1; пунктом 2 Постановления N установлено, что объект адресации, указанный в пункте 1 настоящего постановления, не входит в состав " "адрес""; пунктом 3 Постановления N установлено, что адресообразующий элемент " "адрес"" как адресообразующий элемент "населенный пункт", предусмотренный пунктом "д" пункта 47 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N, используется исключительно в целях идентификации месторасположения объекта адресации, указанного в пункте 1 настоящего постановления (л.д.13).
20 января 2023 г. ФИО1 обратилась в администрацию Новожиловского СП с заявлением, в котором просила присвоить почтовый адрес жилому помещению, согласно права собственности, или провести переадресацию помещения находящегося по адресу "адрес" (л.д.55).
Письмом от 24 января 2023 г. N 31 администрацией Новожиловского СП сообщено ФИО1, что Постановлением N строению с кадастровым номером "данные изъяты", находящемуся за границами населенного пункта "адрес", принадлежащему ФИО1, присвоен адрес: Российская Федерация, "адрес", Белогорский муниципальный район, Новожиловское сельское поселение, "адрес", строение 1 (л.д.9). "адрес" письмомот ДД.ММ.ГГГГ дала ответ аналогичного содержания.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорный объект адресации располагается за границами населенных пунктов Новожиловского СП на землях категории "Земли сельскохозяйственного назначения", сведения, содержащиеся в ЕГРН в части назначения спорного объекта как "жилое помещение" противоречат нормам Земельного кодекса Российской Федерации, а также Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Новожиловского сельского поселения, использование при присвоении адреса спорному объекту типа помещения "квартира" не представляется возможным; оспариваемое Постановление N 19 и действия администрации являются законными.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с вышеуказанными выводами суда первой инстанции не согласилась, при этом исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального законаот 28 декабря 2013 г. N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г.N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято постановление от 19 ноября 2014 г. N 1221, которым утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).
Требования, которым должен отвечать адрес, присвоенный объекту адресации, установлены пунктом 3 Правил. Одним из таких требований является легитимность. Правовую основу адреса обеспечивает соблюдение процедуры присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса, а также внесение адреса в государственный адресный реестр.
Согласно пункту 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов, организацией, признаваемой управляющей компанией в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ"Об инновационном центре "Сколково" (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.
Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил. Аннулирование адресов объектов адресации осуществляется уполномоченными органами на основании информации уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости или исключении из ЕГРН сведений об объекте недвижимости, указанных в части 7 статьи 72 Федерального законаот 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), представляемой в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра (пункт 7 Правил).
Подпунктом "д" пункта 8 Правил установлено, что присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении объектов адресации, государственный кадастровый учет которых осуществлен в соответствии с Законом N 218-ФЗ, в случае отсутствия адреса у указанных объектов адресации или в случае необходимости приведения указанного адреса объекта адресации в соответствие с документацией по планировке территории или проектной документацией на здание (строение), сооружение, помещение, машино-место.
Изменение адреса объекта адресации в случае изменения наименований и границ субъектов Российской Федерации, федеральных территорий, муниципальных образований и населенных пунктов осуществляется на основании информации Государственного каталога географических названий и государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, предоставляемой оператору федеральной информационной адресной системы в установленном Правительством Российской Федерации порядке межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра (пункт 13 Правил).
Случаи, при наступлении которых адрес объекта адресации аннулируется, поименованы в пункте 14 Порядка. Подпунктом "в" пункта 14 Порядка установлено, что адрес объекта адресации аннулируется в случае присвоения объекту адресации нового адреса.
Аннулирование адреса существующего объекта адресации без одновременного присвоения этому объекту адресации нового адреса не допускается (пункт 16 Порядка).
При присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса уполномоченный орган обязан: а) определить возможность присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса;б) провести осмотр местонахождения объекта адресации (при необходимости); в) принять решение о присвоении объекту адресации адреса или его аннулировании в соответствии с требованиями к структуре адреса и порядком, которые установлены настоящими Правилами, или об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса(пункт 19 Порядка)
Присвоение объекту адресации адреса или аннулирование его адреса подтверждается решением уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса (пункт 20 Порядка).
В силу пункта 22 Правил, решение уполномоченного органа о присвоении объекту адресации адреса должно содержать: аннулируемый адрес объекта адресации и уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре (в случае присвоения нового адреса объекту адресации).
Пунктом 23 Правил предусмотрено, что решение уполномоченного органа об аннулировании адреса объекта адресации должно содержать, в том числе аннулируемый адрес объекта адресации; уникальный номер аннулируемого адреса объекта адресации в государственном адресном реестре; причину аннулирования адреса объекта адресации; реквизиты решения о присвоении объекту адресации адреса и кадастровый номер объекта адресации в случае аннулирования адреса объекта адресации на основании присвоения этому объекту адресации нового адреса; другие необходимые сведения, определенные уполномоченным органом.
Решение об аннулировании адреса объекта адресации в случае присвоения объекту адресации нового адреса может быть по решению уполномоченного органа объединено с решением о присвоении этому объекту адресации нового адреса.
Решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.
Пунктом 47 Правил определено, что обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются: а) страна; б) субъект Российской Федерации; в) муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации, федеральная территория; г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на федеральных и межселенных территориях); д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Пунктом 53 Правил предусмотрено, что наименование муниципального района, муниципального округа, городского округа, внутригородской территории в составе субъекта Российской Федерации, городского или сельского поселения должно соответствовать соответствующим наименованиям государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации.
Наименования населенных пунктов должны соответствовать соответствующим наименованиям, внесенным в Государственный каталог географических названий.
Перечень наименований муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, внутригородских территорий в составе субъектов Российской Федерации, городских и сельских поселений в соответствии с государственным реестром муниципальных образований Российской Федерации, перечень наименований населенных пунктов в соответствии с Государственным каталогом географических названий размещаются в федеральной информационной адресной системе на основании сведений соответственно государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации и Государственного каталога географических названий, полученных оператором федеральной информационной адресной системы в порядке межведомственного информационного взаимодействия оператора федеральной информационной адресной системы с органами государственной власти и органами местного самоуправления при ведении государственного адресного реестра.
В соответствии с пунктом 16 части 3 Закона Республики Крымот 5 июня 2014 г. N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым", а также частью 1 статьи 2 Устава муниципального образования Новожиловское СП, утвержденного решением Новожиловского СПот 6 ноября 2014 г. N 17, Новожиловское СП состоит из следующих населенных пунктов: "адрес" в составе Новожиловского СП отсутствует. В Федеральной адресной информационной системе, данный населенный пункт также отсутствует.
Объект, которому истец просит присвоить адрес, располагается за границами населенных пунктов поселения и удален от с. Новожиловка на расстояние 1, 5 км.
Из письма Архивного отдела (Муниципальный архив) администрации Белогорского района от 29 октября 2021 г. усматривается, что сведений о том, по чьей инициативе и каким органом было ликвидировано село Пятихлебное, не имеется, так как данные документы не поступали на хранение в архивный отдел (муниципальный архив) (л.д.70).
Земельный участок, на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" не образован, располагается за границами населенного пункта Новожиловского СП, в кадастровом квартале "данные изъяты" "Земли сельскохозяйственного назначения", документация по планировке территории и межеванию территории в отношении данного участка отсутствует, выделение элементов планировочной структуры не проведено, границы территорий общего пользования не установлены, как и границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, не определены характеристика и очередность планируемого развития территории.
Распоряжением Главы Республики Крым от 5 ноября 2019 г. N 562-рг "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" запрещено изменение видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в состав земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку. Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поручено приостановить внесение в ЕГРН сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям сельскохозяйственного назначения, на виды использования, предусматривающие жилую застройку.
Согласно поручению Главы Республики Крым от 16 января 2019 г.N 1/01-32/144, в целях недопущения реализации решений представительных органов местного самоуправления Республики Крым об утверждении генеральных планов поселений, городских округов по вопросу включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не согласованными с уполномоченными исполнительными органами государственной власти Республики Крым, главам администраций муниципальных образований Республики Крым поручено: не допускать направление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов до урегулирования возникших разногласий по включению в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением администрации Новожиловского СП от 19 октября 2023 г. N156 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Присвоение адреса объекту адресации, изменение и аннулирование такого адреса" на территории Новожиловского СП (далее - Административный регламент).
Пунктом 1.1 Административного регламента установлено, что Административный регламент разработан в целях повышения качества и доступности предоставления муниципальной услуги, определяет стандарт, сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по присвоению адреса объекту адресации, изменению и аннулированию такого адреса на территории Новожиловского СП.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги установлен пунктом 12.1 Административного регламента. К таким основаниям, в том числе относится: заявление о предоставлении услуги подано в орган государственной власти, орган местного самоуправления, в полномочия которых не входит предоставление услуги.
Принимая во внимание приведенные нормы права, а также, что испрашиваемый истцом объект адресации, которому ранее присвоен адрес: "адрес" не входит в состав Новожиловского СП, суд апелляционной инстанции пришел к заключению, что Постановление N является незаконным, поскольку администрация Новожиловского СП, не аннулируя присвоенный спорному объекту недвижимости адрес, присвоила ему новый адрес, в отсутствии полномочий по присвоению, изменению и аннулированию адресов за пределами Новожиловского СП.
Доводами кассационной жалобы административного ответчика, аналогичными позиции в судах, правильные выводы суда апелляционной инстанции не опровергаются.
Разрешая заявленные требования, судебная коллегия обязала администрацию повторно рассмотреть вопрос о присвоении объекту недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", принадлежащему ФИО1, адреса. В то же время, отказывая в удовлетворении требований в части возложения обязанности на административного ответчика присвоить адрес объекту недвижимости, апелляционная инстанция справедливо исходила из того, что такие требования не подлежат удовлетворению, поскольку суд не вправе вторгаться в компетенцию органа местного самоуправления.
Оснований не согласиться с данными выводами суд кассационной инстанции также оснований не находит.
Выбор судом способа восстановления права административного истца путем возложения на администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 отвечает требованиям абзаца 4 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которым если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
Вопреки доводам, приведенным в кассационной жалобе административного истца, выводы, изложенные в апелляционном определении, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, судом апелляционной инстанций не допущено.
Пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, предоставляющий судам право указать на необходимость принятия уполномоченными лицами решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений в силу его буквального содержания направлен на обеспечение восстановления нарушенных прав административного истца, а не на их ограничение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 2163-О). Таким образом, суд при принятии решения не связан названным административным истцом способом восстановления прав, способ восстановления нарушенного права заявителя в соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ определяется судом с учетом характера спорных правоотношений.
При таких данных, обжалуемое апелляционное определение сомнений в законности с учетом доводов кассационных жалоб не вызывает, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения отсутствуют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 6 октября 2023 г. - оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 7 марта 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
В.В. Шелудько
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.