Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступнева О.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе представителя Ступнева О.В. - ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, выслушав объяснения представителя Ступнева О.В.- ФИО7, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ступнева О.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, о возложении обязанности включить в стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N Ступнева О.В. отказано в установлении страховой пенсии, ввиду отсутствия страхового стажа и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
При рассмотрении заявления о назначении пенсии ответчиком в страховой стаж не включены следующие периоды работы истицы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - специалист в ООО " Научно-производственное предприятие "ЛВС";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - региональный менеджер в СФДП "Меркс-Мебель";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - региональный менеджер в СФ ООО "Меркс-Трейд".
Данные периоды не включены в страховой стаж по причине отсутствия сведений об уплате страховых взносов и документов, подтверждающих постоянную регистрацию истицы по месту жительства на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Период работы в должности директора ООО "ОКСОУ-ГОЛД" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в страховой стаж, поскольку в трудовой книжке истицы печать данного общества, подтверждающая увольнение, отсутствует.
Также органом пенсионного обеспечения не учтено, что приказом начальника ПСО Ямало-Ненецкого строительно-монтажного треста "Ямалгражданстрой" от ДД.ММ.ГГГГ Ступнева О.В. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до трех лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Далее указано, что при обращении с заявлением о назначении пенсии истицей ответчику представлены все необходимые документы для назначения пенсии, подтверждающие стаж ее работы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Ступнева О.В. просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N; обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий право Ступнева О.В. на назначение страховой пенсии, следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве специалиста в ООО "Научно- производственное предприятие "ЛВС";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве регионального менеджера в СФДП "Меркс-Мебель";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве регионального менеджера в СФ ООО "Меркс-Трейд";
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в качестве директора в ООО "ОКСОУ-ГОЛД"; назначить Ступнева О.В. страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2022 года исковые требования Ступнева О.В. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 июня 2023 года указанное решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Ступнева О.В.
В кассационной жалобе представитель Ступнева О.В. - ФИО1 просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 400-ФЗ под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
На основании части 1 статьи 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
На основании ст. 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Ступнева О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о назначении страховой пенсии на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ.
При обращении в орган пенсионного обеспечения Ступнева О.В. предоставила паспорт гражданина Российской Федерации серии N, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по Республике Крым в Симферопольском районе.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации Ступнева О.В. О.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: "адрес".
Из сообщения Министерства внутренних дел по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что по имеющимся учетам Управления по опросам миграции МВД по Республике Крым, Ступнева О.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, документирована паспортом гражданина Российской Федерации серии N, выданным ОУФМС России по Республике Крым в Симферопольском районе (910-026) ДД.ММ.ГГГГ. При подаче заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации Ступнева О.В. О.В. предоставила паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации серии 51 N, выданный ДД.ММ.ГГГГ Генеральным консульством России в городе Симферополь.
Для назначения страховой пенсии истица предоставила трудовую книжку БТ-Н N, согласно которой она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в качестве специалиста в ООО "Научно- производственное предприятие "ЛВС"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве регионального менеджера в СФДП "Меркс-Мебель"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве регионального менеджера в СФ ООО "Меркс-Трейд"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве директора в ООО "ОКСОУ-ГОЛД".
Указанные периоды не включены ответчиком в страховой стаж, поскольку отсутствуют сведения об уплате страховых взносов и документы, подтверждающие постоянную регистрацию по месту жительства на территории Республики Крым.
По представленным документам продолжительность общего страхового стажа составляет 8 лет 8 месяцев 21 день, продолжительность стажа в районах Крайнего Севера составляет - 7 лет 1 месяц 23 дня.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в стаж периодов работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции исходил из того, что факт ее постоянного проживания на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя нашел свое подтверждение, следовательно, ответчик должен был учесть спорные периоды работы с учетом применения положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым не согласилась с решением районного суда. Указав на неправильное применение судом первой инстанции при разрешении спора норм материального права, судебная коллегия пришла к выводу об отмене указанного решения.
Принимая новое решение об отказе удовлетворении требований, судебная коллегия указала следующее.
На основании ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего договора.
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статье 11 этого же Закона, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с названным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 11 вышеуказанного закона установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N 208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее также Федеральный закон N 208-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона N 208-ФЗ закреплен порядок исчисления страхового (трудового) стажа при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации. В частности, предусмотрено правило, согласно которому периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ; данные периоды подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Положения Федерального закона N 208-ФЗ, содержащие льготные условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, и позволяющие приравнять периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно, к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства, подтвердивших в установленном порядке факт своего проживания на территории Республики Крым или города Севастополя.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона N208-ФЗ подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона N208-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере "данные изъяты".
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 62-ФЗ от 31 мая 2002 "О гражданстве Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Следовательно, при наличии у заявителя гражданства Российской Федерации, приобретенного до 18 марта 2014 года, и гражданства другого государства, он должен рассматриваться пенсионным органом как гражданин Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия исходила из того, что доказательства, подтверждающие уплату в спорные периоды работы истицы страховых взносов в Пенсионных фонд Российской Федерации, отсутствуют, и, соответственно отсутствуют основания для включения данных периодов в страховой стаж для назначения страховой пенсии.
Судебная коллегия учитывала, что истица является гражданином Российской Федерации, получившим свое гражданство не в силу Федерального Конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов ? Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а в силу Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", подтверждением чему является паспорт гражданина Российской Федерации серия N, выданный ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, пришла к выводу об отсутствии оснований для применения в отношении истицы Федерального закона N 208-ФЗ, поскольку она не является субъектом, на которого данный закон распространяет свое действие.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права и на установленных по делу обстоятельствах, получивших надлежащую оценку.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции, о наличии оснований для применении при решении вопроса о назначении Ступнева О.В. пенсии, положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном понимании и толковании подлежащих применению норм материального права.
Положения Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", содержащие льготные условия для назначения пенсии, исходя из системного анализа указанного Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако, истица к таким лицам, исходя из установленных судом обстоятельств, не относится.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, не опровергают их, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 20 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ступнева О.В. - ФИО1- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.