Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Ивановой Е.В. и Парамоновой Т.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакского межрайонного прокуратура Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования Охотниковское сельское поселение Сакского района Республики Крым к Администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым, ФИО1, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Охотниковский сельский совет Сакского района Республики Крым о признании недействительным ненормативного акта, прекращении права собственности, по кассационному представлению прокурора Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 октября 2023 года
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сакский межрайонный прокурор Республика Крым обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования Охотниковское сельское поселение Сакского района Республики Крым с иском к Администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым, ФИО1, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Охотниковский сельский совет Сакского района Республики Крым в котором просит признать недействительным постановление администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации ФИО1", прекратить зарегистрированное право собственности ФИО1 на земельный участок, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Охотниково, ул. Первомайская, 21, кадастровый номер N, номер государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить положение, существовавшее до нарушения права, путем возврата земельного участка 1000 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Охотниково, ул. Первомайская, 21, кадастровый номер N, в собственность Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2022 года иск удовлетворен.
Признано недействительным постановление администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 27.04.2016 N 59 "О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации ФИО1".
Прекращено право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 1000 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, номер государственной регистрации права в ЕГРН N от ДД.ММ.ГГГГ.
Восстановлено положение, существовавшее до нарушения права, путем возврата земельного участка, 1000 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, в собственность муниципального образования Охотниковское сельское поселение Сакского района Республики Крым.
С Администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым, ФИО1 в доход местного бюджета судебные расходы в размере 600 рублей, с каждого по 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований Сакского межрайонного прокурора Республики Крым отказано в полном объеме.
В кассационном представлении Прокуратура Республики Крым просит отменить судебный акт суда апелляционной инстанции, в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что ошибочным является вывод суда апелляционной инстанции относительно того, что оспариваемое решение Охотниковского сельского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, послужившее основанием для завершения оформления права на земельный участок, на ДД.ММ.ГГГГ являлось действующим.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение ответчика и третьих лиц, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность их явки в суд кассационной инстанции, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповалову О.Ю, поддержавшую доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает, что такого характера нарушения не допущены судом апелляционной инстанции, в связи с чем, основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, решением Охотниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О выдаче разрешения гражданке ФИО1 на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в "адрес"" ответчику выдано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в частную собственность земельного участка общей площадью 0, 10 га. пашни из земель, не предоставленных в собственность или постоянное пользование в границах населенного пункта на территории Охотниковского сельского совета для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в "адрес".
Пунктом 3 решения Охотниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N установлен срок действия данного решения до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, 16 сентября 2008 года был принят Закон Украины N 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому изложена в новой редакции статья 151 Земельного кодекса Украины, устанавливающая срок действия разрешения на составление проекта отвода земельного участка. Указанный закон вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Охотниковским сельским советом вынесено решение N "О внесений изменений в решения Охотниковского сельского совета".
Пунктом 2 внесены изменения в решение Охотниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в "адрес"" в части выдачи разрешения ФИО1, заменив цифры в п.3 решения с "01.12.2009" на "01.12.2010".
ДД.ММ.ГГГГ Охотниковским сельским советом вынесено решение N 161 "О продлении срока действия решений сессии Охотниковского сельского совета".
Пунктом 3 указано, продлить срок действия решения Охотниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О выдаче разрешения гражданке ФИО1 на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в "адрес"" до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Охотниковским сельским советом вынесено решение N 511 "О продлении срока действия решений сессии Охотниковского сельского совета".
Пунктом 1 указано, продлить срок действия решения Охотниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О выдаче разрешения гражданке ФИО1 на составление проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек в "адрес"" до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к председателю Охотниковского сельского совета - главе администрации Охотниковского сельского поселения ФИО3 с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", закона Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 313, площадью 1000 кв.м, кадастровый номер N, расположенного по адресу: "адрес" на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ N, N от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 27 апреля 2016 года N 59 "О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке РФ ФИО1" ФИО1 предоставлен бесплатно в собственность земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, Сакский район, с. Охотниково, ул. Первомайская, 21, кадастровый N
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок за ФИО1 на основании постановления администрации Охотниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N номер государственной регистрации права N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" согласно которому завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату, пришел к выводу об обоснованности требований прокурора о признании недействительным постановления Администрации Охотниковского поселения Сакского района от ДД.ММ.ГГГГ N, так как ФИО1 предоставила с целью дооформления прав на земельный участок решение Охотниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N, которое прекратило свое действие ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, пришел к выводу, что постановление администрации Охотниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N принято с нарушением части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 313, на основании недействующего на ДД.ММ.ГГГГ решения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, установив, что само решение Охотниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N 137 с учетом изменений, являлось действующим до ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем решениями Охотниковского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, срок действия решения Охотниковского сельского совета N продлевался до ДД.ММ.ГГГГ, а потом до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что Охотниковский сельский совет в начале изменил принятое решение, а после дважды продлил срок его действия, установив его до ДД.ММ.ГГГГ, а также учитывая, что основанием обращения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права, ФИО1 указано как решение от ДД.ММ.ГГГГ N, так и решение N от ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу о необоснованности ссылки прокурора на прекращение действия решения от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку имеет место не оспариваемое истцом решение N от ДД.ММ.ГГГГ, которым срок действия решения от ДД.ММ.ГГГГ N, установлен до ДД.ММ.ГГГГ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы суда первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным судами обстоятельствам дела, существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Согласно статье 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого постановления) установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Пунктом 4 данного Порядка устанавливалось, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.
Согласно пункту 12 Порядка, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
ДД.ММ.ГГГГ принят Закон Украины N "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому изложена в новой редакции статья 151 Земельного кодекса Украины, устанавливающая срок действия разрешения на составление проекта отвода земельного участка. Указанный закон вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ.
10 декабря 2009 года вступил в силу Закон Украины от 5 ноября 2009 г. N 1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", которым статья 151 Земельного кодекса Украины изложена в новой редакции, отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
Права лиц, которым аналогичные разрешения на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков были выданы после 10 декабря 2009 года, сроком действия соответствующих актов не ограничивались.
Конституционный принцип равенства всех перед законом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов (постановления от 14 июля 2005 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки ФИО4 и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа", от 8 декабря 2017 г. N 39-П "По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО12, ФИО6 и ФИО7").
Граждане, которым выданы разрешения на составление проектов землеустройства до 10 декабря 2009 года, фактически лишены возможности завершить оформление права собственности на земельные участки в порядке части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK, поскольку на момент вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ срок действия указанных разрешений истек.
В то же время граждане, которым аналогичные разрешения выданы после 10 декабря 2009 года, имеют право на завершение процесса оформления земельных участков в собственность, так как срок действия упомянутых разрешений органами власти установлен не был.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, вследствие того, что ставят право граждан на получение земельных участков в собственность в зависимость от даты получения разрешений на составление проектов землеустройства по отводу этих участков.
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 года N15-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан".
Часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK устанавливает, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
При этом положения Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-3PK не ставят возможность завершения оформления прав на земельный участок в зависимость от наличия либо отсутствия сроков действия решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Установив, что правоотношения между сторонами возникли при предоставлении истцу разрешения на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, приняв во внимание, что указанные правоотношения носят длящийся характер, полагая, что решение Охотниковского сельского совета от 10 августа 2007 года N 137, с учетом решений Охотниковского сельского совета N 611 от 17 марта 2010 года, N 161 от 11 октября 2011 года, N 511 от 25 февраля 2014 года не прекратило свое действие, и в силу положений статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на 21 марта 2014 года являлось действующим, пришел к верному выводу, что постановление администрации Охотниковского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 27.04.2016 N 59 "О предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданке Российской Федерации ФИО1" не может быть признано недействительным по данному основанию, с чем соглашается суд кассационной инстанции.
Доводы кассационного представления в целом сводятся к изложению заявителем своей позиции по делу, собственной оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения, влекущие отмену судебного постановления в кассационном порядке.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности. Наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Нарушений правил оценки доказательств судебной коллегий по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установлено. Выводы суда, содержащиеся в оспариваемом судебном постановлении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Судом апелляционной инстанции установлены все обстоятельства дела, которые получили надлежащую правовую оценку во взаимосвязи. В оспариваемом судебном акте отражены все значимые обстоятельства, приведены мотивы, по которым суд пришел к тем или иным выводам и постановилобжалуемое апелляционное определение.
Кассационная жалоба не содержит оснований, по которым состоявшийся по делу судебный акт мог бы быть отменен или изменен, а также ссылок на допущение процессуальных нарушений или неверное применение норм материального права, являющиеся основанием для отмены правильного по существу судебного постановления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационную жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационное представление Прокурора Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Е.В. Иванова
Т.И. Парамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.