Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Раптановой М.А.
рассмотрела кассационную жалобу Сундеева М.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 августа 2023 года, которым отменено решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 9 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Сундеева М.Г. к Департаменту сельского хозяйства и потребительского рынка г. Севастополя, Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка г. Севастополя о возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сундеев М.Г. обратился в Балаклавский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка г. Севастополя (далее - Департамент) от 27 октября 2022 года N об отказе Сундееву М.Г. в приеме документов для государственной регистрации квадроцикла "данные изъяты", 2008 года выпуска, заводской номер "данные изъяты", номер двигателя "данные изъяты" (далее - спорный объект/квадроцикл), и выдачи паспорта самоходной машины. Также просил возложить на Департамент обязанность зарегистрировать за Сундеевым М.Г. спорный квадроцикл и выдать паспорт самоходной машины.
В обоснование административного иска Сундеев М.Г. указал, что по договору купли-продажи от 15 июня 2022 года приобрел спорный квадроцикл. 30 июня 2022 года Сундеев М.Г. обратился в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин (далее - Государственная инспекция) с заявлением о регистрации спорного объекта, однако 6 июля 2022 года в испрашиваемой услуге было отказано по причине непредоставления паспорта самоходной машины. Сундеев М.Г. обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на спорный квадроцикл, и решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 августа 2022 года за административным истцом признано право собственности на спорный квадроцикл. Административный истец повторно обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины для регистрации транспортного средства, приложив решение суда, между тем ему было отказано по причине отсутствия сведений для оформления паспорта самоходной машины. Сундеев М.Г. получил экспертное заключение от 5 октября 2022 года, которым были определены технические характеристики транспортного средства, после чего вновь подал заявление о выдаче паспорта самоходной машины для регистрации транспортного средства. Ответом административного ответчика от 27 октября 2022 года рекомендовано обратиться за получением государственной услуги в соответствии с регламентом, который предусматривает перечень предоставляемых документов, в том числе паспорт самоходной машины, который у Сундеева М.Г. отсутствует. Считает, что решение административного ответчика формально соответствует положениям закона и требованиям административного регламента предоставления соответствующей государственной услуги, однако в силу сложившихся в данном деле обстоятельств, при отсутствии его вины, нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает его возможности использовать принадлежащий ему квадроцикл, что является недопустимым.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 9 января 2023 года административный иск удовлетворен. Суд возложил на Департамент обязанность зарегистрировать за Сундеевым М.Г. спорный квадроцикл и выдать паспорт самоходной машины.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 августа 2023 года решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 9 января 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 декабря 2023 года, Сундеев М.Г. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 августа 2023 года и оставлении в силе решения Балаклавского районного суда г. Севастополя от 9 января 2023 года. Заявитель ссылается на то, что отсутствие у него паспорта самоходной машины и регистрации спорного квадроцикла ведет к невозможности использования транспортного средства. Считает, что спорный квадроцикл, который был зарегистрирован на "данные изъяты", и находившийся на территории г. Севастополя в момент вхождения в состав России, относится к товарам Союза и на него не распространяются правила таможенного оформления.
Определением судьи от 5 марта 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Как видно из материалов дела, 15 июня 2022 года Сундеевым М.Г. (покупатель) и ФИО8 (продавец) заключен договор купли-продажи спорного квадроцикла.
30 июня 2022 года Сундеев М.Г. обратился в Государственную инспекцию Департамента с заявлением о регистрации спорного квадроцикла. Вместе с заявлением административным истцом были представлены: договор купли-продажи от 15 июня 2022 года, расходная накладная N "данные изъяты" от 18 июня 2008 года с нотариальным переводом на русский язык.
Письмом Департамента от 6 июля 2022 года N Сундееву М.Г. сообщено об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 6 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N, в связи с подачей заявителем неполного перечня документов, а именно отсутствием паспорта самоходной машины.
21 сентября 2022 года Сундеев М.Г. обратился в Государственную инспекцию Департамента с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины, приложив к заявлению вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 августа 2022 года по делу N, которым за административным истцом признано право собственности на спорный квадроцикл, и копию накладной от 18 июня 2008 года.
Письмом Департамента от 30 сентября 2022 года N Сундееву М.Г. отказано в выдаче паспорта самоходной машины на спорный квадроцикл, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие, что машина была произведена или ввезена на территорию Российской Федерации до дат, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации", а также сведения, необходимые для оформления паспорта самоходной машины в соответствии с Порядком заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100.
6 октября 2022 г. Сундеев М.Г. повторно обратился в Государственную инспекцию Департамента с заявлением о выдаче паспорта самоходной машины, приложив к заявлению вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 августа 2022 года по делу N, которым за административным истцом признано право собственности на спорный квадроцикл, сервисно-гарантийную книжку, копию накладной от 18 июня 2008 года и заключение экспертного исследования от 5 октября 2022 года N
Между тем 27 октября 2022 года на основании письма Департамента N Сундееву М.Г. к ранее направленному в его адрес ответу от 30 сентября 2022 года дополнительно сообщено, что выдача паспорта самоходной машины является результатом предоставления государственной услуги, предоставляемой Государственной инспекцией в рамках Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации самоходных машин и прицепов к ним (кроме самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники), утвержденного приказом Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя от 25 марта 2022 года N 35-П. Также со ссылкой на пункт 2.6.1 указанного выше Административного регламента перечислен перечень документов, необходимых для предоставления услуги.
Суд первой инстанции, приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска, руководствовался положениями статьи 35, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 2 июля 2021 года N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники", Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1507, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100, постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации". Так, суд исходил из того, что поскольку заключением экспертного исследования от 5 октября 2022 года N 01/05/10/2022 установлено, что в транспортное средство заводского изготовления не вносились никакие технические изменения в конструкцию, были определены его технические характеристики, то оно подлежит государственной регистрации, поскольку иное бы привело к ущемлению прав собственника на пользование, эксплуатацию своего имущества. Также районный суд, установив, что обязанность регистрации и выдачи паспорта самоходных машин, включая квадроциклы, в г. Севастополе возложена на административных ответчиков, возложил на Департамент обязанность зарегистрировать за административным истцом спорный квадроцикл и выдать паспорт самоходной машины.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции с такими выводами не согласился, приняв во внимание следующее.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных данным Федеральным законом, является обязательным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее - постановление N 460) установлено, что обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 постановления N 460 паспорта выдаются предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после августа 2008 года; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года - при предъявлении их к регистрации.
С 1 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.
Согласно пункту 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 (далее - Порядок N 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр, по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100.
Подпунктом "в" пункта 2 Порядка N 100 определено, что до 1 января 2016 года допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.
В силу пункта 9 Порядка N 100 орган, уполномоченный на регистрацию машин (Гостехнадзор) может выдать дубликат паспорта самоходного средства только на ранее зарегистрированную машину.
При этом в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 286 "О некоторых вопросах регистрации самоходных машин и других видов техники на территориях Республики Крым и г. Севастополя" до 1 января 2018 года регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 километров в час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования (далее - машины), находящихся во владении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и граждан Российской Федерации, которые на день вступления в силу этого Федерального конституционного закона проживали на территориях Республики Крым и г. Севастополя, а также юридических лиц, зарегистрированных на указанных территориях в соответствии с законодательством Украины до 18 марта 2014 года, не имеющих документов, подтверждающих их право собственности на машины, производилась органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных данным постановлением Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в силу пункта 5 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года N 1507 (далее - Правила N 1507) владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники или дня оформления электронного паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных компонентов в виде двигателя, кузова, рамы, коробки передач, основного ведущего моста или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
В пункте 6 Правил N 1507 указан исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации техники, в котором указан, в том числе, паспорт самоходной машины или других видов техники. При этом согласно пункту 58 данных Правил отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с данными Правилами, является основанием для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные.
Усматривая основания для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что ранее спорный квадроцикл на регистрационный учет не ставился, свидетельство о его регистрации отсутствует, паспорт самоходной машины на указанный квадроцикл или какой-либо иной документ на спорный квадроцикл, позволяющий его идентифицировать и содержащий сведения о его характеристиках и прежнем владельце, отсутствует, что сторонами не оспаривается. При этом, вопреки выводу суда первой инстанции, экспертное исследование от 5 октября 2022 года, полученное по заказу административного истца, а также вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 15 августа 2022 года подменять собой такой документ не могут, соответственно, существование данных документов не может свидетельствовать об обязанности административного ответчика регистрировать такую самоходную машину и выдавать на нее паспорт.
Учитывая, что до вступления в действие решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" прежний собственник квадроцикла за получением паспорта самоходной машины в соответствии с пунктом 2 постановления N 460 или постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года N 286 "О некоторых вопросах регистрации самоходных машин и других видов техники на территориях Республики Крым и г. Севастополя" не обращался, а также принимая во внимание отсутствие у Департамента с 1 января 2016 года полномочий по выдаче паспорта на самоходную машину, ранее не прошедшую технический учет, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии у суда оснований для удовлетворения административного иска.
Также суд апелляционной инстанции отметил, что, возлагая на Департамент обязанность выдать паспорт самоходной машины и зарегистрировать спорный квадроцикл, суд первой инстанции не принял во внимание, что Департамент в силу Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31 октября 2020 года N 568-ПП, и Административного регламента не уполномочен на выдачу паспортов самоходной машины, а предоставляет государственную услугу - "Получение дубликатов документов (паспорт самоходной машины и других видов техники, свидетельство о регистрации техники) или государственных регистрационных знаков", и в силу требований Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года N 122, начиная со 2 ноября 2022 года Государственная инспекция Департамента может оформлять лишь электронные паспорта самоходных машин и других видов техники только на самоходные машины, ввезенные на территорию Российской Федерации и имеющие ранее выданный паспорт самоходной машины и других видов техники.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда второй инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая оценка Севастопольским городским судом.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 августа 2023 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 1 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сундеева М.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 27 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.