Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Никулиной И.А, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чертова Александра Николаевича, поданную 7 февраля 2024 г, на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 24 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 ноября 2023 г, по административному делу N 2а-2089/2023 по административному исковому заявлению Чертова Александра Николаевича о признании незаконным отказ Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление по тарифам) в предоставлении материалов тарифного дела для ознакомления и снятия фотокопий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, объяснения представителя административного истца Боляка Р.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Булаевой О.Н, поддержавшей доводы, изложенные в возражениях,
УСТАНОВИЛА:
индивидуальный предприниматель Чертов А.Н. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об отказе в предоставлении материалов тарифного дела для ознакомления и снятия фотокопий, возложении обязанности предоставить заявителю или его представителю возможность ознакомиться с материалами тарифного дела и снять с них фотокопии в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что Чертову А.Н. на праве собственности принадлежит железнодорожный путь необщего пользования - железная дорога (тупик), расположенный по адресу: "адрес". Указанный железнодорожный путь примыкает к железнодорожному пути необщего пользования, принадлежащему ООО "Птицефабрика "Комсомольская", который, в свою очередь, примыкает к путям ОАО "РЖД" станции Штабка. Проезд со станции Штабка до железнодорожного пути Чертова А.Н. пролегает через часть железнодорожного пути ООО "Птицефабрика "Комсомольская", в связи с чем между ООО "Птицефабрика "Комсомольская" и Чертовым А.Н. заключен договор на осуществление транзитного проезда по железнодорожному пути необщего пользования ООО "Птицефабрика "Комсомольская". Согласно пунктам 4.1 и 4.2 указанного договора плата за использование пути взимается после утверждения тарифа Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
ООО "Птицефабрика "Комсомольская" обратилось в Управление для установления тарифов. Решением Управления от 21.12.2022 N N установлены предельные максимальные тарифы на транспортную услугу (за использование подъездных железнодорожных путей (пропуск вагонов), оказываемую на подъездных железнодорожных путях Обществом на 2023-2027 годы.
28.12.2022 Чертов А.Н. обратился в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов с заявлением об ознакомлении с материалами дела по установлению тарифов, снятии фотокопий.
Ответом Управления от 20.01.2023 N в ознакомлении с материалами тарифного дела отказано.
Отказ полагает незаконным, поскольку нарушены требования положений частей 2 и 4 статьи 8, части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также право на доступ к информации.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 20.04.2023 дело передано в Алтайский краевой суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого указанное дело отнесено законом.
Алтайским краевым судом дело передано для рассмотрения в Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 24.08.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15.11.2023, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Чертов А.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, принятии нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование жалобы настаивает, что у него, как у одного из плательщиков тарифа за использование ж/д путей, установленного административным ответчиком, имеется право на ознакомление с материалами тарифного дела, поскольку установленным тарифом затрагиваются законные права и интересы заявителя, прямого запрета к доступу информации Приказ Управления по тарифам Алтайского края от 31.07.2015 N 65-пр не содержит, а устанавливает только процедуру и сроки рассмотрения дела об установлении тарифа. Ссылаясь на пункт 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022, а также кассационное определение Верховного Суда РФ N 5-КА20-25 от 30.06.2020 по делу N 2а-83/2019, указывает, что иной возможности ознакомиться с материалами тарифного дела не имеется, размещение материалов тарифного дела на официальном сайте госоргана законом не предусмотрено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральных закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом (пункт 1); установление ограничений доступа к информации только федеральными законами (пункт 2); открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (пункт 3); достоверность информации и своевременность ее предоставления (пункт 6).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено, что гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В силу части 3 указанной статьи информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей, в том числе граждан, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется только в случаях, если: содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, но которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией; запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос; запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа; запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией; в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией; кроме того, запрашиваемая информация может не предоставляться, если она опубликована в средстве массовой информации или размещена па официальном сайте.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, Чертов А.Н. с 10.04.2019 является собственником сооружения железнодорожного транспорта - железной дороги (тупика), расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N, о чем представлена выписка из ЕГРП.
Индивидуальный предприниматель Чертов А.Н. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к ООО "Птицефабрика "Комсомольская" о возложении обязанности заключить договор на осуществление транзитного проезда по железнодорожному пути необщего пользования.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от 24.10.2022 по делу N А03-13572/2022 утверждено мировое соглашение между индивидуальным предпринимателем Чертовым А.Н. и ООО "Птицефабрика "Комсомольская", по условиям которого между сторонами заключен договор на осуществление транзитного проезда по железнодорожному пути необщего пользования. Согласно пункту 1.1 договора собственник предоставляет за плату пользователю право транзитного проезда по подъездным железнодорожным путям необщего пользования (с кадастровым номером N), общей протяженностью 1300 погонных метра - путь N от изолирующего стыка светофора N М4, примыкающего к станции Штабка, до переднего стыка стрелочного перевода N, расположенного по адресу: "адрес". Согласно пункту 4.1 договора пользователь оплачивает оказанные услуги, по тарифам, утвержденным Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Согласно Перечню услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, подлежат государственному регулированию.
Органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (пункт 1 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30.11.2011 N 695).
Решением Управления от 21.12.2022 N 576 "Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях ООО "Птицефабрика "Комсомольская" на 2023-2027 годы" установлены предельные максимальные тарифы на транспортную услугу, оказываемую на подъездных железнодорожных путях ООО "Птицефабрика "Комсомольская", на 2023-2027 годы.
28.12.2022 индивидуальный предприниматель Чертов А.Н. обратился в Управление с заявлением об ознакомлении с материалами дела по установлению указанных тарифов и разъяснении действия тарифа, приложив к заявлению судебные акты Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13572/2022, выписку из ЕГРП в отношении принадлежащего ему сооружения железнодорожного транспорта.
Ответом Управления от 20.01.2023 N в ознакомлении с материалами тарифного дела Чертову А.Н. отказано со ссылкой на пункт 14 Порядка рассмотрения отделом тарифного регулирования услуг па транспорте и в социальной сфере дел об установлении тарифов (цен), надбавок, плазы (ставок) в отношении работ (услуг), продукции (товаров) субъектов регулирования (за исключением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении), утвержденного приказом Управления по тарифам Алтайского края от 31.07.2015 N 65-пр. Разъяснено, что с протоколом заседания правления можно ознакомиться на сайте www.tarif.alregn.TLi, указаны реквизиты протокола. Одновременно даны разъяснения по установленным тарифам.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом доказательства нарушения оспариваемым отказом в ознакомлении с материалами тарифного дела его прав, свобод и законных интересов не представлены, утверждения об обратном основаны на выборочном, избирательном толковании положений законодательства.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда согласилась, указав, что административный истец не лишен возможности ознакомиться с документами, размещенными на официальном Интернет-сайте Управления, и в случае несогласия с утвержденным тарифом оспорить его в установленном законом порядке. Предоставленные регулируемой организацией ООО "Птицефабрика "Комсомольская" документы в материалы тарифного дела, не относятся к документам, содержащим информацию о деятельности органа государственной власти - Управления Алтайского каря по государственному регулированию цен и тарифов, связаны с деятельностью регулируемой организации, информация, содержащаяся в них, к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы административного истца, не относится, отказ в ознакомлении с документами прав административного истца, в том числе на доступ к информации, не нарушает.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку выводов судов не опровергают, нарушение судами норм материального права не подтверждают.
В соответствии с пунктом 14 "Порядка рассмотрения отделом тарифного регулирования услуг на транспорте и в социальной сфере дел об установлении тарифов (цен), надбавок, платы (ставок) в отношении работ (услуг), продукции (товаров) субъектов регулирования (за исключением перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении)", утвержденного приказом Управления по тарифам Алтайского края от 31.07.2015 N 65-пр, представители регулируемой организации, в отношении которой устанавливаются тарифы, уполномоченные руководителем такой организации, вправе на основании письменного ходатайства знакомиться со всеми материалами тарифного дела.
Предоставление материалов тарифного дела для ознакомления иными лицами, не предусмотрено.
Как правильно указано судом, в случае несогласия в утвержденным тарифом, затрагивающим права и законные интересы административного истца, заявитель вправе защищать свои права в ином, установленном законом порядке.
Согласно Указу Президента РФ от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Решение об утверждении тарифов, принятые уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации входят в систему нормативных актов, подлежат обязательному применению. Сомнения административного истца, либо иных лиц, кроме поименованных в нормативных актах, устанавливающих порядок установления соответствующих тарифов, в их законности и обоснованности не могут служить основанием для предоставления материалов тарифного дела для ознакомления органом тарифного регулирования.
При этом доводы кассационной жалобы о том, что административный истец хотел бы заранее видеть материалы тарифного дела, в том числе для исключения необходимости идти в суд в случае, если тариф окажется обоснованным, носят субъективный характер, не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемого по настоящему делу отказа незаконным.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на "Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2022)", утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022, не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку предметом рассмотрения дела в суде по административному суду, включенному в вопрос N 31 указанного Обзора судебной практики, являлись иные правоотношения.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Чертова Александра Николаевича удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 24 августа 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 15 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 21 марта 2024 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.