Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В., судей: ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании поданное 03.11.2023 кассационное представление прокуратуры Краснодарского края на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 08.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16.05.2023 в части срока установления административного надзора, наименования муниципального органа, обязательства о явке для регистрации по административному делу по административному иску ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю к ФИО1 об установлении административного надзора. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В., старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Давыдова А.А., поддержавшего кассационное представление, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю (ИК-4, исправительная колония, учреждение) обратилось в суд с административным иском к ФИО1, в которых просило установить в отношении последнего административный надзор сроком до погашения судимости с перечнем ограничений, изложенных в административном исковом заявлении. В обоснование требований ИК-4 указало, что приговором Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06.11.2020 ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "а, г" части 3 статьи 158, части 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ). На основании части 3 статьи 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний ФИО1 назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Ссылаясь на часть 2 статьи 3, подпункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Федеральный закон N 64-ФЗ), исправительная колония просила об удовлетворении требований.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 08.12.2022 ФИО1 установлен административный надзор до погашения судимости по приговору Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06.11.2020 с запретом посещения административным ответчиком увеселительных заведений (баров, ресторанов), мест проведения массовых и иных мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирований) и участия в указанных мероприятиях, запретом пребывания административного ответчика вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 06 часов, за исключением времени нахождения на рабочем месте; запретом выезда за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания за исключением случаев нахождения на рабочем месте; обязательной явкой ФИО1 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Суд указал, что срок административного надзора надлежит исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16.05.2023 решение городского суда изменено в части срока установления административного надзора в отношении ФИО6 В.В.
Судебная коллегия определила срок административного надзора - 8 лет с окончанием течения срока не позднее даты погашения судимости. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационном представлении прокуратур Краснодарского края просит изменить судебные акты, сославшись на то, что в решениях судов не указано наименование муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора. Также суды не указали на необходимость вычета из данного срока периода, истекшего после отбытия ФИО1 наказания в виде лишения свободы по приговору Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06.11.2020. При назначении ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел и определения момента исчисления срока административного надзора судами не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 28.05.2017 N 102-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 4 и пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N64-ФЗ. Кассационное представление рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда. По результатам изучения материалов дела и доводов кассационного представления усматриваются определенные частью 2 статьи 328 КАС РФ основания для изменения постановленных судебных актов. Разрешая дело, суды руководствовались положениями статьи 1, пункта 3 части 2 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и пришли к выводу о наличии правовых оснований для применения в отношении Кемпинского В.В. вышеприведенных административных ограничений сроком на 8 лет. Вместе с тем, судами не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 5 части 1 статьи 4, пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 102-ФЗ). В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания. Согласно пункту 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 (ред. от 22.12.2022) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Изменяя решение городского суда и устанавливая в отношении ФИО1 административный надзор сроком на 8 лет с окончанием течения срока не позднее даты погашения судимости, судебная коллегия не указала в резолютивной части судебного акта о необходимости вычета из данного срока периода, истекшего после отбытия ФИО1 наказания в виде лишения свободы по приговору Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06.11.2020.
Решения судов также не содержат указания на наименование муниципального образования, пределы которого административному ответчику запрещено покидать. При назначении ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел и определения момента исчисления срока административного надзора судами не учтены изменения, внесенные Федеральным ом от 28.05.2017 N 102-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 4, пункт 1 части 3 статьи 5 Закона N 64-ФЗ.
При таких обстоятельствах решения судов подлежат изменению в вышеприведенных частях, на что обоснованно указано в кассационном представлении.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 08.12.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 16.05.2023 в обжалуемой части изменить.
Установить в отношении ФИО1 административный надзор на срок 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Новокубанского районного суда Краснодарского края от 06.11.2020. Запретить ФИО1 покидать пределы "адрес" за исключением случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей. Обязать ФИО1 один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части решение Армавирского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.