Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Раптановой М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" на решение Ахтубинского районного суда Астраханской областиот 30 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 8 ноября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" к администрации муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Городской округ закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" (далее - администрация) о признании Постановления администрации от 14 октября 2022 г. N "Об отказе ФИО2 разрешении на приватизацию служебного жилого помещения" (далее - Постановление N) незаконным и его отмене; признании Постановления администрации от 18 мая 2023 г. N "Об отказе ФИО2 в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения" (далее - Постановление N), незаконным и его отмене; обязании администрации устранить допущенные нарушении прав, свобод и законных интересов, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о выдаче ФИО2 разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской областиот 30 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 8 ноября 2023 г, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности, принятии нового решения по делу, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
ФИО2 в возражениях на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО2 была призвана на военную службу 18 ноября 1992 г. Ахтубинским городским военным комиссариатом Астраханской области, согласно послужному списку проходила военную службу в период с 19 ноября 1992 г.по 22 апреля 1993 г. в войсковой части "данные изъяты" в должности повара;с 12 июля 1993 г. по 25 августа 1993 г. в войсковой части "данные изъяты" в должности старшего повара, с 25 августа 1993 г. зачислена на военную службу в войсковую часть "данные изъяты" по контракту сроком на 3 г. с 25 августа 1993 г.по 25 августа 1996 г, с 25 августа 1996 г. заключила контракт срокомна 5 лет, с 25 августа 2001 г. заключила контракт на 3 г, 26 августа 2004 г. заключила контракт на 5 лет по 25 августа 2009 г.
Приказом командира Войсковой части "данные изъяты" от 21 августа 2009 г. N ФИО2 уволена в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Общая продолжительность военной службына 21 августа 2009 г. составляет 16 лет 9 месяцев 2 дня (л.д.21).
Согласно трудовой книжке АТ-П N, ФИО2 осуществляла трудовую деятельность, в том числе: с 27 марта 1987 г.по 22 марта 1991 г. в военторге 60; с 25 марта 1991 г. по 18 ноября 1992 г. в военторге "данные изъяты"; с 24 августа 2009 г. по 18 августа 2011 г. вФГОУ СПО "161 школа техников РВСН"; с 4 октября 2011 г. по 9 декабря 2011 г. в войсковой части "данные изъяты"
На основании постановления администрации от 23 октября 2009 г.N "данные изъяты" ФИО2 предоставлено в пользование служебное жилое помещение по адресу: "адрес" связи с прохождением службы в Министерстве обороны Российской Федерации, 3 ноября 2009 г.
В соответствии с договором найма служебного жилого помещенияот 3 ноября 2009 г. N ФИО2 является нанимателем вышеуказанной служебной квартиры. Указанное жилое помещение получено в ноябре 2009 г. при увольнении с военной службы для постоянного проживания, т.к. имела более 16 лет выслуги военной службы и была уволена в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий(л.д.16-17).
Дополнительным соглашением от 23 декабря 2010 г. N 01 к договору найма служебного жилого помещения от 3 ноября 2009 г. N 247 совместно с нанимателем ФИО2 в служебное жилое помещение вселена ее дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.18).
Согласно дополнительному соглашению от 6 июня 2013 г. N 01 к договору найма служебного жилого помещения от 3 ноября 2009 г. N 247 наймодатель передал ФИО2 и членам ее семьи за плату во владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в однокомнатной отдельной квартире общей площадью 30, 7 кв.м, в том числе жилой 16, 4 кв.м, по адресу: "адрес", для временного проживания в нем (л.д.19).
29 сентября 2022 г. ФИО2 подано заявление в администрацию о приватизации служебного помещения.
Постановлением администрации от 14 октября 2022 г. N ФИО2 в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения отказано (л.д.10).
17 октября 2022 г. исх. N Отделом по управлению жилищно- коммунальным хозяйством администрации (после переименования - Управление по вопросам ЖКХ администрации) направлено в адрес ФИО2 уведомление об освобождении служебного жилого помещения, которое не было получено административным истцом.
20 апреля 2023 г. ФИО2 повторно подано заявление в администрацию о приватизации служебного помещения.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО4 отказано в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения (л.д.12). 22 мая 2023 г. указанное постановление направлено в адрес ФИО2 (л.д.13).
Не согласившись с указанными постановлениями, ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании постановлений незаконными и отмене, возложении на администрацию обязанности повторно рассмотреть вопрос о выдаче ФИО2 разрешения на приватизацию служебного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворил заявленные требования.
Признавая незаконным оспариваемые Постановления N и N, суды исходили из того, что ФИО2 соблюдены условия о наличии у нанимателя служебного жилого помещения оснований для выдачи разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, в том числе, предусмотренное подпунктом 1 пункта 4 Порядка принятия решений о приватизации, утвержденного решением Совета ЗАТО Знаменскот 2 сентября 2022 г. N 58 о наличии суммарного трудового стажа в организациях, учреждениях и на предприятиях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск не менее 20 лет.
С указанными выводами судов следует согласиться, поскольку они соответствуют нормам права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон N) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 6 Закона N определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Решением Совета ЗАТО Знаменск от 2 сентября 2022 г. N утвержден Порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка решения о разрешении на приватизацию служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск принимаются администрацией ЗАТО Знаменск в отношении граждан, категории которых установлены пунктом 4 настоящего Порядка при обязательном соблюдении условий, установленных пунктом 5 настоящего Порядка
Так, согласно пункту 4 Порядка право на участие в приватизации служебных жилых помещений имеют, в том числе наниматели служебных жилых помещений, имеющие суммарный трудовой стаж не менее 20 лет в следующих организациях, учреждениях и на предприятиях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск: а) в учреждениях, на предприятиях, учредителем которых является ЗАТО Знаменск; б) в органах местного самоуправления ЗАТО Знаменск и (или) на выборных должностях органов местного самоуправления ЗАТО Знаменск; в) в организациях государственной формы собственности, в том числе в которых предусмотрена государственная гражданская служба, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, в медицинских организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск; г) в качестве гражданского персонала в войсковых частях и государственных учреждениях, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, расположенных на территории ЗАТО Знаменск.
Основанием для отказа в разрешении на приватизацию служебного помещения послужили выводы административного ответчика о том, что суммарный трудовой стаж ФИО2 в организациях, учреждениях, на предприятиях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, предусмотренных подпунктом 1 пункта 4 Порядка, не достигает 20 лет и составляет 7 лет 9 месяцев 25 дней, поскольку выслуга лет военнослужащего 16 лет 9 месяцев 2 дня в подсчет стажа включению не подлежит.
С такой позицией суды справедливо не согласились, посколькупунктом 5 Порядка прямо предусмотрено, что в целях принятия решения о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения стаж службы (выслуга лет) приравнивается к трудовому стажу.
Принимая во внимание изложенные нормы, суды установили, что на момент обращения в администрацию ЗАТО Знаменск с заявлениями о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения административным истцом соблюдено предусмотренное подпунктом 1 пункта 4 Порядка условие о наличии у нанимателя служебного жилого помещения суммарного трудового стажа в организациях, учреждениях и на предприятиях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск не менее20 лет. ФИО2 признана малоимущей в соответствии со статьями 49-52 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоит на учете в администрации ЗАТО Знаменск в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма с 11 июля 2018 г.
Также судами двух инстанций проверялись и были обоснованно отклонены повторно приведенные доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления по мотиву пропуска срока обращения в суд и отсутствия совокупности установленных Порядком условий. Представленные в обоснование названных доводов доказательства были оценены судами и отвергнуты, как не подтверждающие достоверно приведенные в них обстоятельства.
При установленных по настоящему делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции вопреки повторно приведенным кассатором доводам, которым судами дана надлежащая оценка, соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 17 Постановления Пленума от 28 июня 2022 г. N "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности).
Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности).
В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.
При рассмотрении административного иска, судами первой и апелляционной инстанций приведенные требования при разрешении данной категории дел соблюдены, правильно приняты во внимание необоснованность оспариваемых постановлений, приведших к нарушению фундаментального права административного истца на жилье.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы которым дана надлежащая оценка с изложением обоснованных выводов.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской областиот 30 июня 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 8 ноября2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 марта 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
М.А. Раптанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.