Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Авериной Е.Г.
судей Ивановой Е.В. и Парамоновой Т.И, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, ООО "Фанагория-Юг" о признании недействительными записи в реестре муниципального имущества, недействительными выписки из реестра муниципального имущества, недействительными в ЕГРН государственные регистрации права собственности на земельные участки, недействительными договоры аренды земельных участков, о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, о восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке и государственной регистрации права собственности;
по встречному иску администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управления имущественных отношений муниципального образовании город-курорт Анапа к ФИО1 о признании отсутствующим право собственности, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, по кассационной жалобе администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО4, представителя ООО "Фанагория-Юг" ФИО3, представителя ФИО1- ФИО10, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, ООО "Фанагория-Юг", в котором просил признать недействительными в реестре муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа записи о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами N, N; признать недействительными выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на указанные земельные участки; признать недействительными государственную регистрацию в ЕГРН права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на указанные земельные участки и погасить (аннулировать) соответствующие записи; признать недействительными договоры аренды земельных участков N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которых является аренда указанных земельных участков; снять с государственного кадастрового учета земельные участки с КН N, N, N, восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке с кадастровым номером N (единое землепользование), расположенного по адресу: "адрес"; восстановить в ЕГРН государственную регистрацию права собственности ФИО1 на земельный участок с КН N N (единое землепользование); указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 19 июня 2020 года было отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 октября 2020 года решение Анапского районного суда Краснодарского края от 19 июня 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2021 года решение Анапского районного суда Краснодарского края от 19 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06 октября 2020 года отменены.
Гражданское дело направлено на новое рассмотрение в Анапский районный суд Краснодарского края.
При повторном рассмотрении дела судом первой инстанции, истец по первоначальному иску ФИО1 уточнил исковые требования, в которых просил:
признать недействительной в реестре муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа запись о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359833 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
признать недействительной выписку из реестра муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, выданную управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359833 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
признать недействительной в реестре муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа запись о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359020 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
признать недействительной выписку из реестра муниципального имущества муниципального образования г.-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, выданную управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359020 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес";
признать недействительной в ЕГРН государственную регистрацию права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359833 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и погасить (аннулировать) запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ;
признать недействительной в ЕГРН государственную регистрацию права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359020 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес" и погасить (аннулировать) запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ;
признать недействительным договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным образованием город-курорт Анапа в лице управления имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа и обществом с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг", предметом которого является аренда земельного участка площадью 359833 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земли ЗАО АФ "Гостагаевская", применить последствия его недействительности и погасить (аннулировать) в ЕГРН запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ;
признать недействительным договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным образованием город-курорт Анапа в лице управления имущественных отношений муниципального образования г.-к. Анапа и обществом с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг", предметом которого является аренда земельного участка площадью 359020 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", применить последствия его недействительности и погасить (аннулировать) в ЕГРН запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ;
снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 287071 кв.м, категория земель: отсутствует, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и исключить из ЕГРН сведения о нем;
снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 359833 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес" и исключить из ЕГРН сведения о нем;
снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 359020 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и исключить из ЕГРН сведения о нем;
восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке площадью 1005925 кв.м, категория земель: из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N (единое землепользование), расположенный по адресу: "адрес";
восстановить в ЕГРН государственную регистрацию права собственности ФИО1 на земельный участок площадью 1005925 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N (единое землепользование), расположенный по адресу "адрес"
указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием Управлению Росреестра по "адрес" для внесения соответствующих изменений в ЕГРН (погашения, восстановления, исключения записей и сведений) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земельного участка с кадастровым номером N (единое землепользование), расположенного по адресу: "адрес" без заявления собственника и истребования дополнительных документов;
восстановить положение, существовавшее до нарушения его права на его имущество, и пресечь действия, нарушающие его право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения;
признать отсутствующими основания возникновения права муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами N и N;
признать отсутствующими права муниципального образования город- курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами N и N;
признать незаконным внесение в реестр муниципального имущества записи земельных участков с кадастровыми номерами N и N;
признать незаконными действия регистратора по внесению земельных участков с кадастровыми номерами N и N в реестр муниципального имущества;
применить последствия незаконности записи в реестре муниципального имущества, а именно обязать удалить из реестра муниципального имущества записи о земельных участках с кадастровыми номерами N и N из реестра муниципального имущества;
признать отсутствующими основания регистрации в ЕГРП (в ЕГРН) право муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами N и N;
признать незаконными действия регистратора органа регистрации прав Росреестра по регистрации в ЕГРП (в ЕГРН) права муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами N и N;
применить последствия незаконности регистрации прав муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, а именно, обязать Росреестр удалить из ЕГРН сведения о регистрации прав муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами N и N; обязать удалить из ЕГРН (ЕГПР) и из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами N, N и N;
признать незаконными действия регистратора кадастровой палаты по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N;
обязать Росреестр восстановить сведения в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером N; обязать Росреестр восстановить аннулированные и исключенные из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с сохранением сведений о его уникальных характеристиках: кадастрового номера N, даты внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, площади участка и описания его местоположения (адреса);
признать незаконными действия регистратора по присвоению статуса "архивный" земельному участку с кадастровым номером N;
применить последствия незаконности действий регистратора по присвоению статуса "архивный" земельному участку с кадастровым номером N и обязать Росреестр восстановить земельный участок с кадастровым номером N из статуса "архивный" в статус, который был до нарушения его права (ранее учтенный).
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, в удовлетворении встречных исковых требований администрации МО город-курорт Анапа отказано.
Суд постановил:
признать недействительной в реестре муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа запись о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359833 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
признать недействительной выписку из реестра муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359833 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
признать недействительной в реестре муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа запись о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359020 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес"
признать недействительной выписку из реестра муниципального имущества муниципального образования г.-к. Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, выданную Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, о праве собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359020 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
признать недействительной в ЕГРН государственную регистрацию права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359833 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и погашении (аннулировании) записи регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ.
признать недействительной в ЕГРН государственную регистрацию права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359020 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и погашении (аннулировании) записи регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ.
признать недействительным договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным образованием г.-к. Анапа в лице Управления имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа и Обществом с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг", предметом которого является аренда земельного участка площадью 359833 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земли ЗАО АФ "Гостагаевская", применить последствия его недействительности и погасить (аннулировать) в ЕГРН записи регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ.
признать недействительным договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между муниципальным образованием город-курорт Анапа в лице Управления имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа и Обществом с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг", предметом которого является аренда земельного участка площадью 359020 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", применить последствия его недействительности и погасить (аннулировать) в ЕГРН запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ;
снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 287071 кв.м, категория земель: отсутствует, вид разрешенного использования-ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и исключении из ЕГРН сведения о нем.
снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 359833 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" и исключении из ЕГРН сведения о нем.
снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 359020 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования-ведение сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу "адрес" и исключении из ЕГРН сведения о нем.
восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке площадью 1005925 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования- ведение сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N (единое землепользование), расположенный по адресу "адрес"
восстановить в ЕГРН государственную регистрацию права собственности ФИО1 на земельный участок площадью 1005925 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N (единое землепользование), расположенный по адресу: "адрес".
Кроме того, судом постановлено, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления Росреестра по Краснодарскому краю по внесению соответствующих изменений в ЕГРН (погашения, восстановления, исключения записей и сведений) в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", земельного участка с кадастровым номером N (единое землепользование), расположенного по адресу: "адрес" без заявления собственника и истребования дополнительных документов.
В удовлетворении встречного иска администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управления имущественных отношений муниципального образования г.-к. Анапа к ФИО1 о признании отсутствующим право собственности, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 ноября 2022 года решение Анапского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2022 года отменено.
По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, ООО "Фанагория-Юг" о признании недействительными записи в реестре муниципального имущества, недействительными выписки из реестра муниципального имущества, недействительными в ЕГРН государственные регистрации права собственности на земельные участки, недействительными договоры аренды земельных участков, о снятии земельных участков с государственного кадастрового учета, о восстановлении в ЕГРН сведений о земельном участке и государственной регистрации права собственности отказано.
Встречные исковые требования администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управления имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа к ФИО1 о признании отсутствующим право собственности, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01 ноября 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 октября 2023 года решение Анапского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования город-курорт Анапа просит отменить указанные судебные акты, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющихся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что владение земельным участком с кадастровым номером N ФИО1 не осуществляет. На протяжении всех судебных заседаний ФИО1, как при рассмотрении суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции не представил ни одного доказательства, свидетельствующего о фактическом владении указанным земельным участком. На земельных участках с кадастровыми номерами N, N ООО "Фанагория-Юг" осуществлена закладка виноградников, проведены работы по уходу за ними. Доказательствами фактического владения ООО "Фанагория-Юг" земельными участками с кадастровыми номерами N, N подтверждается актом обследования специалистами администрации муниципального образования город-курорт Анапа с приложением фототаблицы.
ФИО1 в ходе судебных заседаний не отрицал фактическое использование земельных участков с кадастровыми номерами N, N обществом.
Земельный участок с кадастровым номером N не обрабатывается ФИО1, зарос сорной растительностью, не огорожен, что также подтверждается актом обследования.
ФИО1 не представил доказательств фактического владения и использования земельного участка с кадастровым номером N. Таким образом, ссылка судов первой и апелляционной инстанций о владении ФИО1 земельным участком с кадастровым номером N является несостоятельной и недоказанной материалами дела.
В возражениях на кассационную жалобу ФИО1 выражает несогласие с доводами, изложенными в ней, и указывает на законность принятых по делу судебных актов.
ФИО1 и представители третьих лиц, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, ФИО1 представление своих интересов доверил ФИО10
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность их явки, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа ФИО4, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя ООО "Фанагория-Юг" ФИО3, также просившего вынести законное решение, представителя ФИО1- ФИО10, возражавшего против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судами следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 (покупатель) и ФИО11 (продавец) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Право собственности ФИО1 зарегистрировано в установленном законом порядке, в ЕГРН внесена запись N от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано свидетельство о государственной регистрации права серия N N на земельный участок, площадью 1005925 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО5 заключен договор дарения земельного участка площадью 1 005 925 кв.м, с кадастровым номером N, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес", переход права зарегистрирован в установленном законом порядке, в ЕГРН внесена запись N от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 выдано свидетельство о государственной регистрации права серия N N.
После смерти ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, нотариусом г. Москвы ФИО6 ФИО1 выдано свидетельство о праве на наследство по закону серии N N6, удостоверенное в реестре за N2-389, на наследственное имущество, состоящее из земельного участка, площадью 1 005 925 кв.м, с кадастровым номером N, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащего наследодателю по праву собственности на основании указанного выше договора дарения земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес" Право собственности ФИО1 было зарегистрировано в установленном законом порядке, в ЕГРН внесена запись N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана выписка ЕГРН в подтверждение права собственности на указанный земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя в отношении земельного участка с кадастровым номером N, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес".
Уведомлением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 уведомлен о приостановлении осуществления действий по регистрации заявления в связи с тем, что не имеет права на вышеуказанный объект недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 запрошены выписки ЕГРН по сведениям из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером N снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в результате раздела и осуществления государственной регистрации прав на земельные участки.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в Управление Росреестра по Краснодарскому краю в котором просил сообщить, на каком основании земельный участок с кадастровым номером N снят с государственного кадастрового учета при наличии зарегистрированного за ФИО1 права собственности, а также на каком основании за муниципальным образованием город-курорт Анапа зарегистрировано право муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, которые были образованы из земельного участка с кадастровым номером N.
В письменном ответе Управления Росреестра по Краснодарскому краю (Анапский отдел), исх. N от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что земельный участок с кадастровым номером N снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи с его разделом, и поступлением сведений о правах администрации муниципального образования город-курорт Анапа на вновь образованные земельные участки с КН N, N, зарегистрированных в соответствии с поступившими заявлениями, и приложенными к ним документами, поданными на государственную регистрацию администрацией муниципального образования город-курорт Анапа на основании выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе Управления Росреестра по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N сообщено, что земельный участок с кадастровым номером N, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: "адрес" поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в результате рассмотрения соответствующей заявки от ДД.ММ.ГГГГ N, поданной в орган кадастрового учета ФИО11 и представленных документов (описание земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о зарегистрированном праве собственности ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером N.
В результате рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ N, поданного в орган кадастрового учета ФИО11, и представленных документов (описание земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ) на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ поставлены земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, которые были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N зарегистрировано право собственности администрации муниципального образования город курорт Анапа, в результате чего первоначальный земельный участок с кадастровым номером N, снят с государственного кадастрового учета.
Из материалов дела следует и судом установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО11 земельный участок с кадастровым номером N разделен на три земельных участка с кадастровыми номерами: N, N, N, однако ФИО11 за регистрацией права на образованные земельные участки, последняя не обратилась.
Также согласно материалам дела и правоустанавливающим документам, явившимся основанием регистрации права собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359833 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с КН N, расположенный по адресу: "адрес" зарегистрировано на основании выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, выданной управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельный участок площадью 359020 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" зарегистрировано на основании выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ, выданной управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ.
В выписках из реестра муниципального имущества муниципального образования город-курорт Анапа от ДД.ММ.ГГГГ основанием включения в реестр муниципальной собственности указан Федеральный закон от 03 декабря 2008 года N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях".
Поступившие в материалы дела по запросу суда регистрационные дела, в том числе на земельный участок с кадастровым номером N. наряду с иными документами, содержат сведения о государственной регистрации права собственности ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером N.
При этом, ни администрация муниципального образования город-курорт Анапа, ни ООО "Фанагория-Юг" не оспорили в судебном порядке право собственности ФИО11 на земельный участок с кадастровым номером N по правилам главы 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО11 выделила земельный участок с кадастровым номером N из паевых земель, в счет земельного пая, право ФИО11 на земельный пай было зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ запись N. В качестве основания регистрации указано постановление администрации Анапского района Краснодарского края N от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации города-курорта Анапа от ДД.ММ.ГГГГ N, на основе двух совхозов - Восточный и Гостагаевский была образована ЗАО АФ Гостагаевская. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ N ЗАО АФ Гостагаевская является правопреемником ликвидированных ТОО Восточный, и ТОО Гостагаевский, которые в свою очередь были правопреемниками соответственно совхозов Восточный и Гостагаевский. ФИО11 значится в списке под номером 455 Постановления главы администрации города-курорта Анапа от ДД.ММ.ГГГГ N.
Земельный участок с кадастровым номером N до выделения относился к паевым землям совхоза Восточный, правопреемником которого в 1996 году стала ЗАО агрофирма Гостагаевская. Земельный участок с кадастровым номером N выделен в счет собственного земельного пая ФИО11, а также в счет паев (долей в праве общей собственности на земельный участок), купленных у других пайщиков, на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, из материалов дела следует, что по результатам проведения публичных (открытых) торгов заключены договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, между муниципальным образованием город-курорт Анапа в лице управления имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа и обществом с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг", предметом которого является аренда земельного участка площадью 359833 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", договор зарегистрирован в ЕГРН запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ, между муниципальным образованием город-курорт Анапа в лице управления имущественных отношений муниципального образования город-курорт Анапа и обществом с ограниченной ответственностью "Фанагория-Юг", предметом которого является аренда земельного участка площадью 359020 кв.м, из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения сельскохозяйственного производства с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", договор зарегистрирован в ГГРН запись регистрации N от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, проанализировав доводы сторон, удовлетворяя исковые требования ФИО1, руководствуясь положениями ст. 11.1, пункта 1 статьи 11.4, пункта 2 статьи 11.4, ст. 44 Земельного кодекса РФ, статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 52 и 59 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N10, Пленума ВАС N22 от 26 апреля 2010 года, ст. 35, 36, 55 Конституции Российской Федерации, установив наличие достаточных доказательств, свидетельствующих о праве собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N и о том, что последующие действия по разделу земельного участка и постановки его на учет, проведены вопреки волеизъявлению собственника, пришел к выводу об обоснованности требований истца.
Кроме того суд указал, что в нарушение пункта 1 статьи 11.4, пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации Управлением Росреестра по "адрес" незаконно осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером N, при наличии в ЕГРН сведений о праве собственности ФИО1 на указанный земельный участок, а также произведено незаконное снятие участка с государственного учета, при регистрации прав администрации муниципального образования город-курорт Анапа на два из трех образуемых участка. В свою очередь администрация муниципального образования город-курорт Анапа без наличия законных оснований внесла в реестр муниципальной собственности сведения о земельных участках с кадастровыми номерами N, N, а указанные действия Управления Росреестра по Краснодарскому краю и администрации муниципального образования город-курорт Анапа привели фактически к утрате ФИО1 права собственности на земельный участок с кадастровым номером N и возникновению существующего спора.
Принимая во внимание, что указанные земельные участки являются ранее учтенными, сведения о них не носят временный характер и, следовательно, данные участки не подлежали снятию с кадастрового учета по правилам статьи 24 Закона N 221-ФЗ, учитывая, что земельные участки N, N, N не являются преобразуемыми в силу статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суд указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не имело правовых оснований осуществить действия по аннулированию сведений об участках N, N, N, по истечению двухлетнего срока на основании п. 4 ст. 24 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, приняв во внимание, что земельные участки N, N, N образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером N, является многоконтурным и состоит из трех контуров (N, N, N), а при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований у администрации муниципального образования город-курорт Анапа регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N.
Судом первой инстанции также указано, что согласно ч.2 ст.11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки и учитывая, что Федеральный закон от 03 декабря 2008 года N 244-ФЗ регулирует порядок определение вида собственности на землю (федеральная, субъекта федерации или муниципальная), а также порядок передачи данных прав из одного вида собственности в другой, но не регулирует отношения по передаче прав частной собственности на земельный участок в собственность муниципальных образований отметил, что право муниципальной собственности на спорные земельные участки возникнуть не могло.
Ввиду незаконности включения земельных участков с кадастровыми номерами N, N в реестр муниципальной собственности и неправомерной регистрации прав муниципальным образованием город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, суд первой инстанции пришел к выводу, что администрация муниципального образования город-курорт Анапа не могла являться собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, N, поскольку ФИО1 полномочий по распоряжению своим имуществом администрации муниципального образования город-курорт Анапа не передавал, в связи с чем, договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ и договор аренды земельного участка N от ДД.ММ.ГГГГ являются ничтожными сделками, совершенными лицом, не обладающим полномочиями по распоряжению указанным имуществом (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая характер спора и восстановление положение, существовавшее до нарушения права ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N, с восстановлением сведений в ГКН и ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером N, суд удовлетворил требования ФИО1 о снятии и исключении из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N.
При этом, разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город-курорт Анапа к ФИО1 о признании отсутствующим права собственности первоначального истца на земельный участок с кадастровым номером N и признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, зарегистрированного в реестре за N (наследственное дело N), выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом города Москвы ФИО6, суд первой инстанции исходил из того, что ДД.ММ.ГГГГ снятие с государственного кадастрового учета земельного участка произошло ввиду неправомерных действий администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Управления Росреестра по Краснодарскому краю, из наследственной массы земельный участок с кадастровым номером N не выбывал.
С указанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием при повторном рассмотрении с учетом указаний суда кассационной инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками свободно. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, и только по основаниям, установленным Конституцией РФ (ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 59 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N10, Пленума ВАС N22 от 26 апреля 2010 года, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Абзацем первым пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию при обращении в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, является установление факта выбытия имущества из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, по воле или помимо их воли.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ).
Федеральный закон N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" принят 24 июля 2007 года. Таким образом земельные участки N, N, N поставлены на кадастровый учет до принятия Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 45 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Согласно статье 25 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221- ФЗ установлено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений статей 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации.
В этой связи многоконтурным земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров (далее - многоконтурные земельные участки).
Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка. Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.
На основании пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами; при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках указаны в Письме Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23.
При разделе многоконтурного земельного участка должны соблюдаться правила установленные пунктами 1, 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС N 22 от 26 апреля 2010 года в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В силу положений статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.
При этом, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие прекращение права собственности ФИО1 по основаниям, установленным ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации, как и отсутствуют законные основания перехода спорного объекта недвижимости из частной собственности в собственность муниципального образования.
В силу п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка с кадастровым номером N на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N право собственности на вновь образуемые земельные участки должно было возникнуть только у собственника исходного земельного участка с кадастровым номером N, у ФИО1
Согласно п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Учитывая изложенные нормы права, суды первой и апелляционной инстанции основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств.
Судами нижестоящих инстанций установлены все обстоятельства дела, которые получили надлежащую правовую оценку во взаимосвязи. В оспариваемых судебных актах отражены все значимые обстоятельства, приведены мотивы, по которым суды пришли к тем или иным выводам и постановили обжалуемые судебные постановления.
Доводы кассационной жалобы о неиспользовании ФИО1 земельного участка, не могут свидетельствовать о необоснованности предъявленного иска.
Доводы кассатора о пропуске срока исковой давности, являлись предметом всесторонней проверки в суде апелляционной инстанции и правомерно признаны необоснованными, поскольку в силу статьей 208, 304 Гражданского кодекса РФ, пункта 7 Пленума Верховного суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", требование о признании отсутствующим права собственности является негаторным. Исковая давность не распространяется на право требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права отсутствующим.
Суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба ответчика не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом первой и апелляционной инстанций и не получили правовую оценку, в связи с чем, доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного акта в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов суда не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления администрации муниципального образования город-курорт Анапа - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Е.В. Иванова
Т.И. Парамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.