Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Киреенко Максима Сергеевича, поданную 24 января 2024 года, на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 сентября 2023 года
по административному делу N 2а-3106/2023 по административному исковому заявлению Киреенко Максима Сергеевича к Бурятскому региональному отделению политической партии ЛДПР о признании недостоверной справки о членстве в политической партии, возложении обязанности снять с партийного учета.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, возражения на кассационную жалобу прокурора Самойлова А.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
На 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва.
Киреенко М.С. (далее-истец, кассатор) является зарегистрированным кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия по единому избирательному округу в составе территориальной группы N 18, а также по одномандатному избирательному округу N 18.
Киреенко М.С. (далее - административный истец) обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия с административным иском к Бурятскому региональному отделению ЛДПР о признании недостоверной справки от 11 июля 2023 года о членстве Киреенко М.С. в ЛДПР и возложении обязанности снять Киреенко М.С. с партийного учета с 13 марта 2017 года.
В обоснование требований указано, что Киреенко М.С. выдвинут кандидатом от политической партии "Новые люди" в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по единому избирательному округу в составе территориальной группы N 18, а также по одномандатному избирательному округу N 18. 12 июля 2023 года стало известно о том, что на заседании рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых избирательными объединениями в Избирательную комиссию Республики Бурятия, членом комиссии с правом совещательного голоса от избирательного объединения БРО ЛДПР ФИО1 представлена информация о том, что Киреенко М.С. является членом ЛДПР. Однако данная информация является недостоверной, т.к. Киреенко М.С. 13 марта 2017 года обратился в БРО ЛДПР с заявлением об исключении из партии по собственному желанию и с этого момента не участвует в деятельности партии.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 августа 2023 года (далее - суд первой инстанции) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 сентября 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кассатор просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассатор настаивает, что выводы судов обстоятельствам дела не соответствуют, выражая несогласие с выводами суда о том, что он не проявил должной осмотрительности при принятии решения о выходе из партии ЛДПР, поскольку не убедился в принятии Координационным Советом БРО ЛДПР решения о снятии его с партийного учета, для выхода Кириенко М.С. из партии требуется принятие решения Координационным Советом БРО ЛДПР о снятии его с партийного учета и обязательное получение такого решения, считая их противоречащими нормам права.
По мнению кассатора, нормы права, регулирующие спорные правоотношения, определяют, что беспрепятственный выход из партии означает отсутствие каких-либо условий для такого выхода, в том числе необходимости принятия и получения гражданином соответствующего решения органа партии, настаивая, что членство в партии прекращается с момента совершения волеизъявления о выходе из партии, указывая, что доказательство его волеизъявления о выходе из партии 13.03.2017 было приобщено в материалы дела. Однако суд первой инстанции критически оценил данное заявление, указав, что заявление не содержит указания на входящий N, фамилию, имя, отчество лица, принявшего данное заявление и имеет неоговоренные исправления в дате, при этом суд не привел правового обоснования, предъявляющего требования об указании в заявлении реквизитов, указанных судом.
Кроме того, кассатор указывает, что в ходе рассмотрения дела не доказано вступление Киреенко М.С. в члены ЛДПР, кассатор не помнит о факте составления и подачи заявления о вступлении в ЛДПР.
Кассатор настаивает, что факт его членства в ЛДПР не установлен, следовательно, заявленные требования являются обоснованными.
Также в обоснование жалобы указывает на несогласие с протоколом заседания Координационного совета БРО ЛДПР от 20.05.2015, суд необоснованно отклонил ходатайство административного истца о недопустимости этого доказательства.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на изложение обстоятельств спора и несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, с которыми административный истец связывает нарушение своих прав и законных интересов.
В судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились, кассатор, которому удовлетворено ходатайство об участии в заседании посредством систем видеоконференц-связи не обеспечил явку в суд, которому поручена указанная организация, что подтверждает справка суда. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами не допущено.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением Народного Хурала Республики Бурятия N 2680-VI от 08.06.2023 назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва на 10 сентября 2023 года.
Решением внеочередного общего собрания Регионального отделения в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" от 08.07.2023 Киреенко М.С. выдвинут кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по единому избирательному округу в составе территориальной группы N 18, а также по одномандатному избирательному округу N 18.
Согласно протоколу рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых избирательными объединениями в Избирательную комиссию Республики Бурятия при проведении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва от 12.07.2023 N 2 на повестке дня рассмотрены 2 вопроса, о заверении списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по единому избирательному округу и о заверении списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по одномандатным избирательным округам.
Из указанного протокола следует, что членом Избирательной комиссии Республики Бурятия с правом совещательного голоса ФИО5 представлена справка о том, что на 11.07.2023 Киреенко М.С. является членом политической партии ЛДПР.
По итогам заседания рабочей группы принято решение о внесении на рассмотрение Избирательной комиссии Республики Бурятия проекта постановления "О заверении списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по единому избирательному округу", о внесении на рассмотрение Избирательной комиссии Республики Бурятия проекта постановления "О заверении списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по одномандатным избирательным округам".
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия N 69/819-7 от 12.07.2023 Избирательной комиссией Республики Бурятия заверен список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по одномандатным избирательным округам в количестве 19 человек.
Согласно списку кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по одномандатным избирательным округам, в том числе в отношении Киреенко М.С. по одномандатному избирательному округу N 18.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия N 77/875-7 от 26.07.2023 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по единому избирательному округу, в количестве 41 человек 26.07.2023 в 11.05 часов.
Согласно списку кандидатов, зарегистрированных Избирательной комиссией Республики Бурятия N 77/875-7 от 26.07.2023 по территориальной группе N 18, в том числе в отношении Киреенко М.С.
Решением Окружной избирательной комиссии N 18 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва N 3/1 от 24.07.2023 Киреенко М.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 18, последнему выдано удостоверение установленного образца.
Не согласившись с информацией, содержащейся в справке координатора Бурятского регионального отделения Политической партии ЛДПР ФИО2, представленной на заседание рабочей группы, административный истец Киреенко М.С. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением о признании информации, справки о членстве Киреенко М.С. в политической партии ЛДПР недостоверными, снятии его с партийного учета с 13.03.2017, полагая, что его права могут быть затронуты в случае оспаривания его выдвижения в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия.
Также судом установлено, что из заявления, представленного административным истцом, адресованного координатору БРО ЛДПР ФИО3 от Киреенко М.С, в котором последний просит исключить его из состава членов партии ЛДПР, ранее писал заявление о выходе на имя бывшего координатора Коренева А.А. Указанное заявление датировано 13.03.2017. Согласно штампу на заявлении, отсутствует входящий номер, дата 13 марта 2017 года (в части года) имеет исправления, кроме этого, отсутствует ФИО лица, принявшего указанное заявление.
Административным ответчиком в материалы дела представлен электронный скрин анкеты члена ЛДПР Киреенко М.С.
Согласно электронной анкете члена ЛДПР (03-58 от 01.05.2015) следует, что Киреенко М.С. подал заявление 01.05.2015, дата вступления 20.05.2015, N партийного билета N "данные изъяты", дата выдачи партийного билета - 20.05.2015. При этом графы дата исключения из ЛДПР, причина исключения из ЛДПР - не заполнены.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Координационного Совета Бурятского регионального отделения ЛДПР от 20.05.2015, согласно п. 6.6 Устава Политической партии ЛДПР, состав Координационного Совета признан правомочным.
На заседании рассмотрено, в том числе прием в партию новых членов, постановка на учет в Бурятском региональном отделении Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, под пунктом 11 указан Киреенко М.С, принято единогласное решение о принятии в партию, в том числе Киреенко М.С.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, установив указанные по делу обстоятельства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания информации и справки о членстве Киреенко М.С. в политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России недостоверными. Обстоятельство о выходе Киреенко М.С. из партии достоверно не подтверждено, представленное суду заявление от 13 июля 2017 года не обладает признаками достоверности, на заявлении имеется штамп Бурятского РО ЛДПР, входящий номер документа отсутствует, проставлена дата 13 марта 2017 года, при этом год имеет исправление, не указано лицо, принявшее заявление.
Суд первой инстанции указал, что в материалы дела представлены письменные доказательства о том, что 20.05.2015 Киреенко М.С. принят в члены Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России на основании решения Координационного Совета, оформленного протоколом от 20.05.2015. Приняв данное доказательство, отклонил ходатайство административного истца о признании протокола заседания Координационного Совета ЛДПР от 20.05.2015 недопустимым доказательством, указав, что представленная в материалы дела копия протокола соответствует положениям части 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, ссылаясь на пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" которым разъяснено, что документы, подтверждающие определенные обстоятельства, в том числе правовой статус лица или правовой режим имущества, и не являющиеся исходя из их содержания решениями, не подлежат самостоятельному оспариванию (например, удостоверения, свидетельства, справки, протоколы публичных слушаний). Вместе с тем в судебном порядке могут быть оспорены решения, основанные на зафиксированных данными документами обстоятельствах, либо решения, на основании которых уполномоченным органом выданы указанные документы указал, что справка от 11 июля 2023 года о членстве Киреенко М.С. в ЛДПР не подлежит самостоятельному оспариванию, поскольку не является решением, влекущим правовые последствия.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 данной статьи устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии, права и обязанности ее членов.
Из пункта 4 статьи 23 Федерального закона N 95-ФЗ следует, что члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.
Согласно пункту 4.11 Устава Политической партии ЛДПР (далее - Устав) член ЛДПР на основании личного письменного заявления может добровольно выйти из партии. Заявление подается в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Решение о снятии с партийного учета принимается органом, принявшим ранее решение о приеме данного гражданина в члены ЛДПР.
Из пункта 6.10 Устава следует, что решения об исключении из партии и снятии с партийного учета принимает Координационный совет регионального отделения.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, суды правомерно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, указав, что для добровольного выхода из партии необходимо не только волеизъявление члена партии, оформленное письменным заявлением, поданное в первичное, местное или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии, но и решение Координационного Совета регионального отделения о снятии его с партийного учета.
Также, суды обоснованно приняли во внимание, что поступление в БРО ЛДПР письменного заявления Киреенко М.С. о выходе из партии достоверно не подтверждено, указав, что представленное административным истцом суду заявление от 13 июля 2017 года не обладает признаками достоверности, поскольку на заявлении имеется штамп Бурятского РО ЛДПР, однако входящий номер документа отсутствует, проставлена дата 13 марта 2017 года, при этом год имеет исправление, также не указано лицо, принявшее заявление. Судами достоверно не установлено получение БРО ЛДПР заявления Киреенко М.С. от 13 марта 2017 года
Вопреки доводам кассатора судами достоверно установлено, что 20.05.2015 Киреенко М.С. принят в члены Политической партии ЛДПР на основании решения Координационного Совета, оформленного протоколом от 20.05.2015.
Доводы кассационной жалобы о недостоверности протокола Координационного Совета от 20.05.2015 с указанием о необоснованном отклонении заявленного кассатором ходатайства о недопустимости указанного ходатайства, являются несостоятельными и не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку судом первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции правомерно указано, что копия протокола заверена уполномоченным лицом - представителем Бурятского регионального отделения Политической партии ЛДПР на основании доверенности от 04.08.2023 ФИО4 с соблюдением требований процессуального закона.
Несогласие кассатора с протоколом заседания Координационного совета БРО ЛДПР от 20.05.2015, не может быть принято во внимание судом кассационной инстанции, поскольку законность Координационного Совета, оформленного протоколом от 20.05.2015 не являлась предметом рассмотрения в рамках настоящего спора.
Также судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правомерным указание суда апелляционной инстанции, что справка от 11 июля 2023 года о членстве Киреенко М.С. в ЛДПР согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не подлежит самостоятельному оспариванию, поскольку не является решением, влекущим правовые последствия.
Разрешая спор, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба не содержит ссылок, опровергающих выводы судебных инстанций, изложенная в ней позиция аналогична доводам, которые были предметом правильной правовой оценки судов и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных требований отвечают задачам и принципам административного судопроизводства, соответствуют обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассатора судебные акты требованиям, предъявляемым к судебным актам процессуальным законодательством соответствуют, выводы судов являются мотивированными, постановленными на основе исследования совокупности доказательств по делу, несогласие кассатора с выводами судов не свидетельствует о несоответствии судебных актов, предъявляемым требованиям.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 8 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.