Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капитанюк О.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Лозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым в защиту прав и законных интересов ФИО1 к администрации города Симферополя Республики Крым, третьи лица: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, по кассационной жалобе представителя администрации города Симферополя Республики Крым ФИО11 на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 1 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Капитанюк О.В, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО12, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности заместителя прокурора Киевского района г. Симферополя Республики Крым обратился с иском в интересах Майстренко С.С. к администрации г. Симферополя Республики Крым о возложении обязанности предоставить Майстренко С.С. жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее 25 кв.м.
В обоснование требований истец указал на то, что Майстренко С.С. отнесен к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 22 мая 2017 г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Между тем по настоящее время жилое помещение не предоставлено, чем нарушены жилищные права Майстренко С.С, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 1 августа 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 ноября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя администрации города Симферополя Республики Крым ФИО6 ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда города Симферополя от 1 августа 2023 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 ноября 2023 г. как незаконных и необоснованных, вынесенных на основании ошибочных выводов, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела, при неполном выяснении всех существенных обстоятельств по делу, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО13 возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание не явились, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на основании постановления администрации города Симферополь от 1 июня 2016 г. N до совершеннолетия находился под опекой ФИО7, проживая в занимаемом последней жилом помещении.
Родители ФИО1 - ФИО8 и ФИО9 лишены родительских прав решением Киевского районного суда г. Симферополя от 29 февраля 2016 г.
22 мая 2017 г. Майстренко С.С. принят администрацией города Симферополь на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включен в список детей-сирот и детей, которые подлежат обеспечению жилым помещением.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Киевского района г. Симферополя в связи с обращением Майстренко С.С. установлено, что заявитель жильем не обеспечен.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходил из того, что Майстренко С.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, не имеет жилого помещения и до настоящего времени жилым помещением не обеспечен при наличии у него такого права.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции, указав в постановлении, что выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты, оснований для иной оценки доказательств, изложенной судом в решении, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 4 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу пункта 1 статьи 8 поименованного Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичные положения содержатся и в статье 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (в ред. Закона Республики Крым от 10 сентября 2019 г. N 644-ЗРК/2019).
Частью 1 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за счет объектов специализированного жилищного фонда Республики Крым, передаваемого в муниципальный специализированный жилищный фонд; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Учитывая, что Майстренко С.С. относится к числу детей-сирот, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, выводы судов в полной мере соответствуют приведенным нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что фактически реализация ответчиком полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями поставлена в прямую зависимость от принятия органами государственной власти Республики Крым соответствующих решений о финансировании, которое осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым на соответствующие цели из федерального бюджета, основанием для отмены судебных актов не является.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 г N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (в ред. Закона Республики Крым от 9 января 2018 г. N 460-ЗРК/2018) финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым (часть 1).
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 9 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (часть 2).
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию (часть 4).
Доводы кассационной жалобы о том, что порядок обеспечения лиц вышеуказанной категории жилыми помещениями строго регламентирован и включает в себя комплекс мероприятии обязательного характера; в 2023 г. для обеспечения жилыми помещениями данной категории между администрацией города Симферополя и Министерством образования, науки молодежи Республики Крым заключены соглашения на приобретение для детей сирот однокомнатных квартир; выделены межбюджетные трансферты из федерального и республиканского бюджетов соответственно, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм материального и процессуального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 1 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Симферополя Республики Крым ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.