Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Самойловой Е.В, Харитонова А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Ялта Республики Крым к ФИО1 о сносе самовольной постройки, по кассационной жалобе представителя администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 декабря 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация г. Ялты Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО1 о возложении на него обязанности снести 4-х этажное строение с кадастровым номером "данные изъяты" (хозблок), площадью 104, 9 кв. м, а также 5-ти этажное строение с кадастровым номером "данные изъяты" (жилой дом), площадью 289, 9 кв. м, расположенные по адресу: "адрес", на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты"; в случае неисполнения ФИО1 решения суда в сроки, необходимые для добровольного исполнения, предоставить администрации г. Ялта право самостоятельно снести строения.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 августа 2023 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 декабря 2023 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 августа 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель истца просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, в связи с тем, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права. Кассатор выражает несогласие с выводами судов и произведенной оценкой доказательств, полагая спорные строения самовольными.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, с 24 по 30 июня 2020 года специалистами службы государственного строительного надзора Республики Крым была проведена внеплановая выездная проверка ФИО1 в отношении объекта капитального строительства, расположенного в "адрес", в ходе которой установлено, что на земельном участке, принадлежащем ФИО1, площадью 520 кв. м, с кадастровым номером "данные изъяты", предназначенном для индивидуального жилищного строительства возведены следующие объекты капитального строительства: с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение - нежилое здание, наименование - хозблок, количество этажей 4, в том числе подземных 1; с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение - жилой дом, количество этажей 4, в том числе подземных 1. В ходе проведения визуального осмотра установлено, что объект капитального строительства имеет 4 надземных этажа.
2 июля 2020 года в адрес администрации г. Ялта было направлено уведомление о выявлении самовольной постройки.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 29 июня 2011 года ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 520 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, с видом разрешенного использования, - для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям ЕГРН в пределах указанного земельного участка расположены принадлежащие ФИО1 объекты строительства: нежилое здание "хозблок" с кадастровым номером "данные изъяты" - количество этажей "4", площадью 104, 9 кв. м, и жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" - количество этажей 4, в том числе 1 подземный, площадью 298, 9 кв. м, год постройки - 2015.
1 декабря 2003 года решением исполнительного комитета Ялтинского городского Совета N 478 (1) ФИО4 дано разрешение на производство проектно-изыскательских работ на реконструкцию домовладения и хозяйственных строений по адресу: "адрес".
1 октября 2007 года ФИО4 выдано Государственной архитектурно-строительной инспекцией разрешение на выполнение строительных работ, действие которого было продлено 9 июня 2008 года на реконструкцию домовладения и хозяйственных строений по адресу: "адрес".
30 марта 2010 года ФНП "Укргосстройэкспертиза" в АРК выдано положительное комплексное заключение N 01-00247-06-10 государственной экспертизы о соответствии рабочего проекта "Реконструкция домовладения и хозяйственных строений по адресу: "адрес" государственным строительным нормам и рекомендовано ее к утверждению со следующими техническими показателями: площадь застройки 82 кв. м, общая площадью 295 кв. м, этажность 4 + цокольный.
9 февраля 2010 года ФИО4 умерла.
ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 13 мая 2011 года после смерти ФИО4 является собственником жилого "адрес", состоящего из жилого дома литер "А", жилой площадью 104, 6 кв. м, общей площадью 150, 1 кв. м, и надворных сооружений "Б" летняя кухня, "Ж" гараж, "3" сауна, расположенных на земельном участке площадью 520 кв. м.
30 декабря 2010 года Управлением Главного архитектора Ялтинского городского Совета были выданы Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка N 01.2-06/151 на реконструкцию домовладения и хозяйственных построек по адресу: "адрес".
25 июля 2011 года инспекцией государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована ФИО1 декларация о начале выполнения строительных работ по реконструкции домовладения и хозяйственных строений по адресу: "адрес".
1 августа 2011 года Инспекцией ГАСК в АР Крым зарегистрирована ФИО1 декларация о готовности к эксплуатации объекта "Реконструкция домовладения и хозяйственных строений по адресу: "адрес", лит. "В", общей площадью 268 кв. м, количество этажей - цоколь + 4 этажа, лит. "А" общей площадью 298, 9 кв. м, количество этажей - цоколь + 3 этажа.
25 августа 2011 года исполнительным комитетом Ялтинского городского Совета было принято решение N 950 об оформлении ФИО1 права собственности на жилой дом лит. "В", общей площадью 268 кв. м, жилой площадью 138, 9 кв. м, с открытой террасой лит. "в", площадью 37 кв. м, крыльцом, площадью 3, 4 кв. м, по "адрес" в "адрес".
30 августа 2011 года ФИО1 выдано свидетельство о праве собственности на жилой дом лит. "В" по "адрес".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции назначены комплексная землеустроительная, строительно-техническая, а также дополнительная экспертизы.
Согласно заключению эксперта ФБУ Крымская лаборатория судебной экспертизы N 2555/6-2 от 18 июля 2022 года, нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" и жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" расположены в пределах межевых границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Согласно представленным на исследование материалам, назначение здания с кадастровым номером "данные изъяты" - нежилое (хозблок), назначение здания с кадастровым номером "данные изъяты" - жилой дом.
Нахождение нежилого здания (хозблока) с кадастровым номером "данные изъяты" как хозяйственной постройки, жилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" как жилого дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: "адрес", соответствует виду разрешенного использования указанного земельного участка - "для индивидуального жилищного строительства".
Исследуемый жилой дом соответствует требованиям Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта в части расстояния от красной линии улицы; требованиям Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта в части расстояния от границ соседнего земельного участка до основного строения, за исключением расстояния до границы с соседним земельным участком по адресу: "адрес"; требованиям Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта в части расстояний от основного строения до отдельно стоящих хозяйственных строений; требованиям Правил землепользования и застройки в части максимального количестве надземных этажей.
Исследуемый жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки муниципального образования в части расстояния до границы с соседним земельным участком по адресу: "адрес".
При этом экспертом отмечено, что в представленных на исследование Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка, подписанных начальником управления главного архитектора Ялтинского городского Совета предусмотрены минимальные расстояния здания/сооружения от границ земельного участка по адресу: "адрес": фронтальной - 0 метров, тыльной - 0 метров, боковых - 0 метров.
Исследуемое нежилое здание хозблока с кадастровым номером "данные изъяты" соответствует требованиям Правил землепользования и застройки территории муниципального образования, городской округ Ялта в части расстояния от красной линии улицы; в части расстояния от границ соседнего земельного участка до хозяйственных построек, за исключением расстояния до границы с соседним земельным участком по адресу: "адрес"; в части расстояний до основного строения.
Исследуемое нежилое здание хозблока не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта в части расстояния до границы с соседним земельным участком по адресу: "адрес"; в части максимальной этажности вспомогательных строений.
При этом экспертом отмечено, что в представленных на исследование Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка предусмотрены минимальные расстояния здания/сооружения от границ земельного участка по адресу: "адрес": фронтальной - О метров, тыльной - 0 метров, боковых 0 метров; предельная высота здания/сооружения - жилой дом лит. А = 4 этажа, хоз. строение лит. 3-4 этажа.
Исследуемый жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 октября 2007 года, 9 июня 2008 года соответствует требованиям примечания 1 п. 3.6*, п. 3.19* ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части этажности и количества этажей; требованиям п. 3.14 ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части расположения с отступом от красной линии улицы; требованиям п. 3.25* ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части расстояния до границы соседнего участка, за исключением расстояния до границ соседнего земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; требованиям п. 5.4 РСН 341-86 "Планировка и застройка районов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах Украинской ССР" в части отступа от красной линии; требованиям п. 5.6 РСН 341-86 "Планировка и застройка районов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах Украинской ССР", за исключением расстояния до границ соседнего земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; требованиям Закона Украины "О планировании и застройке территории" от 20 апреля 2000 года в части наличия разрешения на выполнение строительных работ.
Исследуемый жилой дом с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 октября 2007 года, 9 июня 2008 года не соответствует требованиям примечания 1 п. 3.6*, п. 3.19* ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части этажности и количества этажей; требованиям п. 3.14 ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части расположения с отступом от красной линии улицы; требованиям п. 3.25 * ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части расстояния от границы соседнего участка; требованиям п. 5.4 РСН 341-86 "Планировка и застройка районов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах Украинской ССР" в части отступа от красной линии; требованиям п. 5.6 РСН 341-86 "Планировка и застройка районов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах Украинской ССР" в части расстояния до границ соседнего земельного участка; Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" в части наличия декларации о начале выполнения строительных работ и проекта.
Исследуемое нежилое здание хозблока с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 октября 2007 года, 9 июня 2008 года соответствует требованиям примечания 1 п. 3.6*, п. 3.19* ДБН 360-02** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части этажности и количества этажей; требованиям п. 3.25* ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части расстояния до границы соседнего участка, за исключением расстояния до границ соседнего земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"; требованиям Закона Украины "О планировании и застройке территорий" от 20 апреля 2000 года в части наличия разрешения на выполнение строительных работ.
Исследуемое нежилое здание хозблока с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 октября 2007 года, 9 июня 2008 года не соответствует требованиям п. 3.25* ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части расстояния до границ соседнего земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Исследуемое нежилое здание хозблока с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 25 июля 2011 года соответствует требованиям примечания 1 п. 3.6*, п. 3.19* ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части этажности и количества этажей; требованиям п. 3.25*ДБН 360-92** "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в части расстояния до границы соседнего участка; требованиям Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" в части наличия декларации о начале выполнения строительных работ и проекта.
Выводами проведенной по делу дополнительной комплексной землеустроительной, строительно-технической экспертизы также установлено, что согласно положениям Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта, здания с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" могут использоваться без их приведения в соответствие с градостроительным регламентом. Фактические границы здания с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" соответствуют межевым границам данных зданий. Соответственно наложение зданий на смежные земельные участки отсутствует. Здание с кадастровым номером "данные изъяты" (жилой дом литер А), в целом, соответствует документам, на основании которых оно было возведено и введено в эксплуатацию, за исключением некоторых перегородок, назначения помещений, фактического кровельного покрытия. Здание с кадастровым номером "данные изъяты" (нежилое здание литер "3"), в целом, соответствует документам, на основании которых оно было возведено и введено в эксплуатацию, за исключением фактического кровельного покрытия. Установленные несоответствия здания с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" документам, на основании которых они были возведены и введены в эксплуатацию, не повлекли занятие земельного участка, находящегося в собственности или ведении администрации г. Ялта. Исследуемые здания не несут угрозу жизни или здоровью кого-либо.
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями статей 1, 51 Градостроительного кодекса РФ, 12, 222, 263 Гражданского кодекса РФ, 40 Земельного кодекса РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из того, что строения с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" расположены в пределах принадлежащего ответчику земельного участка, возведены на основании полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство и соответствуют градостроительным, строительным нормам и правилам, действовавшим на дату начала и дату окончания их строительства.
Судебная коллегия при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, признала выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права, нарушения норм процессуального права не установлены.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судами верно.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (п. 2 ст. 222 ГК РФ).
Таким образом, по смыслу закона постройку можно назвать самовольной при наличии одного из следующих признаков: постройка создана застройщиком на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо на земельном участке, принадлежащем другому собственнику; возведена на участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта; постройка создана без получения на это застройщиком необходимых разрешений; постройка создана застройщиком с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Согласно положениям статьи 376 Гражданского кодекса Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы или должным образом утвержденного проекта, либо с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Статьей 9 Закона Украины "Об архитектурной деятельности" N 687-XIV было установлено, что строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственных стандартов, норм и правил в порядке, определенном Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности".
В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности" от 17.02.2011 N 3038-VI проектирование и строительство объектов осуществляется владельцами или пользователями земельных участков в следующем порядке:
1) получение заказчиком или проектировщиком исходных данных;
2) разработка проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона, ее экспертизы;
3) утверждение проектной документации;
4) выполнение подготовительных и строительных работ;
5) принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов;
6) регистрация права собственности на объект градостроительства.
Процедура предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание были урегулированы Порядком предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состава и содержания, утвержденным Приказом Министерства регионального развития строительства и жилищно - коммунального хозяйства Украины N 109 от 07.07.2011 года.
Согласно понятий, приведенных в данном Порядке, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка - это документ, содержащий комплекс запланированных и архитектурных требований к проектированию и строительству в отношении этажности и плотности застройки земельного участка, отступлений строений и сооружений от красных линий, границ земельного участка, ее благоустройства и озеленения, другие требования к объектам строительства, установленные законодательством и градостроительной документацией.
Согласно пункту 1.5 Порядка, составление задания на проектирование с отклонением от градостроительных условий и ограничений не допускается.
Согласно пункту 2.1 Порядка, градостроительные условий и ограничения являются основной составляющей исходных данных.
Градостроительные условия и ограничения выдаются соответствующими уполномоченными органами градостроительства и архитектуры на бесплатной основе.
Основанием для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений является несоответствие намерениям застройки земельного участка положениям соответствующей градостроительной документации на местном уровне (п. 2.4 Порядка).
Таким образом, градостроительные условия и ограничения являются документом, содержащим исходные данные по строительству, которые закладываются в задание на проектирование и последующую проектно-сметную документацию. Отступление от данных условий и ограничений при изготовлении проектной документации на строительство не допускается.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", заказчик имеет право выполнять строительные работы после регистрации соответствующей инспекцией государственного архитектурно - строительного контроля декларации о начале выполнения строительных работ - в отношении объектов строительства, принадлежащих к 1-3 категории сложности.
Частью 2 статьи 36 указанного Закона предусмотрено, что регистрацию декларации о начале выполнения строительных работ проводят соответствующие инспекции государственного архитектурно - строительного контроля на бесплатном основании в течение пяти рабочих дней со дня поступления декларации.
До принятия Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности", правовые, экономические и организационные основы градостроительной деятельности в Украине были урегулированы Законом Украины "Об основах градостроительства" N 2780-Х11 от 16.11.1992 года, статьей 22 которого было установлено, что застройка земельных участков, которые выдаются для градостроительных нужд, осуществляется после возникновения права собственности или права пользования земельным участком в порядке, предусмотренном законом, и получения разрешения на выполнение строительных работ.
Согласно статье 29 Закона Украины от 20 апреля 2000 года N 1699-111 "О планировании и застройке территорий", разрешение на выполнение строительных работ выдается соответствующими инспекциями государственного архитектурно - строительного контроля, на основании: проектной документации; документа, который подтверждает право собственности или пользования (в том числе на правах аренды) земельным участком; договора о праве застройки земельного участка; решения исполнительного органа соответствующего совета или местной госадминистрации про разрешение на строительство объекта градостроительства; комплексного заключения государственной инвестиционной экспертизы; документа о назначении соответствующих исполнителей работ.
Осуществление строительных работ на объектах градостроительства без разрешения на выполнение строительных работ или его перерегистрации, а также осуществление не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным строительством и влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), следует, что при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки. Рассматривая дела по искам, связанным с самовольными постройками, следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей во время возведения самовольной постройки. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" положения ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, определяющей случаи, когда для возведения строения или его реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие ГрК РФ).
Пунктом 3.19* Государственных строительных норм "Градостроение. Планирование и застройка городских и сельских поселений ДБН 360-92**" (действовавших на момент начала выполнения строительных работ), утвержденных приказом Госкомградостроительства от 17 апреля 1992 года N44, было установлено, что район усадебной застройки может быть сформирован отдельными жилыми или блокированными домами с приусадебными участками с хозпостройками или без них. Застройка этих районов не должна превышать 4-х этажей. Этажность застройки, граничные размеры жилых домов, площадь застройки, требования к хозпостройкам, их составу, ограждению участков, благоустройству территории устанавливаются местными правилами застройки в зависимости от размера участков, условий инженерного оборудования, инсоляции домов и территорий, других нормативных требований, региональных традиций.
В силу изложенного судами установлено, что возведенные ответчиком строения в части этажности не имеют нарушений, соответствуют виду разрешенного использования земельного участка, что послужило основанием для отклонения доводов истца об отсутствии разрешения на строительство и нарушении вида разрешенного использования земельного участка.
С учетом конкретных обстоятельств дела судами установлено, что спорные постройки самовольными не являются.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой представленных доказательств и обстоятельств, установленных на основе такой оценки, в частности заключения судебной экспертизы, что поводом для кассационного вмешательства не являются, так как в силу статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и второй инстанций. Суд кассационной инстанции правом переоценки представленных сторонами доказательств не наделен. В силу прямого указания закона выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не может являться основанием для пересмотра судебных постановлений.
Оценка доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности относится к обязанности суда, разрешающего дело по существу, непринятие позиции стороны либо критическое отношение к такой позиции и представленным стороной доказательствам не свидетельствует о допущенной ошибке.
Суды верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Дурнева
Судьи Е.В. Самойлова
А.С. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.