Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкия от 30 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 9 августа 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республики Калмыкия, УФСИН России по Республики Калмыкия, ФБУЗ "МСЧ-30" ФСИН России, ФСИН России о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащим и присуждении компенсации.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими и присуждении компенсации в размере 2 500 000, 00 руб.
В обоснование требований заявителем указано на ненадлежащие условия его содержания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия (далее - ИК-2) при отбытии наказания в период с 30 апреля 2021 г. по 19 августа 2022 г, выразившиеся в отсутствии в камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ баков питьевой воды с кружкой и тазом; отсутствии косметического ремонта в камерах; отсутствии нормальной освещенности в помещениях; в использовании исправительным учреждением в хозяйственно-питьевых и бытовых целях воды, не соответствующей санитарным и гигиеническим нормам; ненадлежащем водоснабжении и водоотведении (канализационная система находилась в нерабочем состоянии); ненадлежащем медицинском обслуживании; многочисленных трещинах полов и стен в камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ, не позволявших проводить уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств; в крайне неудовлетворительном состоянии санитарных узлов (потолки в паутине, стены местами с признаками поражения грибком, водяные трубы грязные, на полу лужи воды и грязные раковины); нарушении местами целостности стекол; несоответствии гигиеническим нормам параметров уровня освещенности; скудном рационе питания; невыдаче предметов личной гигиены; крайней нехватке личного пространства; не предоставлении корреспонденции и газет; необорудовании банных помещений и отсутствии приватности их посещения; необеспечения мебелью и предметами хозяйственного обихода; непроведении дезинфекции камер; проведении обысковых мероприятий без личного участия осужденных; досмотре продуктов питания без средств индивидуальной защиты - перчаток.
Перечисленные нарушения, как указано заявителем, повлекли причинение ему физических и нравственных страданий, а также ухудшение состояния здоровья, в связи с чем просит привлечь ИК-2 к административной ответственности за нарушение условий содержания в исправительном учреждении; возложить обязанность устранить допущенные нарушения и взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России денежную компенсацию.
Решением Яшкульского районного суда Республики Калмыкияот 30 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 9 августа 2023 г, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
В соответствии со статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном данной главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приговором Щелковского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ(с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 осужден к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отбывал наказание в ИК-2.
Согласно справке из личного дела осужденного, ФИО1 с 28 мая по 11 июня 2021 г. (14 суток), с 15 по 19 июля 2021 г. (4 суток), с 22 июляпо 6 августа 2021 г. (15 суток), с 20 октября по 4 ноября 2021 г. (15 суток) ис 10 по 25 июня 2022 г. находился в ШИЗО; с 1 декабря 2021 г. по 30 января 2022 г. (3 месяца) и с 31 января по 30 апреля 2022 г. (3 месяца) находился в ПКТ; с 28 апреля 2022 г. по 27 апреля 2023 г. (12 месяцев) осужденный определен в ЕПКТ. Бильдерс К.В. 28 апреля 2022 г. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка, а также как лицо, организующее и провоцирующее групповое противодействие законным требованиям администрации исправительного учреждения.
Постановлением Яшкульского районного суда Республики Калмыкияот ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен для дальнейшего отбывания наказания из исправительной колонии строгого режима на срок 1 год5 месяцев 19 дней в ФКУ "Тюрьма" УФСИН России по Саратовской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, пришли к выводу об отсутствии нарушений установленных требований условий содержания ФИО1 в ИК-2 в период с 30 апреля 2021 г. по 19 августа 2022 г.
Судебная коллегия с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерацииот 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - Постановление Пленума N 47).
В пунктах 3 и 13 Постановления Пленума N 47 разъяснено, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное как физическое, так и психическое воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц. Обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В пункте 14 Постановления Пленума N 47 разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Проверяя доводы административного искового заявления, судами установлено, что прокуратурой Республики Калмыкия совместно со специалистом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Яшкульском районе Республики Калмыкия" проводилась проверка по соблюдению в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УФСИН России по Республике Калмыкия, в том числе, на пищеблоке ИК-2, требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно протоколу лабораторных исследований Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Яшкульском районе Республики Калмыкия"от 7 июня 2022 г. вода питьевая нецентрализованного водоснабжения из пищеблока ИК-2 не соответствует показателям "Общее микробное число (ОМЧ)" таблицы 3.6 главы III СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Между тем, согласно результатам санитарно-микробиологического исследования воды, проведенных Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ "МСЧ-30" ФСИН России (далее - МСЧ-30), в том числе, 18 и 21 мая, 24 июня, 11 и 31 августа, 13 сентября, 25 октября, 29 ноября 2021 г, 17 января, 14 февраля, 26 и 27 мая, 8 июня, 13 июня 2022 г, вода питьевая нецентрализованного водоснабжения из пишеблока, банно-прачечного комплекса, столовой, пекарни, из емкости для приготовления пищи, медицинской части исправительного учреждения соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям таблицы 3.5 по микробиологическим показателям СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Согласно рапорту главного инженера ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия, 1 июня 2022 г. примерно в 18 час. 15 мин. произошла поломка насосной станции забора воды, а именно крепления водяной трубы, находящейся в пруду "Копань", что привело к падению трубы на дно пруда.
Из рапорта главного инженера ИК-2 следует, что 2 июня 2022 г. в 8 час. 5 мин. проведены ремонтные работы по восстановлению штатной подачи воды.
Таким образом, учитывая, что несоответствие воды питьевой нецентрализованного водоснабжения из пищеблока ИК-2 по результатам исследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Яшкульском районе Республики Калмыкия" от 7 июня 2022 г. имело разовый характер в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы, вызванных поломкой насосной станции забора воды, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии существенных нарушений прав административного истца и оснований для присуждения компенсации.
По вопросу неразмещения в камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ баков для питьевой воды судами установлено принятия администрацией исправительного учреждения решения о том, что баки питьевой воды будут находиться в коридорах указанных помещений во избежание их поломки, которые могут быть металлическими либо пластиковыми, в целях исключения членовредительства со стороны осужденных (изготовление заточек и т.д.), поскольку в данных помещениях содержатся осужденные отрицательной направленности, состоящие на профилактических учетах, что подтверждается показаниями заместителя начальника ИК-2 и справкой начальника ОКБИ и ХО ИК-2 ФИО3
Кроме того, судами установлено, что ФИО1 видел баки с питьевой водой в коридорах помещений ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ, на отказ со стороны администрации исправительного учреждения в выдаче ему воды не ссылался, жалоб на ограничения в выдаче воды не предъявлял.
Отсутствие горячего водоснабжения в исправительном учреждении обусловлено отсутствием системы централизованного горячего водоснабжения в той местности, в которой расположена исправительная колония - в Яшкульском районе Республики Калмыкия (безводном районе республики).
Согласно справке начальника лаборатории Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ-30 от 18 июля 2022 г. источником водоснабжения ИК-2 является Чограйское водохранилище через систему оросительных каналов. Вода распределяется по внутренней сети водопроводного забора пос. Яшкуль и через систему очистки "Гейзер 400" по внутренней водопроводной распределительной сети поступает в исправительное учреждение. При аварийных ситуациях используется вода из резервуаров чистой воды. Горячее водоснабжение ИК-2 осуществляется собственной котельной исправительного учреждения два раза в неделю (банные дни).
При таких данных, отсутствие централизованного горячего водоснабжения для принятия осужденными гигиенических процедур обусловлено "безводной" местностью, на которой расположено исправительное учреждение и компенсировано за счет собственной котельной ИК-2, в связи с чем нарушением не является.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее 2-х квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы осуществляется в соответствии с требованиями УИК РФ, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 51473-1"Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, межведомственными и ведомственными нормативными актами.
Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям: создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий; обеспечение питанием; снабжение вещевым имуществом.
Как установлено судами, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденного к лишению свободы ФИО1 осуществлялось в соответствии с вышеназванными требованиями закона.
Доводы ФИО1 об отсутствии бытовых условий, связанных с необеспечением предметами вещевого довольствия; ненадлежащим оборудованием банных помещений; с нарушением, связанным с организацией медицинской помощи в исправительном учреждении; отсутствием системы вентиляции и хорошего освещения в камерах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ; отсутствием личного пространства; не предоставлением газет и журналов; скудным питанием и досмотре продуктов питания без средств индивидуальной защиты; невозможностью приватного уединения при отправлении осужденными естественных надобностей, опровергаются материалами настоящего дела и надзорных производств N, Nж-2022/20850015.
Так, из представленных фотоматериалов помещений ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ усматривается рациональное расположение кроватей, в том числе двухъярусных, стола, табуретов, не закрывающих доступ солнечного света в помещение, отсутствие загромождений проходов для свободного перемещения между предметами мебели, наличие окна и санитарного узла, имеющего перегородку, обеспечивающую достаточную степень приватности при его использовании, помещения оборудованы приточно-вытяжной системой вентиляции, имеются душевые комнаты, оборудованные душевыми лейками, тазами и ковшиками.
Согласно ответу прокурора от 12 августа 2022 г. условия содержания осужденных в указанных помещениях исправительного учреждения обеспечивают возможность сна и соответствуют установленным требованиям.
В соответствии с протоколами измерений освещенности Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора МСЧ-30от 25 ноября 2021 г, 9 февраля и 16 августа 2022 г. параметры освещенности в жилых помещениях, помещениях ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ ИК-2 соответствуют нормам СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
Пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с частью 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 154 Приказа Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией УИС в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказом Министерства юстиции Российской Федерацииот 28 декабря 2017 г. N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы".
Согласно справке фельдшера филиала медицинской части N 4 МСЧ-30 от 28 марта 2023 г. ФИО1 в период с 30 апреля 2021 г. по 19 августа 2022 г. на диспансерном учете медицинской части не состоял, 23 июля2021 г. обращался с жалобами на зубную боль, в связи с чем был осмотрен дежурным врачом. Иных обращений ФИО1 за медицинской помощью не поступало.
Кроме того, из медицинской карты ФИО1 видно, что15 и 22 июля, 20 октября и 1 декабря 2021 г, 31 января, 28 апреля и 10 июня 2022 г. при обходе дежурным медицинским сотрудником исправительного учреждения от медицинского осмотра последний отказался.
В свою очередь, материалами дела подтверждено, что в филиале медицинской части N 4 МСЧ-30 в случае необходимости имелась стоматологическая установка, а также имелось достаточное количество медикаментов для оказания соответствующей медицинской помощи, в связи с чем утверждение административного истца о ненадлежащей организации в исправительном учреждении медицинской помощи объективно не подтверждено.
Таким образом, ФИО1 в период отбывания наказания в ИК-2 медицинская помощь оказывалась надлежащим образом в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами. Отказа в оказании медицинской помощи административному истцу работниками медицинской части не установлено, доказательств обратному в материалы дела не представлено.
Не нашли своего подтверждения и утверждения административного истца о необеспечении его необходимой нормой питания.
Вопреки утверждению ФИО1 питание в ИК-2 организовано в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время" (далее - Постановление N 205) и Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 г. N 696 (далее - Приказ N 696).
В соответствии с меню-раскладками питания за период с 30 апреля2021 г. по 19 августа 2022 г, утвержденными начальником ИК-2, ФИО1 ежедневно обеспечивался бесплатным трехразовым горячим питанием по норме, утвержденной Постановлением N.
При составлении меню-раскладки повторяемость блюд согласно Приказу N допускалась не более 2-3 раз в неделю.
Несогласие административного истца с качеством питания, его однообразием и количеством носит субъективный характер и объективно не подтверждено.
Также вопреки доводам административного истца в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О библиотечном деле" всем осужденным, в том числе ФИО1, ежедневно предоставлялась возможность посетить библиотеку, а осужденным, находящимися в ЕПКТ, еженедельно предоставлялась литература из библиотечного фонда исправительной колонии и периодическая печать - газета "Казенный дом", "Российская газета".
Доводы административного истца о незаконности проведения досмотров и обысков являются несостоятельными, поскольку в силу пунктов 336 и 340 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N, осужденные к лишению свободы, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных к лишению свободы - досмотру с целью обнаружения и изъятия запрещенных в исправительном учреждении вещей и предметов или с целью изъятия не принадлежащих осужденным к лишению свободы вещей, предметов и продуктов питания. Личный обыск осужденных к лишению свободы может быть проводиться: со снятием одежды, обуви, головного убора, осмотром тела обыскиваемого лица, а также имеющихся у него пластырных наклеек, протезов, гипсовых и других медицинских повязок; с расстегиванием или снятием верхней одежды, снятием головного убора и обуви (в зависимости от сезона и места проведения обыска).
Таким образом, досмотр и обследование при обыске хранящихся у ФИО1 вещей обусловлено особенностью режима исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения по отношению к лицу, совершившему преступление, в связи с чем нарушением признано быть не может.
В помещениях ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ, в которых содержался административный истец, дважды в год проводилась дезинсекция и дератизация объектов, что подтверждено соответствующими договорами и актами выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Наличие загрязнений на стенах камер и раковин не свидетельствует о ненадлежащих условиях содержания административного истца и не может быть основанием для удовлетворения заявленных им требований. Кроме того, доказательств обращения с жалобами в указанный период времени лицами, содержащимися в указанных помещениях, в том числе от ФИО1, на наличие грызунов или насекомых, не имеется.
В рамках государственных контрактов от 31 марта 2021 г. и 4 апреля 2022 г. исправительным учреждением закуплены строительные материалы для проведения ремонта внутренних помещений на объектах ШИЗО/ПКТ; ремонт производился самостоятельно в два этапа: с апреля по ноябрь 2021 г. и с апреля по ноябрь 2022 г. В августе 2021 г. при плановой частичной замене канализационных труб на объектах ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ договор об оказании услуг не заключался, ремонт произведен самостоятельно.
Ссылка ФИО1 на представление прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия от 23 июня 2022 г. и ответ прокурораот 7 июля 2022 г. о выявленных нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства в ИК-2, в частности, о некачественной питьевой воде; нарушении порядка организации питания осужденных; ненадлежащем материально-бытовом обеспечении осужденных и необеспечения их питьевой водой в помещениях ШИЗО/ПКТ/ЕПКТ, обосновано отклонена нижестоящими инстанциями.
Так, в целях проверки обоснованности указанного представления прокурора судом апелляционной инстанции из прокуратуры Яшкульского района Республики Калмыкия, УФСИН России по Республике Калмыкия и ИК-2 истребованы материалы прокурорской проверки, послужившие основанием для вынесения названного представления, а также сведения о его исполнении.
Согласно ответам прокуратуры Яшкульского района Республики Калмыкия от 27 июля и от 1 августа 2023 г, какие-либо материалы, подтверждающие обоснованность результатов проведенной проверки, в том числе вынесенного представления прокурора от 23 июня 2022 г, помимо надзорного производства N 176ж-2022, в прокуратуре района отсутствуют. Сведений об исполнении представления прокурора от 23 июня 2022 г. в номенклатурном деле не имеется, равно как и данных о направлении акта прокурорского реагирования в адрес ИК-2.
Аналогичного содержания ответы даны 28 июля 2023 г. УФСИН России по Республике Калмыкия и 31 июля 2023 г. ИК-2, из которых следует, что представление прокурора от 23 июня 2022 г. в адрес ИК-2 не поступало, в связи с чем представить сведения об исполнении данного акта прокурорского реагирования не представляется возможным.
Согласно ответу прокуратуры Республики Калмыкия от 4 августа 2023 г. прокуратурой республики в мае-июне 2022 г. организовано проведение прокуратурой Яшкульского района Республики Калмыкия совместно со специалистами районного отдела Роспотребнадзора проверки соблюдения в исправительных учреждениях республики законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, информации о результатах проверки и принятых прокуратурой района мерах реагирования не имеется. Аппаратом прокуратуры республики акты прокурорского реагирования по результатам данной проверки в адрес ИК-2 не вносились.
Исследованное судами надзорное производство прокуратуры Яшкульского района N 176ж-2022 приведенные нарушения, на которые указано в представлении прокурора от 23 июня 2022 г. и ответе от 7 июля 2022 г, не содержит.
По сведениям из официального сайта суда, находящимся в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в период с июня 2022 г. административное исковое заявление прокурора кИК-2, УФСИН России по Республике Калмыкия, ФСИН России о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в адрес суда не поступало.
Таким образом, какие-либо сведения о проведении проверки, предшествующей вынесению прокурором района представления от 23 июня 2022 г. в адрес исправительного учреждения, отсутствуют как в прокуратуре Яшкульского района, так и в прокуратуре Республике Калмыкия, а также в самом исправительном учреждении, в адрес которого оно вынесено, в связи с чем указанное представление прокурора от 23 июня 2022 г. обосновано признанно судами недопустимым доказательством.
Таким образом, при установленных по настоящему делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции вопреки повторно приведенным кассатором доводам, которым судами дана надлежащая оценка, соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что к административному истцу применялись лишь те ограничения и лишения, которые являются неизбежными при исполнении наказания в виде лишения свободы. Приведенные административным истцом факты нарушений условий содержания в исправительном учреждении при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения, опровергнуты стороной административного ответчика, представленными в материалы дела доказательствами. Оснований ставить под сомнение достоверность представленных сведений не имеется.
Выявленное специалистами Роспотребнадзора в июне 2022 г. несоответствие питьевой воды гигиеническим нормам, не может быть признано существенным, поскольку носило разовый характер, связано с непредвиденными обстоятельствами, вызванными поломкой насосной станции забора воды для исправительного учреждения, которые были незамедлительно устранены. Данное обстоятельство не повлекло за собой каких-либо негативных последствий для административного истца, которые бы позволили установить степень причиненного вреда административному истцу допущенным нарушением.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Яшкульского районного суда Республики Калмыкияот 30 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкияот 9 августа 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 марта 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.