Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Раптановой М.А.
рассмотрела кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области на решение Целинского районного суда Ростовской области от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 7 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области к Пряморукову В.И. о взыскании налога.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 4 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Пряморукова В.И.: недоимку по страховым взносам - на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2021 год в сумме 27 040 рублей и пени в сумме 416, 42 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере за 2021 год в сумме 7021, 67 рубля и пени в сумме 108, 13 рублей; пени - 26, 89 рублей.
Решением Целинского районного суда Ростовской области от 15 февраля 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 7 августа 2023 года решение Целинского районного суда Ростовской области от 15 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 февраля 2024 года, инспекция ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы считает, что судом неправильно определены обстоятельства дела.
Определением судьи от 5 марта 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 44 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Исходя из положений пункта 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу статьи 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление и уплату суммы соответствующих пеней.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Как указано в пункте 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, названных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 упомянутого Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 упомянутого Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
На основании части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В свою очередь, пунктом 3 пунктом 1 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено названным пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 части 2 статьи 48 НК РФ).
Из пункта 3 статьи 48 НК РФ следует, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела видно, что Пряморуков В.И. состоит на налоговом учете в инспекции.
В период с 13 декабря 2006 года по 3 марта 2021 года административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем и осуществлял предпринимательскую деятельность, вследствие чего в силу абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов за указанный период.
Поскольку в установленные законом сроки суммы обязательных платежей не уплачены, 5 марта 2022 года Пряморукову В.И. налоговым органом вручено требование от 2 марта 2022 года N об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование и пени в срок до 16 апреля 2022 года.
Неисполнение налогоплательщиком требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени в установленный срок послужило основанием для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судьей судебного участка N Целинского судебного района Ростовской области.
20 мая 2022 года мировым судьей судебного участка N Целинского судебного района Ростовской области по заявлению инспекции вынесен судебный приказ о взыскании с Пряморукова В.И. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года - пени в размере 26, 89 рублей (за период с 16 мая по 17 июля 2019 года); по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года в размере 27 040 рублей (за 2021 год по сроку уплаты до 10 января 2022 года), пени в размере 416, 42 рублей (за период с 11 января по 1 марта 2022 года); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года, в размере 7021, 67 рублей, пени в размере 108, 13 рублей (за период с 11 января по 1 марта 2022 года), а также государственной пошлины в размере 619 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка N Целинского судебного района Ростовской области от 10 июня 2022 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими от Пряморукова В.И. возражениями относительно его исполнения.
Следовательно, с учетом приведенных положений налогового законодательства, с заявлением о взыскании соответствующих недоимок инспекция должна была обратиться в суд не позднее 12 декабря 2022 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что административное исковое заявление направлено посредством почтовой связи в Целинский районный суд Ростовской области 28 декабря 2023 года, то есть за пределами срока, установленного статьей 48 НК РФ.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает такие выводы судов законными и обоснованными.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), что направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления о выдаче судебного приказа процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никакие убедительные обстоятельства уважительности причин пропуска срока налоговым органом ни в районный суд, ни в суд апелляционной инстанции не представлены.
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Нормы НК РФ не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности, в связи с чем оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Пряморукова В.И. недоимки по страховым взносам и пени у суда не имеется, в связи с пропуском инспекцией установленного налоговым законодательством срока обращения в суд с заявлением о взыскании налогов, в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска такого срока.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о незаконности обжалуемых решений, направлены на другую оценку обстоятельств по делу, в то время как переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Целинского районного суда Ростовской области от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 7 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Ростовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.