Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И, судей Грибанова Ю.Ю, Авериной Е.Г.
с участием прокурора Пономаревой П.Г.
рассмотрела дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к Веселовскому МУП ЖКХ, третье лицо Межрегиональное управление Росприроднадзора по "адрес" и "адрес", об обязании устранить нарушение законов в сфере обращения с отходами при эксплуатации полигона отходов по кассационной жалобе представителя ООО "ЭКОГРАД-Н" - ФИО10 на решение Багаевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО12, выслушав представителя ООО "ЭКОГРАД-Н" - ФИО8, прокурора ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ с иском к Веселовскому МУП ЖКХ, в котором просил суд обязать Веселовское МУП ЖКХ прекратить с ДД.ММ.ГГГГ прием и размещение твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов - полигоне, расположенном по адресу: "адрес", примерно в 1, 5 км по направлению на северо-запад от "адрес", и обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ вывод его из эксплуатации; обязать Веселовское МУП ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявление о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов - полигона, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 1, 5 км по направлению на северо-запад от "адрес", для исключения последнего из государственного реестра объектов размещения отходов; обязать Веселовское МУП ЖКХ обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ рекультивацию объекта размещения отходов - полигона, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 1, 5 км по направлению на северо-запад от "адрес", в соответствии с проектом, соответствующим требованиям Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Решением Багаевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено:
Обязать Веселовское МУП ЖКХ прекратить с ДД.ММ.ГГГГ прием и размещение твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов - полигоне, расположенном по адресу: "адрес", примерно в 1, 5 км по направлению на северо-запад от "адрес", и обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ вывод его из эксплуатации.
Обязать Веселовское МУП ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявление о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов - полигона, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 1, 5 км по направлению на северо-запад от "адрес", для исключения последнего из государственного реестра объектов размещения отходов.
Обязать Веселовское МУП ЖКХ, "адрес" обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ рекультивацию объекта размещения отходов - полигона, расположенного по адресу: "адрес", примерно в 1, 5 км по направлению на северо-запад от "адрес", в соответствии с проектом, соответствующим требованиям Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ решение "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ООО "ЭКОГРАД-Н" - ФИО10 просит отменить решение Багаевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, принять по делу новое судебное постановление, которым отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, основаны на неверном толковании действующих правовых норм. Судами нарушены нормы материального и процессуального права. По мнению кассатора, проектная вместимость полигона в "адрес", предусмотренная проектной документацией, составляет 69 000 т, себя не исчерпала, что опровергает вывод суда о превышении проектной вместимости полигона при установленном значении фактически размещенных на полигоне отходов.
Ростовским межрайонным природоохранным прокурором - ФИО11 на доводы кассационной жалобы принесены возражения, в которых он просит состоявшиеся судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В суде кассационной инстанции представитель ООО "ЭКОГРАД-Н" - ФИО8 доводы кассационной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить, прокурор ФИО9 просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие по делу, не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о рассмотрения дела на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 167, ч.5 ст. 379.5 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, рассматривая дело в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав представителя ООО "ЭКОГРАД-Н" - ФИО8, прокурора ФИО9, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), для отмены состоявшихся судебных актов судов первой и апелляционной инстанции в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законов в сфере обращения с отходами, в частности по вопросу размещений отходов производства и потребления при эксплуатации полигона по адресу: "адрес", примерно в 1, 5 км по направлению на северо-запад от "адрес".
Данный объект размещения отходов входит в зону деятельности регионального оператора ООО "Экоград-Н" и относится к Новочеркасскому МЭОК.
Объект размещения отходов расположен на земельном участке с кадастровым номером N общей площадью 39600 кв.м, эксплуатируемом Веселовским МУП ЖКХ на основании договора аренды, заключенного с администрацией "адрес".
Полигон ТКО поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с присвоением II категории и номера N, что никем не оспаривалось.
Веселовским МУП ЖКХ проведена инвентаризация объектов размещения отходов, по итогам которой составлена характеристика объекта размещения отходов с вместимостью 90000 м3 (18000 т), количество размещенных отходов на объекте составляло 72000 м3 (14000 т), площадь объекта размещения отходов составляла 39600 кв.м.
Информация, содержащаяся в характеристике объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации в 2014 году, послужила основанием для включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (далее, ГРОРО) с присвоением кода N
Веселовское МУП ЖКХ имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ серия N N (виды работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III-IV классов опасности, размещение отходов IV класса опасности), выданную Департаментом Росприроднадзора по ЮФО. Срок действия - бессрочно.
Проведенной природоохранной прокуратурой совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по "адрес" и "адрес" проверкой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Веселовским МУП ЖКХ допущен ряд нарушений природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, в том числе эксплуатация объекта размещения отходов, исчерпавшего проектную мощность.
В ходе проверки произведены линейно-измерительные работы для определения площади и объема размешенных на объекте отходов, по результатам которых, согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по "адрес" и "адрес", установлено следующее: фактическая площадь размещенных отходов составляет 20.344, 29 кв.м, объем размещенных отходов на объекте -- 66.410, 73 м3, что составляет 53.128, 584 т.
Согласно характеристике объекта размещения отходов, составленной Веселовским МУП ЖКХ по итогам инвентаризации 2014 года, вместимость объекта размещения отходов - 90000 м3, что составляет 18000 т.
Также проверкой установлено, что Веселовское МУП ЖКХ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разместило на объекте ТКО N т, при этом, на момент составления, характеристики объекта размещения отходов на полигоне ТКО в 2014 году уже было размещено 14000 т отходов.
При этом согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по "адрес" и "адрес" превышения размещенных отходов согласно отчетности 2-ТП (отходы) составляет 13 344, 338 т.
Согласно характеристике объекта размещения отходов в "адрес" последний введен в эксплуатацию в 2007 году, при этом, согласно проектной документации, разработанной ОАО "Озон" в 2001 году и получившей положительное заключение государственной экспертизы в 2007 году, срок эксплуатации полигона - 10 лет с момента введения в эксплуатацию.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление в адрес Веселовского МУП ЖКХ, однако нарушение законов фактически ответчиком не устранены.
По постановлениям природоохранного прокурора Межрегиональным управлением Росприроднадзора по "адрес" и "адрес" по данным фактам нарушений природоохранного законодательства привлечены к ответственности должностные лица Веселовского МУП ЖКХ, в том числе по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что Веселовское МУП ЖКХ осуществляет свою деятельность по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов с превышением основных технико-экономических показателей полигона по мощности размещения отходов, что привело к невозможности его дальнейшем эксплуатации, а также повлекло ухудшение качества земель и их деградацию.
При этом суд также отметил, строительство нового полигона, расположенного в "адрес", ввод в эксплуатацию которого назначен на ДД.ММ.ГГГГ, позволит обеспечить транспортирование ГКО на новый объект и прекратить транспортирование на полигон, исчерпавший проектную мощность.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции согласился по основаниям, подробно изложенным в апелляционном определении.
При разрешении заявленных требований, суды обоснованно руководствовались положениями ст. 17, 18, 41, 42, 132 Конституции РФ, ст. 210 ГК РФ, ст. 13, 42 ЗК РФ, Федерального закона от 10.01.2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 года N5 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 23.11.1995 года N174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 года N1657, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года N800.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении правовых норм, процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, судами не допущено.
Оценивая и отклоняя доводы кассационной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Исходя из пункта 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1657 "О единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов", объект размещения твердых коммунальных отходов подлежит выводу из эксплуатации после заполнения объекта размещения твердых коммунальных отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на строительство или реконструкцию этого объекта.
Как следует из материалов дела, довод о том, что проектная мощность полигона себя исчерпала, был предметом проверки в нижестоящих судах, своего подтверждения - не нашел.
Вопреки утверждению кассатора, вопрос об исследовании проектной мощности полигона был предметом исследования нижестоящих судов, получил свою оценку в обжалуемых судебных актах.
Указания на то, что проектная мощность полигона составляет 69 000 т, рабочий проект - не содержит (т.2, л.д.69-100).
При этом, постановлением природоохранного прокурора Межрегионального управления Росприроднадзора по "адрес" и "адрес" по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ директор Веселовского МУП ЖКХ привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.
В рамках административного производства было установлено, что фактическая мощность полигона ТКО в "адрес" составляет 18 000 т, полигон используется после исчерпания остаточной вместимости объекта размещения отходов.
Кроме того, как верно указали суды, срок эксплуатации объекта, установленный проектом (10 лет), истек в 2018 году, что свидетельствует об отсутствии оснований считать дальнейшее использование объекта правомерным.
Доводы кассационной жалобы противоречат материалам дела и судебным актам, основаны на ошибочном толковании правовых норм, являлись предметом обсуждения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов судов не опровергают, по своей сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и с постановленными судебными актами.
Указанные доводы кассационной жалобы основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям ст. ст. 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для удовлетворения кассационной жалобы не находит.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение "адрес" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ООО "ЭКОГРАД-Н" - ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.