Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Евтифеевой О.Э. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационному представлению прокурора Забайкальского края, поданному через суд первой инстанции 19 января 2024 года, на решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2023 года, дополнительное решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 8 ноября 2023 года по административному делу N 2а-224/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Могойтуйского района в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Могойтуйского района Забайкальского края Лхасаранова М.Л, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Могойтуйский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации проведения ремонта объектов электросетевого хозяйства на территории сельского поселения "Ага-Хангил", обязании административных ответчиков принять меры по организации ремонта опор и воздушных линий электропередач ВЛ 0, 4кВ в с. Ага-Хангил Могойтуйского района Забайкальского края, мотивируя требования тем, что указанные воздушные линии, являющиеся собственностью Забайкальского края, посредством которых осуществляется электроснабжение домов и зданий с. Ага-Хангил, находятся в аварийном состоянии, представляющем угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в отношении них отсутствует техническая документация, плановые ремонты и техническое обслуживание не проводятся, систематически, в том числе при ухудшении погодных условий, происходят аварийные ситуации (замыкания), вследствие чего потребители длительное время находятся без электроснабжения. 28 февраля 2023 года прокурором Могойтуйского района внесено представление руководителю Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, однако допущенные нарушения законодательства в сфере электроэнергетики до настоящего времени не устранены.
Решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2023 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, выразившееся в не организации проведения ремонта объектов электросетевого хозяйства на территории сельского поселения "Ага-Хангил". На Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края возложена обязанность принять меры по ремонту опор и воздушной линии ВЛ-0, 4 кВ с. Ага-Хангил, кадастровый номер 80:02:020101:993, расположенной по адресу: Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Ага-Хангил. В удовлетворении административных исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края отказано.
Дополнительным решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 7 сентября 2023 года Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края установлен срок для выполнения работ по ремонту опор и воздушной линии ВЛ-0, 4 кВ с. Ага-Хангил, с кадастровым номером 80:02:020101:993, расположенных по адресу: Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Ага-Хангил - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 8 ноября 2023 года решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2023 года и дополнительное решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 7 сентября 2023 года оставлены без изменения.
В кассационном представлении прокурор Забайкальского края ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов в части отказа в удовлетворении требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края с принятием в данной части нового решения об их удовлетворении, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и необоснованный отказ в удовлетворении заявленных требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, поскольку оно в соответствии с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 мая 2019 года N 198, является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, реализующим полномочия по организации электроснабжения населения, разработке и осуществлению системы мероприятий, связанных с реализацией полномочий по организации электроснабжения населения, внесению предложений по финансированию таких мероприятий. Также именно Министерство реализует отнесенные к компетенции исполнительных органов государственной власти края полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов по решению вопроса местного значения - организации в границах поселений, муниципальных районов, городских округов электроснабжения населения, в связи с чем решение вопроса о ремонте объектов электросетевого хозяйства (опор и воздушных линий электропередач ВЛ-0, 4кВ) в с. Ага-Хангил Могойтуйского района Забайкальского края с целью повышения качества электроснабжения и обеспечения получения потребителями услуг по электроснабжению нормативного качества входит в компетенцию Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, а выводы судов об обратном основаны на неправильном применении норм права.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
При рассмотрении дела установлено, что результатами проведенной прокуратурой Могойтуйского района Забайкальского края проверки воздушных линий ВЛ 0, 4 кв. в с. Ага-Хангил Могойтуйского района Забайкальского края выявлено, что данные объекты находятся в аварийном состоянии, на них отсутствует техническая документация, не проводятся техническое обслуживание и плановые ремонты.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственником воздушной линии ВЛ-0, 4 кВ с. Ага-Хангил, расположенной по адресу: Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Ага-Хангил, кадастровый номер 80:02:020101:993, является Забайкальский край.
28 февраля 2023 года прокурором Могойтуйского района Забайкальского края в адрес Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, а 11 апреля 2023 года - в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края внесены представления об устранении выявленных нарушений законодательства об энергетике, причин и условий им способствующих.
Мерами прокурорского реагирования допущенные нарушения законодательства не были устранены.
Полагая, что Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края допущено незаконное бездействие, выразившееся в неорганизации проведения ремонта объектов электросетевого хозяйства на территории сельского поселения "Ага-Хангил", которые находятся в аварийном состоянии и представляют угрозу для неопределенного круга лиц, заместитель прокурора Могойтуйского района Забайкальского края обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике", статьей 210, пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 4 октября 2022 года N 1070, Типовой инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0, 38 - 20 кВ с неизолированными проводами. РД 153-34.3-20.662-98, утвержденной Департаментом электрических сетей РАО "ЕЭС России" 19 мая 1998 года, Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденным Постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2017 N 585, Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 мая 2019 года N198, установив, что электроснабжение населения сельского поселения "Ага-Хангил" организовано, но имеющиеся воздушные линии электропередач находятся в ненадлежащем состоянии, создающем угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также их имуществу, могут повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, при этом полномочия собственника указанного имущества возложены на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, пришел к выводу, что оспариваемое административным истцом бездействие, выразившееся в неорганизации проведения ремонта объектов электросетевого хозяйства на территории сельского поселения "Ага-Хангил", нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц, было допущено
Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, обязав административного ответчика устранить допущенные нарушения в установленный дополнительным решением Могойтуйского районного суда Забайкальского края, срок.
В указанной части судебные акты не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, суд первой инстанции исходил из того, что указанный административный ответчик не наделен полномочиями по содержанию энергообъектов, находящихся в собственности Забайкальского края, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на поименованный исполнительный орган государственной власти Забайкальского края обязанности по организации проведения ремонта и реконструкции спорных воздушных линий электропередач.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2013 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики отнесен принцип обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Основой системы обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (пункт 2 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2013 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Пунктом 3 статьи 5 указанного Федерального закона субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электроснабжения населения отнесена к вопросам местного значения.
Законом Забайкальского края от 22 июля 2014 года N 1014-ЗЗК "О перераспределении между органами местного самоуправления и органами государственной власти Забайкальского края полномочий по решению вопроса местного значения - организации в границах поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов электроснабжения населения", принятым Законодательным Собранием Забайкальского края 16 июля 2014 года (далее - Закон Забайкальского края от 22 июля 2014 года N 1014-ЗЗК), отнесены бессрочно к полномочиям исполнительных органов государственной власти Забайкальского края полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов Забайкальского края по решению вопроса местного значения - организации в границах поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов электроснабжения населения (статьи 1, 2).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года N 1014-ЗЗК исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, реализующий полномочия по организации электроснабжения населения, определяется Правительством Забайкальского края.
В силу части 2 статьи 3 Закона Забайкальского края от 22 июля 2014 года N 1014-ЗЗК уполномоченный орган: 1) разрабатывает и осуществляет систему мероприятий, связанных с реализацией полномочий по организации электроснабжения населения; 2) осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами в системе электроснабжения; 3) вносит предложения о финансировании мероприятий, связанных с реализацией полномочий по организации электроснабжения населения.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 20 мая 2019 года N 198 "Об утверждении Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края" (далее - Положение о Министерстве) является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В пункте 13.4 Положения о Министерстве определены полномочия в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности. Так, Министерство проводит государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории края (13.4.1.); энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации государственной программы края в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в соответствии с методикой расчета значений таких показателей, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (13.4.5.). В силу полномочий, определенных пунктом 13.5. Положения о Министерстве в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике: осуществляет мониторинг показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики (за исключением объектов электроэнергетики, контроль за техническим состоянием которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства (13.5.4.); осуществляет контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства (13.5.8.); реализует отнесенные к полномочиям исполнительных органов края полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов края по решению вопроса местного значения - организации в границах поселений, муниципальных районов, городских округов электроснабжения населения (13.5.9.).
С учетом изложенного, выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края по организации ремонта объектов электросетевого хозяйства на территории сельского поселения "Ага-Хангил" и возложения в том числе и на него спорной обязанности являются неверными, основанными на неправильном применении норм материального права, судебные акты в указанной части в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 22 июня 2023 года, дополнительное решение Могойтуйского районного суда Забайкальского края от 7 сентября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 8 ноября 2023 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края по организации ремонта опор и воздушной линии ВЛ-0, 4 кВ с. Ага-Хангил с кадастровым номером 80:02:020101:993, расположенной по адресу: Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Ага-Хангил и обязании принять меры по ремонту указанных объектов электросетевого хозяйства в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отменить, в отмененной части принять новое решение об удовлетворении требований.
Признать незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края по организации ремонта опор и воздушной линии ВЛ-0, 4 кВ с. Ага-Хангил с кадастровым номером 80:02:020101:993, расположенной по адресу: Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Ага-Хангил.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края принять меры по ремонту опор и воздушной линии ВЛ-0, 4 кВ с. Ага-Хангил с кадастровым номером 80:02:020101:993, расположенной по адресу: Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Ага-Хангил, установив срок для выполнения работ - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.