Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Джанкой Республики Крым на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 8 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ГБПОУ РК "Крымский колледж общественного питания и торговли" к администрации г. Джанкоя Республики Крым, главе администрации г. Джанкоя Республики Крым ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Директор ГБПОУ РК "Крымский колледж общественного питания и торговли" обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Джанкоя Республики Крым (далее - администрация), главе администрации ФИО2 о признании незаконным и отмене постановления от 15 сентября 2022 г. о помещении несовершеннолетней ФИО6, 2006 г.р, под надзор в образовательное учреждение на полное государственное обеспечение.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 8 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крымот 25 октября 2023 г, административные исковые требования удовлетворены, оспариваемое постановление отменено.
В кассационной жалобе администрация просит отменить постановленные по делу судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Как следует из материалов дела и установлено судами, мать несовершеннолетней ФИО6, 2006 г.р, обучающейся в ГБПОУ РК "Крымский колледж общественного питания и торговли" умерла в 2015 г, сведения об отце отсутствуют.
Постановлением администрации от 15 сентября 2022 г. N несовершеннолетняя ФИО6, 2006 г.р, помещена под надзор в ГБПОУ РК "Крымский колледж общественного питания и торговли" на государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, пришли к выводу, что ГБПОУ РК "Крымский колледж общественного питания и торговли" не относится к организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем оспариваемое постановление муниципального органа законным признано не может быть.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) в целях содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты их прав и интересов над такими детьми устанавливается опека или попечительство.
Согласно пункту 1 статьи 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 СК РФ).
Отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы главой 22 СК РФ (статьи 55.1-155.3 СК РФ).
Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги (абзац 1 пункта 1 статьи 155.1 СК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 155 СК РФ детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
Абзацем 6 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации (абзац 3 пункта 1 статьи 155.1 СК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечен родителей" утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.
В качестве основного критерия отнесения организации для детей-сирот к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, следует рассматривать основной вид деятельности, осуществляемый такой организацией.
Виды деятельности организаций для детей-сирот определеныпунктами 51-54 Положения.
При этом, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2022 г. N 705 "О внесении изменений в Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что требования пунктов 12-16, 20-24, 32-49.1, подпунктов "а", "д"-"и", "ф" и "ч" пункта 51, подпункта "а" пункта 52, пункта 56 и подпункта "г" пункта 61 Положения не распространяются на профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
Согласно письму Минобрнауки России от 15 августа 2016 г. N 07-3446 "О направлении информации", которое издано с целью разъяснения и урегулирования актуальных вопросов, возникающих при реализации законодательства об опеке и попечительства над несовершеннолетними лицами, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.
Решение о помещении детей в организации принимается в порядке, определенном пунктами 20-23 Положения.
Из системного анализа указанных норм следует, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести образовательные организации любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.
В Положении установлены критерии и виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми, как установлено судами, Колледж не обладает.
В соответствии с уставом Колледжа, его учредителем является Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым, которым не принималось решение о возможности осуществления Колледжем полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя. Обратное административным ответчиком не представлено.
При установленных по настоящему делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции вопреки повторно приведенным кассатором доводам, которым судами дана надлежащая оценка, соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что ГБПОУ РК "Крымский колледж общественного питания и торговли" не относится к организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем ФИО6 не может быть помещена под надзор в указанное учреждение на государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных решениях.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 8 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 октября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 марта 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.