Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шеханин А.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Шеханин А.А. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шеханин А.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее также- ОСФР по Республике Крым) о признании незаконным решения, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика в удовлетворении данного заявления отказано, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. При этом, ответчиком необоснованно исключены из подсчета специального стажа педагогической деятельности периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте своих требований, истец просил суд признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ преподавателем Ялтинской детской художественной школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем (специалист второй категории) Ялтинской детской художественной школы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем (специалист второй категории) учреждения культуры "Ялтинская художественная школа им. Ф.А. Васильева", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем (специалист высшей категории и педагогическое звание старший преподаватель) учреждения культуры "Ялтинская художественная школа им. Ф.А. Васильева", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем (специалист высшей категории и педагогическое звание старший преподаватель) муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования "Ялтинская художественная школа им. Ф.А. Васильева" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавателем (специалист квалификационной категории и педагогическое звание старший преподаватель) муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Ялтинская детская художественная школа им. Ф.А. Васильева" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Шеханин А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июля 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шеханин А.А. просит судебные акты отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного Постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
- на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии но старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
В разделе Списка N 781 "Наименование учреждений" поименованы учреждения дополнительного образования детей - "детская школа искусств, в том числе по видам искусств"; в разделе "Наименование должностей" указана, в частности, должность преподавателя.
В части 3 статьи 83 Федерального закона от 23 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено какие организации дополнительного образования детей могут осуществлять образовательную деятельность Российской Федерации: "для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств создаются образовательные организации дополнительного образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа", "детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств)".
Таким образом, правом на досрочную страховую пенсию по старости на льготных условиях обладает преподаватель, работающий в учреждениях дополнительного образования детей, перечисленных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" только при соблюдении условий, указанных в пункте 12 Правил.
Положения пункта 12 Правил от 29 октября 2002 г..N 781 неоднократно являлись предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, которым высказана правовая позиция о том, что оспариваемый пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N 781, фактически воспроизводит положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г..N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г..N 1067", предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без ограничений, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г..N 954-О, от 19 декабря 2019 г..N 3376-О от 23 апреля 2020 г..N 1026-О).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шеханин А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении досрочной страховой пенсии по старости Шеханин А.А. отказано, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Из решения ответчика следует, что в расчет специального стажа не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе учебные отпуска и отпуска без сохранения заработной платы), поскольку не выполнено одно из необходимых условий, определенных пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для включения спорных периодов работы истца в педагогический стаж, учитывая необходимость соблюдения условий пункта 12 Правил N 781 (о наличии льготного стажа 16 лет 08 месяцев на ДД.ММ.ГГГГ).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводом суда и признает изложенные выше выводы правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Указанные в кассационной жалобе доводы о возможности включения спорных периодов работы истца (до ДД.ММ.ГГГГ) в специальный стаж, поскольку они приходились на период действия законодательства Украины и соблюдения п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не требовалось, основаны на неправильном понимании подлежащих применению норм права, и не могут быть приняты во внимание.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шеханин А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.