Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Капитанюк О.В, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Симферополя по доверенности ФИО5 на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2023 года по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Симферополя в интересах Андруховича Александра Степановича к Администрации г. Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики администрации г. Симферополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство жилищной политики и государственного строительства Республики Крым, о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Симферополя Республики Крым обратился в суд в интересах Андруховича А.С. с иском к Администрации г. Симферополя, Муниципальному казенному учреждению Департамент жилищной политики администрации г. Симферополя, в котором просит признать незаконным постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Андруховичу А.С. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; возложить на администрацию г. Симферополя Республики Крым обязанность включить Андруховича А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 августа 2023 года исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Симферополя Республики Крым в интересах Андруховича А.С. удовлетворены.
Признано незаконным постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Андруховичу А.С. во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На администрацию г. Симферополя Республики Крым возложена обязанность включить Андруховича А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, заявитель выражает несогласие с принятыми решением суда и апелляционным определением, просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым отменить, как незаконные и необоснованные.
На судебное заседание суда кассационной инстанции явились: прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Солдатов С.А.
Иные лица, участвующие в деле, на судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Железнодорожного района г. Симферополя Республики Крым на основании заявления Андруховича А.С. проведена проверка соблюдения жилищных прав истца, в ходе которой установлено, что Андрухович А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Родители Андруховича А.С. - отец ФИО6, мать ФИО7 вступившим в законную силу заочным решением Джанкойского районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ, лишены родительских прав в отношении истца.
Решением исполнительного комитета Яркополенского сельского совета Джанкойского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО8 назначена опекуном над малолетним Андруховичем А.С.
Решением исполнительного комитета Яркополенского сельского совета Джанкойского района Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N за Андруховичем А.С. закреплено жилье, расположенное в "адрес" Джанкойского райна, с принятием мер к его сохранности до достижения истцом совершеннолетия.
ДД.ММ.ГГГГ Андрухович А.С. достиг совершеннолетия.
В соответствии с ответом Департамента по делам детей администрации г. Симферополя Республики Крым, Андрухович А.С. состоял на первичном учете детей, оставшихся без попечения родителей, в отделе по делам детей Джанкойской районной государственной администрации Автономной Республики Крым.
На основании письма службы по делам детей Джанкойской районной государственной администрации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N личное дело Андруховича А.С. передано по месту его фактического проживания в службу по делам детей Симферопольского городского совета, где истец был поставлен на первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ Андрухович А.С. был снят с указанного учета по достижению совершеннолетия.
Согласно свидетельству о базовом общем среднем образовании от ДД.ММ.ГГГГ Андрухович А.С. окончил учебно-воспитательный комплекс "Школа-гимназия" N10 им. Е.К. Покровского Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым.
Как усматривается из диплома о среднем профессиональном образовании от ДД.ММ.ГГГГ Андрухович А.С. в 2015 году окончил Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым "Симферопольский техникум железнодорожного транспорта и промышленности".
ДД.ММ.ГГГГ Андрухович А.С. обратился в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N Андруховичу А.С. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что заявитель достиг возраста 23 лет и отсутствует уважительная причина, которая препятствовала Андруховичу А.С. до достижения возраста 23 лет обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в установленные законом сроки.
Разрешая исковые требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 1, 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым", Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N397, исходил из того, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат обеспечению жилым помещением, однако в установленном законом порядке не был включен в соответствующий список.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, при этом указав, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Республики Крым на основании Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N46-ЗРК/2014 обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Республики Крым, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, в случаях, когда в силу различных причин гражданами, достигшими возраста 23 лет и относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законными представителями не были поданы соответствующие заявления, защита жилищных прав лиц, относящихся к данной категории осуществляется в судебном порядке.
Юридически значимым обстоятельством для разрешения требований лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшего возраста 23 лет, о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма, является установление причин, послуживших основанием пропуска установленного Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ срока обращения с заявлением о постановке его на учет на получение жилого помещения.
До ДД.ММ.ГГГГ (совершеннолетие) Андрухович А.С. состоял на учете детей, оставшихся без попечения родителей, был снят с учета по достижению совершеннолетия, что подтверждается Департаментом по делам детей администрации г. Симферополя Республики Крым.
При этом, сведений о том, что опекуном Андруховича А.С. до достижения им совершеннолетия была исполнена обязанность по обращению в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, материалы дела не содержат.
По настоящее время Андрухович А.С. жильем не обеспечен, собственного жилья не имеет, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в ЕГРН отсутствуют, ранее закрепленное за ним жилое помещение в пользование истца не передано.
Сведений того, что Андруховичу А.С. государственными инспекциями было разъяснено наличие у него соответствующего права, в материалы дела также не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с произведенной судом оценкой доказательств, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку представленные в материалы дела доказательства оценены судом в соответствии со ст. ст. 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, все заявленные требования были предметом тщательной проверки, как суда первой, так и суда апелляционной инстанции, им дана подробная мотивированная оценка с приведением норм права, регулирующих спорное правоотношение и оценкой всех представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, о чем свидетельствуют изготовленные тексты судебных постановлений.
Судами были оценены все доказательства по делу в их совокупности, которые представлены сторонами в рамках состязательного процесса.
В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, не наделен.
В кассационной жалобе не приведено аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, равно как и обстоятельств, не прошедших судебного исследования и нуждающихся в дополнительной проверке.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 01 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии Верховного Суда Республики Крым от 16 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Симферополя по доверенности ФИО5 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.