Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-423/2023 (УИД 54RS0041-01-2023-000023-14) по иску Гурских Елены Васильевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гурских Елена Васильевна (далее по тексту - Гурских Е.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области, ответчик) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 26 апреля 2022 г. истец обратилась в ОПФР по Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На момент обращения к ответчику стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет более 25 лет. Однако, решением ОПФР по Новосибирской области от 16 августа 2022 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" с 18 марта 2006 г. по 23 февраля 2016 г, с 27 февраля 2016 г. по 16 января 2018 г, с 18 января 2018 г. по 27 августа 2018 г. в должности педагога-психолога, так как данная профессия не предусмотрена списком профессий для досрочного назначения пенсии, что составляет 12 лет 5 месяцев 6 дней, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Региональный специализированный дом ребенка (Черепановский филиал)" - с 1 сентября 2018 г. по 25 апреля 2022 г. в должности педагога-психолога, так как данная профессия не предусмотрена списком профессий для досрочного назначения пенсии, что составляет 3 года 7 месяцев 25 дней.
В свою очередь истец не согласна с решением пенсионного органа в части не зачета стажа, периодов работы в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики": с 18 марта 2006 г. по 23 февраля 2016 г, с 27 февраля 2016 г. по 16 января 2018 г, с 18 января 2018 г. по 27 августа 2018 г. в должности педагога-психолога, так как данная профессия не предусмотрена списком профессий для досрочного назначения пенсии, что составляет 12 лет 5 месяцев 6 дней, в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Региональный специализированный дом ребенка (Черепановский филиал)" - с 1 сентября 2018 г. по 25 апреля 2022 г. в должности педагога-психолога, так как данная профессия не предусмотрена списком профессий для досрочного назначения пенсии, что составляет 3 года 7 месяцев 25 дней, что в общей сложности составляет 16 лет 1 месяц 1 день. При зачете всех периодов и учтенных и неучтенных, требуемый стаж составит более 25 лет.
Согласно уточняющей справке от 18 августа 2022 г. N, выданной государственным бюджетным учреждением здравоохранения Новосибирской области "Черепановская центральная районная больница" истец действительно работала в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" с 18 марта 2006 г. по 23 февраля 2016 г, с 27 февраля 2016 г. по 16 января 2018 г, с 18 января 2018 г. по 27 августа 2018 г. в должности педагога-психолога, и в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Региональный специализированный дом ребенка (Черепановский филиал)" - с 1 сентября 2018 г. по 25 апреля 2022 г. в должности педагога-психолога, при этом отмечено, что работа Гурских Е.В. в должности педагога-психолога в дает право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность и иную работу по охране здоровья населения в государственных, муниципальных учреждениях, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Черепановский дом ребенка - специализированное учреждение для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, подведомственно Министерству здравоохранения Новосибирской области, предназначено для оказания специализированной медицинской и социально-педагогической помощи детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от одного месяца до четырех лет.
Правопреемником структурного подразделения Специализированный дом ребенка для детей с поражением ЦНС и нарушением психики является государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Специализированный дом ребенка N 2 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики".
Правопредшественником является областное государственное учреждение здравоохранения "Черепановекая центральная районная больница", видом деятельности указанной организации по ОКВЭД являлись: 86.10 - деятельность больничных организаций, 85.11 образование дошкольное, и т.д. Основанием применения льготного исчисления стажа работ является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций педагогическими работниками. При этом должность педагог- психолог предусмотрена Списками должностей.
Таким образом отказ пенсионного органа является неправомерным, поскольку истец осуществляла трудовую педагогическую деятельность в вышеуказанный спорный период в должности, предусмотренной и соответствующей Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет.
С учетом изложенного истец просила суд обязать ОПФР по Новосибирской области засчитать Гурских Е.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы в государственном казенном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" с 18 марта 2006 г. по 23 февраля 2016 г, с 27 февраля 2016 г. по 16 января 2018 г, с 18 января 2018 г. по 27 августа 2018 г. в должности педагога-психолога, и в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Новосибирской области "Региональный специализированный дом ребенка (Черепановский филиал)" с 1 сентября 2018 г. по 25 апреля 2022 г. в должности педагога-психолога, обязать ОПФР по Новосибирской области назначить Гурских Е.В. досрочную страховую пенсию по старости с 26 апреля 2022 г.
Решением Черепановского районного суда Новосибирской области от 15 мая 2023 г. заявленные Гурских Е.В. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 октября 2023 г. решение Черепановского районного суда Новосибирской области от 15 мая 2023 г. отменено, принято по данному делу новое решение, которым исковые требования удовлетворены, на ОПФР по Новосибирской области (ОСФР по Новосибирской области) возложена обязанность засчитать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости Гурских Е.В, периоды работы в ГКУЗ Новосибирской области "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" с 18 марта 2006 г. по 23 февраля 2016 г, с 27 февраля 2016 г. по 16 января 2018 г, с 18 января 2018 г. по 27 августа 2018 г. в должности педагога-психолога, и в ГБУЗ Новосибирской области "Региональный специализированный дом ребенка (Черепановский филиал)" с 1 сентября 2018 г. по 25 апреля 2022 г. в должности педагога-психолога, на ОПФР по Новосибирской области (ОСФР по Новосибирской области) возложена обязанность назначить Гурских Е.В. досрочную страховую пенсию по старости с 26 апреля 2022 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 октября 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ОСФР по Новосибирской области 19 февраля 2024 г. представлено заявление о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя ОСФР по Новосибирской области.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судом апелляционной инстанции и они выразились в следующем.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 26 апреля 2022 г. истец обратилась в ОПФР по Новосибирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Новосибирской области от 16 августа 2022 г..N Гурских Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом указано о могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ периоды работы в МКОУ СОШ N2 г..Черепанове с 15 августа 1989 г..по 1 июня 1993 г..в должности воспитателя, в ГБУЗ НСО "Черепановская центральная районная больница" с 10 июня 1993 г..по 5 марта 2003 г..в должности воспитателя, что в общей сложности составляет 13 лет 6 месяцев 14 дней, тогда как согласно сведениям выписки из индивидуального лицевого счета не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей периоды работы истца в ГБУЗ НСО "Черепановская центральная районная больница" с 6 марта 2003 г..по 15 августа 2004 г..- отпуск по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ до достижения им возраста 1, 5 и 3-х лет, в ГКУЗ НСО "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" с 18 марта 2006 г..по 23 февраля 2016 г, с 27 февраля 2016 г..по 16 января 2018 г, с 18 января 2018 г..по 27 августа 2018 г..в должности педагога-психолога, так как данная профессия не предусмотрена списком профессии для досрочного назначения пенсии, что составляет 12 лет 3 месяца 6 дней, с 24 февраля 2016 г..по 26 февраля 2016 г, 17 января 2018 г..отпуск без сохранения заработной платы, как не предусмотренный Правилами от 20 октября 2002 г..N 781 и не поименованный Правилами от 11 июля 2002 г..N 516, что составляет 00 лет 00 месяцев 3 дня, в ГБУЗ НСО "Региональный специализированный дом ребенка" (Черепановский филиал) с 1 сентября 2018 г..по 25 апреля 2022 г..в должности педагога-психолога, так как данная
профессия не предусмотрена списком профессий для досрочного назначения пенсии, что составляет 3 года 7 месяцев 25 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку работа в учреждении здравоохранения в должности педагога-психолога не предусмотрена списком профессий для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции, отметив следующее.
Из Устава областного государственного учреждения здравоохранения "Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики", утвержденного приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 1 декабря 2005 г. N, следует, что Учреждение создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности по обеспечению детей с рождения до 4-х лет - сирот и оставшихся без попечения родителей, медицинской, педагогической и социальной помощью, путем осуществления функций некоммерческого характера на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 19 сентября 2005 г. N 508 "О реорганизации областного государственного учреждения здравоохранения" путем реорганизации ОГУЗ "Черепановская районная больница" выделено областное государственное учреждение здравоохранения "Специализированный дом ребенка для детей с нарушением центральной нервной системы и нарушением психики". Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения Новосибирской области. К видам деятельности Учреждения относятся: медицинская деятельность, социально-педагогическая деятельность.
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики" от 5 февраля 2008 г. N 163, утвержденному приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики" (Учреждение) создано на основании постановления Губернатора Новосибирской области от 19 сентября 2005 г. N 508, областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики" (путем реорганизации из ОГУЗ "Черепановская центральная районная больница"), в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 28 марта 2006 г. N 134 "О внесении изменений в Постановление Губернатора Новосибирской области от 19 мая 2005 г. N 508" учреждение переименовано в "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики". Учреждение находится в ведомственном подчинении департамента здравоохранения Новосибирской области. Учреждение создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с рождения до четырех лет, медицинской, педагогической и социальной помощью. К видам деятельности Учреждения относится: медицинская деятельность, социально- педагогическая деятельность.
Из копии Устава Государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области" Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", утвержденного приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 24 августа 2011 г..N, следует, что Государственное казенное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", в дальнейшем именуемое как Учреждение, создано в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 2 августа 2011 г..N "О создании государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики". Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы и нарушением психики", переименованное приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 5 февраля 2009 г..N 163, создано в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 19 сентября 2005 г..N 508 путем выделения из структуры областного государственного учреждения здравоохранения "Черепановская центральная районная больница". Учреждение подведомственно министерству здравоохранения Новосибирской области.
Учреждение создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере здравоохранения. Предметом деятельности Учреждения является медицинская деятельность, социально-педагогическая деятельность.
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Региональный специализированный дом ребенка", утвержденного 8 августа 2018 г. приказом министерства здравоохранения N в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 10 мая 2018 г. N "О реорганизации государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка N2 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка N 2 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" реорганизовано в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка N 1 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики", государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Специализированный дом ребенка N 3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" и переименовано на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Несибирской области "Региональный специализированный дом ребенка", в дальнейшем именуемое как "Учреждение". К основным видам деятельности Учреждения относятся: медицинская деятельность, образовательная деятельность (дошкольное образование, дополнительное образование), предоставление социальных услуг.
Из Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Региональный специализированный дом ребенка", утвержденного 7 декабря 2022 г. приказом министерства здравоохранения Новосибирской области N следует, что к основным видам деятельности Учреждения относится медицинская деятельность, образовательная деятельность (дошкольное образование, дополнительное образование), предоставление социальных услуг, защита государственной тайны.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на протяжении всего периода времени изменялось только наименование учреждения, его функции оставались неизменны, учреждение на протяжении всего периода осуществляло в качестве основного вида деятельности, не только медицинскую деятельность, но и социально-педагогическую деятельность, образовательную деятельность.
Кроме того, Учреждение создано для круглосуточного содержания, воспитания и оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей от рождения до четырехлетнего возраста включительно, детей-сирот. Детей оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации, для предоставления комплекса медико-психолого-педагогической помощи (ранней помощи).
По мнению суда апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований Гурских Е.В. о включении периодов ее работы в должности педагога-психолога в ГКУЗ НСО "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением, центральной нервной системы с нарушением психики" (после в ГБУЗ НСО "Региональный специализированный, дом ребенка" (Черепановский филиал)) в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что названное учреждение не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Однако, делая вывод о том, что периоды трудовой деятельности Гурских Е.В. в должности педагога-психолога в ГКУЗ НСО "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" (после в ГБУЗ НСО "Региональный специализированный дом ребенка" (Черепановский филиал)), не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, по мнению суда апелляционной инстанции сделан без учета нормативных положений, определяющих цели, организационную структуру и порядок деятельности учреждений социального обслуживания граждан в Российской Федерации, подлежащих применению при решении вопроса о возможности зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что указанное учреждение создано, в том числе, для круглосуточного содержания и оказания социальной помощи детям, в том числе детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в том числе с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики. Указанная деятельность учреждения является тождественной деятельности, оказываемой домами-интернатами, в том числе детскими, предназначенными для граждан, имеющих психические расстройства, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, которые напрямую законом отнесены к организациям, осуществляющим социальное обслуживание.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил, что отсутствие кода условий для досрочного назначения страховой пенсии в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не является безусловным основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истца, не может повлечь для него неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Гурских Е.В. подлежат включению периоды работы в ГКУЗ НСО "Черепановский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики" с 18 марта 2006 г. по 23 февраля 2016 г, с 27 февраля 2016 г. по 16 января 2018 г, с 18 января 2018 г. по 27 августа 2018 г. в должности педагога-психолога, и в ГБУЗ НСО "Региональный специализированный дом ребенка (Черепановский филиал)" с 1 сентября 2018 г. по 25 апреля 2022 г. в должности педагога- психолога.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее по тексту также Порядок N 258н).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 названного Порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 258н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н (утратил силу с 1 января 2022 г.) утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 6 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 г. N 538н (действует с 1 января 2022 г.) утвержден перечень документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" части 12 названного перечня, помимо документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего перечня, отнесены документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют лицам, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Пунктом 43 названных Правил N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подпункта 10.2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" органы Фонда имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
Кроме того, в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В соответствии со статьей 28 Федерального "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений, факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по требованию Гурских Е.В. о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не применил к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и вследствие этого неправильно распределил между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Гурских Е.В. в спорные периоды педагогической деятельности в организациях для детей, независимо от их возраста, достоверности отражения данных об этих периодах работы Гурских Е.В. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материалов дела следует, что Гурских Е.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 25 декабря 1997 г, спорные периоды ее трудовой деятельности имели место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Вместе с тем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца за спорные периоды подтверждают то, что работодатели подавали сведения о стаже истца без указания на особые (льготные) условия труда, работодателями представлены сведения о работе Гурских Е.В. в спорные периоды как работа в обычных условиях труда.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что в отношении Гурских Е.В. работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы истца являются недостоверными.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы Гурских Е.В, а также архивные справки, которые подтверждают выполнение ею работы постоянно в течение полного рабочего дня в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости именно по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Приведенные требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств судом апелляционной инстанции соблюдены не были, поскольку доказательств, подтверждающих факт выполнения Гурских Е.В. педагогической деятельности в организациях для детей, независимо от их возраста в спорные периоды, опровергающих достоверность данных персонифицированного учета, истцом не представлено.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 октября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Новосибирский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.