Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к Кашкапеев В.Ю, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" о признании недействительными справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования, по кассационной жалобе представителя Кашкапеев В.Ю.- ФИО7 на решение Гуковского городского суда Ростовской области от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее ГУ-ОПФР по РО) обратилось в суд с иском к Кашкапеев В.Ю, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области") о признании недействительными справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования.
В обоснование исковых требований указано, что Кашкапеев В.Ю. являлся получателем ЕДВ и пенсии по инвалидности на основании представленных им в пенсионный орган для назначения указанных выплат справки об установлении инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина серии N N, признанного инвалидом, выданных Бюро N30 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области", согласно которым Кашкапеев В.Ю. впервые с ДД.ММ.ГГГГ установлена "данные изъяты" инвалидности бессрочно.
Согласно ответу ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области", данные о проведении МСЭ в отношении Кашкапеев В.Ю. в ЕАВИИАС и на бумажных носителях в ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" отсутствуют.
По мнению истца, названные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик не направлялся в установленном порядке на прохождение медико-социальной экспертизы на предмет установления ему инвалидности, и его справка об инвалидности и выписка из акта медицинского освидетельствования недействительны.
На основании изложенного, истец просил суд признать недействительными с момента выдачи справку Бюро N30 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" серии N от ДД.ММ.ГГГГ N об установлении Кашкапеев В.Ю. "данные изъяты" инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.
Решением Гуковского городского суда Ростовской области от 16 мая 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 сентября 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Кашкапеев В.Ю. просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, серии N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной руководителем Бюро N 30 - филиалом ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" ФИО5, Кашкапеев В.Ю. впервые с ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность "данные изъяты" вследствие общего заболевания, бессрочно.
На основании справки об установлении инвалидности N от ДД.ММ.ГГГГ N и иных предоставленных истцу документов, Кашкапеев В.Ю. назначены и выплачивались пенсионным органом пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ еще и ЕДВ.
В рамках проведения проверки обоснованности выдачи гражданам справок об установлении инвалидности, УПФР в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ получен ответ из ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" о том, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ, и на бумажном носителе в сохранившемся архиве Бюро N30 - филиале ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области" отсутствуют данные о проведении МСЭ, в том числе, Кашкапеев В.Ю.
С ДД.ММ.ГГГГ Кашкапеев В.Ю. прекращена выплата ЕДВ, а также пенсии по инвалидности.
В соответствии с ответом главного врача МБУЗ "ЦГБ" г. Гуково от ДД.ММ.ГГГГ N на запрос суда, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кашкапеев В.Ю. на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы не направлялся.
Суд указал, что отсутствие у Кашкапеев В.Ю. заболеваний, которые могли послужить основанием для установления ему ДД.ММ.ГГГГ группы инвалидности подтверждается ответом ТФОРМС РО, согласно которому за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано 4 обращения Кашкапеев В.Ю. в медицинские учреждения, а именно в ГБУ РО "УТБ" ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом миозит неуточненный, ДД.ММ.ГГГГ.- др. острые инфекции верхних дыхательных путей множественной локализации, ДД.ММ.ГГГГ.- ДД.ММ.ГГГГ - острая инфекция верхних дыхательных путей, ДД.ММ.ГГГГ. обследование глаз и зрения.
ФКУ ГБ МСЭ по РО письмом от ДД.ММ.ГГГГ подтвердило отсутствие в ФГИС ЕАВИИАС МСЭ сведений о проведении в отношении Кашкапеев В.Ю. медико-социальной экспертизы.
По сведениям ОСФР по РО Кашкапеев В.Ю. выдавались листки нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об индивидуальной программе реабилитации и абилитации отсутствуют, с заявлением на обеспечение техническими средствами реабилитации Кашкапеев В.Ю. не обращался.
С целью установления юридически значимых обстоятельств по делу, выяснения вопроса, имелись ли основания для установления Кашкапеев В.Ю. инвалидности и выдачи ему справки об инвалидности и выписки из акта освидетельствования, определением Гуковского городского суда Ростовской области по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
В определении разъяснена необходимость явки Кашкапеев В.Ю. для осуществления экспертизы и предоставления имеющихся медицинских документов.
Согласно заключению экспертов ФКУ "ГБ МСЭ по Белгородской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ оснований для установления Кашкапеев В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ группы инвалидности не имелось.
В настоящее время признаки инвалидности у Кашкапеев В.Ю. оценить не представляется возможным, в виду отсутствия формы 088/у.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями нормативных актов, регламентирующих порядок признания лица инвалидом и порядок проведения медико-социальной экспертизы, исходя из того, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой при проведении медико-социальной экспертизы, а также на бумажных носителях отсутствует информация о прохождении Кашкапеев В.Ю. медико-социальной экспертизы, письменные доказательства, свидетельствующие о прохождении Кашкапеев В.Ю. медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, им не представлены, приняв во внимание, что Кашкапеев В.Ю. не представлено медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие у него заболевания, являющегося основанием для установления ему ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" инвалидности бессрочно, пришел к выводу о незаконном получении ответчиком справки МСЭ без проведения освидетельствования, и наличии оснований для признания недействительными с момента выдачи справки и выписки из акта освидетельствования серии N N, выданными Бюро N 30 - филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Ростовской области".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с указанными выводами суда, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении норм материального права.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 N31 (действовавшего до 13.06.2021) (далее - Порядок), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (действовавшие до 30.06.2022).
В соответствии с пунктами 2, 5 - 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
В соответствии с п. 13 Правил установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п. 17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).
Критерием для определения второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.
В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья.
Согласно пункту 26 Правил при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В силу пункта 29 Правил по результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (Главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.
Пунктом 35 Правил установлено, что выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, направляется соответствующим филиалом (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-х-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 N59-н был утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливал порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которые данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы, и действовал до 13.06.2021 (утратил силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 30.12.2020 N978н, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования).
В соответствии с п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N088/у-06, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N77 или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 N 874 (направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
Из вышеприведенных норм следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты. Определение наличия или отсутствия основания признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Критерии для установления групп инвалидности, в частности второй группы, нормативно определены.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор по существу, суды, дав должную оценку представленным доказательствам, принимая во внимание, что основанием для признания недействительными справки МСЭ и выписки из акта медицинского освидетельствования послужило не только отсутствие соответствующих сведений в ФКУ "ГБ МСЭ" по Ростовской области, но и каких-либо медицинских документов, в том числе у ответчика и в МБУЗ "ЦГБ" г. Гуково, установив, что вышеприведенными действующими в 2016 году нормативно-правовыми актами не предусматривалось установление 2-й группы инвалидности бессрочно при первичном освидетельствовании гражданина в бюро медико-социальной экспертизы, пришли к верному выводу о незаконном получении Кашкапеев В.Ю. справки МСЭ.
Доводы кассационной жалобы, по сути, сводятся к несогласию с выводами судов относительно фактических обстоятельств дела и к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, направлены на иное установление фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гуковского городского суда Ростовской области от 16 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 11 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кашкапеев В.Ю.- ФИО7- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.