Дело N 2а-9673/2022
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 15.02.2024
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 31.10.2023 кассационную жалобу ФИО5 на решение Советского районного суда г. Краснодара от 30.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25.05.2023 по административному делу по административному иску ФИО5 к начальнику отдела - старшему судебному приставу ОСП по Карасунскому округу г. Краснодара ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО7, судебному приставу-исполнителю ОСП по Карасунскому округу г. Краснодара ГУ ФССП России по Краснодарскому краю ФИО6, ГУ ФССП России по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо: ФИО8 о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие начальника отдела - старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Карасунскому округу г. Краснодара ГУ ФССП России по Краснодарскому краю (ОСП по Карасунскому округу) ФИО7, выразившееся в нерассмотрении жалобы ФИО5, поданной в порядке подчиненности на постановление судебного пристава -исполнителя ОСП по Карасунскому округу ФИО6 от 27.01.2022 N. Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 30.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25.05.2023, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ФИО5 просит об отмене судебных актов, как вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение.
Заявитель ссылается на отсутствие возможности представить доказательства уважительности причин пропуска срока для обращения в суд с указанным административным иском, в связи с рассмотрением районным судом 30.11.2022 административного дела в его отсутствие без надлежащего уведомления ФИО5 о дате судебного заседания.
Заявитель указывает на то, что в оспариваемых судебных актах отсутствуют выводы судов относительно, как причины пропуска срока, так и его восстановления.
Кроме того, заявитель жалобы отмечает, что выводы судов, изложенные в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
До рассмотрения кассационной жалобы от ФИО5 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Кассационный суд, проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены постановленных судебных актов.
В силу части 3 статьи 328 КАС РФ судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также с нарушением или неправильным применением норм материального права или норм процессуального права (пункты 2, 4 части 1 статьи 310 КАС РФ).
Обязанность суда по извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, прямо установлена законом (статья 96 КАС РФ).
Согласно пункту 1 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципов законности, справедливости, непосредственности судебного разбирательства административных дел, а также принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства (пункт 3 статьи 6, статьи 13, 14 названного кодекса).
В целях реализации целей и задач административного судопроизводства законодательно закреплены права и обязанности лиц, участвующих в административном деле, включая право заявлять отводы, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 139 КАС РФ суд, признав административное дело подготовленным, вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть с согласия лиц, участвующих в деле, судебное заседание, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте предварительного судебного заседания и просят рассмотреть административное дело по существу в их отсутствие.
В случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства (часть 1 статьи 140 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что 19.08.2022 судьей районного суда указанный административный иск принят к производству суда, стороны вызваны на подготовку дела на 19.09.2022.
Определением суда от 20.09.2022 назначено предварительное судебное заседание на 19.10.2022 в 15-00 час.
В связи с непоступлением в материалы дела исполнительного производства N-ИП предварительное судебное заседание 19.09.2022 отложено на 30.11.2022 в 10-00 час.
28.11.2022 в суд первой инстанции от ФИО5 поступило ходатайство /лд.-40/ о переносе судебного заседания в связи с нахождением административного истца в служебной командировке.
Из протокола предварительного судебного заседания /лд.95-96/ от 30.11.2022 следует, что стороны в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили рассмотреть указанное дело в их отсутствие. В этой связи суд определилсчитать предварительное судебное заседание оконченным, назначить судебное заседание на 30.11.2022 в 10-00 час.
Из протокола судебного заседания /лд.97-98/ от 30.11.2022 следует, что стороны в судебное заседание не явились. Суд отклонил ходатайство ФИО5 об отложении дела слушанием на более поздний срок, определилрассматривать дело в отсутствие сторон.
Между тем, в материалах дела отсутствуют судебные извещения адресованные лицам, участвующим в деле, в судебное заседание на 30.11.2022, также как и сведения о соблюдении районным судом требований части 2 статьи 139 КАС РФ, позволяющих рассмотреть административное дело по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Таким образом, районный суд не принял мер для выполнения императивных требований процессуального закона об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, а судебная коллегия вопреки доводам апелляционной жалобы и материалам дела не усмотрела процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, кассационный суд полагает необходимым судебные акты отменить, административное дело направить в районный суд на новое рассмотрение.
Новое рассмотрение дела надлежит осуществить при неукоснительном соблюдении процессуального закона, содержащего императивные требования о необходимости надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Советского районного суда г. Краснодара от 30.11.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25.05.2023 отменить.
Административное дело N 2а-9673/2022 направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Краснодара в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.