Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Лукьяновой Т.Г, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области, поданную 28 декабря 2023 г, кассационную жалобу ООО "Техсервис", поданную 20 февраля 2024 г, кассационную жалобу ЗАО "Техноинвест Альянс", поданную 21 февраля 2024 г, на решение Иркутского областного суда от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 г, по административному делу N 3а-25/2023 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании не действующим со дня принятия Лесохозяйственного регламента Нижнеудинского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 N 73-мпр "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области" (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 N 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области") в части, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, представителей ООО "Техсервис" Ерзина Р.М, Ноготкова А.И, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Маслаковой О.Г, полагавшей судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.09.2018 N 73-мпр утвержден "Лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества Иркутской области" (далее -лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества).
Приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 N 91-7-мпр внесены изменения в отдельные приказы Министерства лесного комплекса Иркутской области, в том числе пунктом 2 согласно приложению к приказу - в лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества (далее - Приказ N 91-7-мпр).
Братский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Нижнеудинский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением с учетом уточнения требований о признании недействующим в части с момента принятия лесохозяйственного регламента Нижнеудинского лесничества в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:
в Нижнеудинском участковом лесничестве:
- Нижнеудинская дача, кварталы: 1, 3, 7, 16-20, 37, 38, 56-58, 59-72, 83-85, 88-90, 116, 128;
- Технический участок N 5 (колхоз "Атагайский"), кварталы: 1-3, 6, 7, 11-15, 38.
в Каменском участковом лесничестве:
- Каменская дача, кварталы: 31, 50, 69, 89, 111, 161, 198, 240, 279, 312, 320;
- Бирюсинская дача, кварталы: 12, 26, 36, 44, 53, 66, 84, 85, 101, 106, 107, 110, 111, 128, 129, 139, 140, 167, 174;
- Порогская дача, кварталы: 113, 126-128, 138, 143, 144, 147, 164, 180-182, 198, 272, 273, 275, 293;
- Технический участок N 3 (колхоз им. 23-го Партсъезда), кварталы: 12, 13, 21, 22, 30, 47, 48, 57, 58, 60, 64, 68, 69;
- Технический участок N 4 (колхоз им. Ленина), кварталы: 4-6, 29, 30, 33, 35, 39, 47-57;
- Технический участок N 9 (колхоз им. Чехова) кварталы: 13, 15.
в Тофаларском участковом лесничестве:
- Тофаларская дача, кварталы: 7, 8, 10, 22-24, 28, 37-40, 51, 71, 90, 112, 154, 155, 283, 321, 340, 471, 484, 497, 510, 621-623, 647-661, 664, 665, 674-685, 687, 690, 693, 701, 702, 706, 707, 714-733, 735-739, 742-757, 759, 760, 762, 770-773, 775, 777-779, 782-784, 786, 787, 803, 805-810, 812-836, 847-859, 862, 863, 865, 867, 875, 877, 879, 881, 882, 884-901.
в Боровинском участковом лесничестве:
- Боровинская дача, кварталы: 17, 18, 42;
- Технический участок N 2 (совхоз "Рассвет"), кварталы: 1, 2, 25, 30, 32, 44, 45, 61, 62, 66, 67.
Алзамайском участковом лесничестве:
- Алзамайская дача, кварталы: 3, 8, 13, 127, 173, 174, 219-226, 244, 245, 247, 248, 295, 296, 299;
- Марьинская дача, кварталы: 29, 33, 53, 68, 71, 85, 89, 104;
- Технический участок N 1 (колхоз им. Кирова), кварталы: 1, 6, 8, 17, 19, 22, 24, 35.
в Заморском участковом лесничестве:
- Заморская дача, квартал: 61;
- Камышетская дача, кварталы: 9, 28, 57;
- Уковская дача, кварталы 11, 12, 90-93;
- Технический участок N 11 (совхоз "Уковский"), кварталы: 2, 4, 7, 9, 11, 16, 18, указанных в главе N 1 пункта 2 таблицы N 5 "Виды разрешенного использования лесов", главе N 2 таблицы N 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента";
о возложении на Министерство лесного комплекса Иркутской области обязанности исключить из главы N 1 пункта 2 таблицы N 5 "Виды разрешенного использования лесов", главы N 2 таблицы N 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента" Лесохозяйственного регламента Нижнеудинского лесничества, в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на вышеуказанных лесных участках.
Определением Нижнеудинского городского суда Иркутского области от 03.06.2022 административное дело передано на рассмотрение в Иркутский областной суд.
В обоснование заявленных требований указано, что при внесении изменений в лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества сведений о возможности использования защитных лесов -ценных лесов, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов при проведении выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений были нарушены требования лесного законодательства Российской Федерации. Наличие в лесохозяйственном регламенте сведений, разрешающих использование защитных лесов - ценных лесов в виде выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений является нарушением интересов Российской Федерации, поскольку леса в Российской Федерации являются одним из важнейших компонентов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды.
Решением Иркутского областного суда от 22.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.09.2023, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Министерство лесного комплекса Иркутской области ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального права, при неправильном установлении обстоятельств дела, принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы настаивают на несогласии с выводами судов, о том, что рубки спелых и перестойных лесных насаждений (как сплошные, так и выборочные) в защитных лесах не допустимы. Указывают, что законодательство запрета на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах, а также предоставление земельных участков в таких лесах в аренду в указанных целях не содержит. Не получили оценки доводы Министерства об имеющихся противоречиях Приказа Рослесхоза от 30.09.1993 N 260 действующему лесному законодательству. Полагают, что при вынесении оспариваемых судебных актов, суды не учли сложившуюся судебную практику Верховного Суда Российской Федерации по вопросу использования защитных лесов.
В кассационной жалобе ООО "Техсервис" ставит вопрос об отмене судебных актов, направлении материалов административного дела в Иркутский областной суд на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, в том числе, в части непривлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица ООО "Техсервис". Настаивают, что оспариваемые судебные акты нарушают права и законные интересы ООО "Техсервис", как лица, выполняющего на спорных земельных участках в соответствии с полученной лицензией работы по геологическому изучению недр, и не занимающегося иной деятельностью. Полагают, в данном случае, суды необоснованно применили нормы устаревшего нормативно-правового акта Рослесхоза, противоречащего Лесному кодексу Российской Федерации. Незаконным полагают вывод о полном запрете рубок в ценных лесах, в том числе в целях геологического изучения недр.
В кассационной жалобе ЗАО "Техноинвест Альянс" ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права, направлении материалов административного дела в Иркутский областной суд на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указывают, что суды не исследовали вопрос о том, нарушаются ли права инвесторов, реализующих проекты на спорных кварталах. В случае признания лесохозяйственного регламента недействующим в части определенных положений, настаивают, что судебные акты фактически ставят реализацию указанного проекта под угрозу (проект по разработке Зашихинского месторождения редкоземельных металлов (тантала и ниобия), включенного Правительством Российской Федерации в перечень ключевых инвестиционных проектов Сибирского Федерального округа и являющегося, по сути, одним из крупнейших инвестиционных проектов Нижнеудинского района Иркутской области), поскольку компания может лишиться возможности вести геологическое изучение недр с правом рубки, указанному обстоятельству не было дано оценки, данный вопрос судами не исследовался. Вывод суда о запрете заготовки древесины в защитных лесах основан на неправильном применении норм материального права и противоречит позиции Федерального агентства лесного хозяйства, поскольку лесным законодательством прямо предусмотрено, что в защитных лесах разрешена заготовка древесины, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. Судебные акты приняты без учета правовой позиции, изложенной в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2021 N АКПИ21-747, а также в решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2023 N АКПИ23-510, в соответствии с которой суд признал соответствующими законодательству положения Типового договора в части заготовки в защитных лесах.
Неверно применены судом нормы Лесного кодекса Российской Федерации, а так же Приказ Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 30.09.1993 N 260 "Основные положения по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации", обладающего меньшей юридической силой, настаивает, что данный приказ был принят до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации, а действующее лесное законодательство разрешает проведение рубок в защитных, ценных (противоэрозионных, нерестоохранных) лесах. Кроме того, настаивают, что Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность геологического изучения недр с рубкой лесных насаждений в защитных лесах, однако, суды не применили релевантные нормы материального права, в связи с чем приняли противоречащее закону решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц. Оснований для отложения рассмотрения кассационной жалобы по ходатайству представителей ООО "Техсервис" не установлено.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратурой, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа N 91-7-мпр) леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на: защитные, эксплуатационные и резервные леса.
Пунктом 2 статьи 10 ЛК РФ предусмотрено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1).
Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статьи 12 ЛК РФ).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 111 ЛК РФ к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с частью 2 статьи 111 ЛК РФ выделяются следующие категории защитных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса; 5) городские леса.
В силу частей 6 и 7 статьи 111 ЛК РФ в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, и запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 12 части 1 статьи 115 ЛК РФ к ценным лесам отнесены леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в том числе нерестоохранные полосы лесов.
К лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды) (пунктом 3 части 1 статьи 114 ЛК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 111 ЛК РФ, проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В силу части 6 статьи 21 ЛК РФ в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 части 1 статьи 83 ЛК РФ передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В силу части 1 статьи 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2 статьи 87 ЛК РФ).
Согласно части 5 статьи 87 К РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Пунктом 1 части 1 статьи 25 и частью 1 статьи 29 ЛК РФ определено, что заготовка древесины является одним из видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Согласно части 2 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Виды деятельности, запрещенные в отдельных категориях защитных лесов, установлены статьями 112-116 ЛК РФ, из положений которых безусловного запрета на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах не следует. Однако, в соответствии с частью 6 статьи 111 ЛК РФ и частью 4 статьи 12 ЛК РФ в их правовой взаимосвязи, освоение защитных лесов осуществляется в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
Пунктом 2 "Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила заготовки древесины) также установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
При осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта (согласно положениям пункта 3 Правил заготовки древесины).
Согласно пункту 10 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами В эксплуатационных лесах с целью заготовки древесины осуществляются сплошные и выборочные рубки. Сплошные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 ЛК РФ, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.
При этом, в соответствии с частью 5.1. статьи 21 ЛК РФ, в редакции, действовавшей на момент внесения изменений в Лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества на основании Приказа N 91-7-мпр, в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Лесохозяйственный регламент Нижнеудинского лесничества утвержден приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 N 78-мпр.
Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 N 91-7-мпр в вышеуказанный Лесохозяйственный регламент внесены изменения, согласно которым в Лесохозяйственном регламенте включены сведения о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включение в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, относящихся к защитным лесам, допускающих заготовку путем выборочных рубок на лесных участках защитных лесов расположенных в Нижнеулинском лесничестве, в том числе: - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных: в Нижнеудинском участковом лесничестве: Нижнеудинская дача, кварталы: 1, 3, 7, 16-20, 37, 38, 56-58, 59-72, 83-85, 88-90, 116, 128; Технический участок N 5 (колхоз "Атагайский"), кварталы: 1-3, 6, 7, 11-15, 38. В Каменском участковом лесничестве: Каменская дача, кварталы: 31, 50, 69, 89, 111, 161, 198, 240, 279, 312, 320; Бирюсинская дача, кварталы: 12, 26, 36, 44, 53, 66, 84, 85, 101, 106, 107, 110, 111, 128, 129, 139, 140, 167, 174; Порогская дача, кварталы: 113, 126-128, 138, 143, 144, 147, 164, 180-182, 198, 272, 273, 275, 293; Технический участок N 3 (колхоз им. 23-го Партсъезда), кварталы: 12, 13, 21, 22, 30, 47, 48, 57, 58, 60, 64, 68, 69; Технический участок N 4 (колхоз им. Ленина), кварталы: 4-6, 29, 30, 33, 35, 39, 47-57; Технический участок N 9 (колхоз им.
Чехова) кварталы: 13, 15. В Тофаларском участковом лесничестве: Тофаларская дача, кварталы: 7, 8, 10, 22-24, 28, 37-40, 51, 71, 90, 112, 154, 155, 283, 321, 340, 471, 484, 497, 510, 621-623, 647-661, 664, 665, 674-685, 687, 690, 693, 701, 702, 706, 707, 714-733, 735-739, 742-757, 759, 760, 762, 770-773, 775, 777-779, 782-784, 786, 787, 803, 805-810, 812-836, 847-859, 862, 863, 865, 867, 875, 877, 879, 881, 882, 884-901. В Боровинском участковом лесничестве: Боровинская дача, кварталы: 17, 18, 42; Технический участок N 2 (совхоз "Рассвет"), кварталы: 1, 2, 25, 30, 32, 44, 45, 61, 62, 66, 67. В Алзамайском участковом лесничестве: Алзамайская дача, кварталы: 3, 8, 13, 127, 173, 174, 219-226, 244, 245, 247, 248, 295, 296, 299; Марьинская дача, кварталы: 29, 33, 53, 68, 71, 85, 89, 104; Технический участок N 1 (колхоз им. Кирова), кварталы: 1, 6, 8, 17, 19, 22, 24, 35. В Заморском участковом лесничестве: Заморская дача, квартал: 61; Камышетская дача, кварталы: 9, 28, 57; Уковская дача, кварталы 11, 12, 90-93; Технический участок N 11 (совхоз "Уковский"), кварталы: 2, 4, 7, 9, 11, 16, 18, указанных в главе N 1 пункта 2 таблицы N 5 "Виды разрешенного использования лесов", главе N 2 таблицы N 6 "Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что форма, вид, порядок подписания и опубликования приказа Министерства лесного комплекса Иркутской области от 28.01.2022 N 91-7-мпр "О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области" соблюдены, принятие приказов данного вида отнесено к полномочиям Министерства лесного комплекса Иркутской области, и по указанным основаниям Лесохозяйственный регламент, в редакции изменений, внесенных Приказом N 91-7-мпр не оспаривается, пришел к выводу, что предусмотренные в оспариваемом Лесохозяйственном регламенте выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в защитных лесах нарушают принципы лесного законодательства, а именно: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, при том рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится, осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемых ими защитных функций, что явилось основанием для удовлетворения требований о признании акта в оспариваемой части недействующим.
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции с выводами Иркутского областного суда согласилась, отклонив доводы заявителей со ссылками на судебную практику, поскольку предметом судебной проверки являлись иные правоотношения и фактические обстоятельства, а также доводы о том, что проект лесохозяйственного регламента ранее получил заключение прокуратуры Иркутской области и Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными.
Доводы кассационных жалоб, фактически повторяют позицию заявителей по спору, в судах первой и апелляционной инстанции изложенным в кассационной жалобе доводам дана правовая оценка, оснований считать которую неправильной, не имеется.
Нарушений норм материального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судами не допущено.
Доводы кассационных жалоб, основанные на положениях статьи 111.1 ЛК РФ, в том числе со ссылкой на разъяснения, изложенные Федеральным агентством лесного хозяйства в письме от 18.09.2023 N ИС-02-54/22237, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку указанная норма Лесного кодекса Российской Федерации внесена Федеральным законом от 24.07.2023 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не подлежит применению при оценке законности Приказа N 91-7-мпр, принятого 28.01.2022. Равно как не подлежат применению изменения, внесенные в Лесной кодекс Российской Федерации на основании Федерального закона от 02.07.2021 N 301-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который в соответствии со статьей 5 вступил в силу с 01.03.2022. Раздел 1 Лесохозяйственного регламента Нижнеудинского лесничества - Нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины содержанию Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент внесения изменений на основании Приказа N 91-7-мпр не соответствуют. Обоснования расчетной лесосеки для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений, приведенных в таблице 6 лесохозяйственного регламента в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено.
Доводы представителей ООО "Техсервис" о формальности рассмотрения дела, а также о том, что судебным актом признан недействующим лесохозяйственный регламент в части эксплуатационных лесов, материалам дела и выводам судов не соответствуют.
Основаны на неверной оценке характера спорных правоотношений и неправильном толковании норм процессуального права доводы кассационной жалобы ООО "Техсервис" о наличии безусловных оснований для отмены судебных актов, в связи с непривлечением указанного лица к участию в деле, поскольку нарушений требований процессуального закона, с учетом разъяснений их применения, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при определении состава лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, судами не допущено.
Доводы кассационных жалоб о создании препятствий для осуществления экономической деятельности, в том числе связанной с реализацией проектов на геологическое изучение недр, а также проектов по разработке месторождений полезных ископаемых, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют, указанные обстоятельства в соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ не являются предметом судебного исследования и оценки при рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, судами не допущено, оснований для отмены судебных актов не имеется, кассационные жалобы Министерства лесного комплекса Иркутской области, ООО "Техсервис", ЗАО "Техноинвест Альянс" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского областного суда от 22 мая 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства лесного комплекса Иркутской области, ООО "Техсервис", ЗАО "Техноинвест Альянс" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.