Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
при участии прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-623/2023 (УИД 54RS0004-01-2022-006931-53) по исковому заявлению Чавро Виктора Михайловича к Межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, взыскании утраченного заработка, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Чавро Виктора Михайловича на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 5 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения Чавро Виктора Михайловича, поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока по доверенности Авласцовой Светланы Вячеславовны, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чавро Виктор Михайлович (далее по тексту - Чавро В.М, истец) обратился в Калининский районный суд г. Новосибирска с иском к Межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока об отмене приказов от 8 августа 2022 г. N о применении взыскания, от 8 августа 2022 г. N об увольнении с государственной службы, восстановлении на работе, взыскании утраченного заработка, компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей.
Протокольным определением Калининского районного суда г. Новосибирска от 19 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и Управление Генеральной прокуратуры по Сибирскому федеральному округу и Дальневосточному федеральному округу.
Решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 5 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г, в удовлетворении исковых требований Чавро В.М. к Межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока об отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания, восстановлении на работе, взыскании утраченного заработка, компенсации морального вреда отказано.
Чавро В.М. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 5 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г. отменить, удовлетворить исковые требования.
В обоснование доводов кассационной жалобы Чавро В.М. указал на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего сына он подал незамедлительно после выздоровления и выхода на работу, в первый рабочий день, 13 мая 2022 г, так как это стало возможным благодаря СПО "Справка БК 2.5.0" установленному на его рабочий компьютер главным инспектором ФИО4 13 мая 2022 г, а не 23 января 2022 г, как утверждают ответчики, на что было им обращено внимание в судебных заседаниях. Срок подачи сведений им не пропущен, поскольку сведения поданы на пятый месяц. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 18 мая 2009 г. N 559, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственными гражданскими служащими ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Уточненные сведения можно представить в течение одного месяца в инициативном порядке. Факт его присутствия на рабочем месте и наличии возможности предоставить сведения не соответствует действительности. Суд первой инстанции необоснованно направил материалы на экспертизу в ООО "МБЭКС", а не в заявленное им медицинское учреждение, эксперты которого обладали соответствующими знаниями в области оториноларингологии и отоневрологии, эксперт ООО "МБЭКС" не имел этих знаний. Не согласен с оценкой судов его поведения, предшествующего увольнению. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока, участвующий в деле прокурор Новосибирской области в возражениях на кассационную жалобу, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность решения Калининского районного суда г. Новосибирска от 5 июля 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Чавро В.М. с 18 января 2021 г. назначен на должность федеральной государственной гражданской службы - старшего государственного инспектора Хабаровского отдела надзора за радиационной безопасностью Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока.
Замещаемая Чавро В.М. должность входит в перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, а также в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 ноября 2021 г. N 400.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего ребенка за отчетный период 2021 год Чавро В.М. были представлены 13 мая 2022 г.
Приказом Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока от 13 мая 2022 г. N в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065, отделу кадров, спецработы и правового обеспечения поручено в срок, не превышающий 60 дней, с момента издания настоящего приказа, провести проверку соблюдения старшим государственным инспектором Хабаровского отдела надзора за радиационной безопасностью Чавро В.М. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
По результатам проведенной проверки соблюдения старшим государственным инспектором Хабаровского отдела надзора за радиационной безопасностью Чавро В.М. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, был составлен доклад от 30 мая 2022 г.
В докладе о результатах проверки от 30 мая 2022 г. указано, что основанием для проведения проверки послужила служебная записка отдела кадров, спецработы и правового обеспечения от 13 мая 2022 г. N
Отделом кадров, спецработы и правового обеспечения 11 января 2022 г. письмом N была доведена информация о сроках предоставления сведений, содержащихся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего ребенка за отчетный период 2021 год, с которым Чавро В.М. был ознакомлен 13 января 2022 г. под роспись, 22 апреля 2022 г. отделом кадров, спецработы и правового обеспечения Чавро В.М. было отправлено уведомление N о сроках предоставления вышеуказанных сведений за 2021 год не позднее 30 апреля 2022 г, которое он получил под роспись 25 апреля 2022 г.
В ответ на уведомление от 22 апреля 2022 г. N Чавро В.М. направил письмо от 27 апреля 2022 г, в котором указал, что он находится на лечении (листки нетрудоспособности с 27 января 2022 г. по 12 мая 2022 г.) и не имеет возможности представить сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего ребенка за отчетный период 2021 год по установленным формам на бумажном носителе и в электронном формате из-за отсутствия доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и оргтехники для работы в СПО "БК 2.5.0. или 2.5.1.". Сведения будут им представлены после выхода на работу.
После закрытия листка нетрудоспособности, 13 мая 2021 г. Чавро В.М. предоставил сведения. В настоящее время в управлении имеется основная справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего ребенка от 13 мая 2022 г. за отчетный период 2021 год, которая представлена с нарушением сроков, то есть позднее 30 апреля 2022 г.
16 мая 2022 г. Чавро В.М. направил обращение на имя руководителя управления о проведении с ним беседы по соблюдению им ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В ответ на это обращение Чавро В.М. было направлено письмо от 23 мая 2022 г. N о проведении с ним беседы по средствам телефонной связи назначенной на 24 мая 2022 г. с 8.00 до 9.00 часов по НСК. Беседа проведена, что подтверждается отметкой Чавро В.М. на письме.
В письме от 27 мая 2022 г. Чавро В.М. пояснил, что объяснения о причинах не предоставления вышеуказанных сведений подробно изложены в письме от 27 апреля 2022 г.
С учетом изложенного сделаны выводы о том, что старший государственный инспектор Хабаровского отдела надзора за радиационной безопасностью Чавро В.М. нарушил требования статей 8, 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статей 20, 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что расценивается как значительный проступок, влекущий увольнение государственного служащего в соответствии со статьей 59.2 (увольнение в связи с утратой доверия) Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно выписки из протокола от 8 июня 2022 г. N Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрев на заседании 6 июня 2022 г. доклад от 30 мая 2022 г. N о результатах проверки соблюдения старшим государственным инспектором Хабаровского отдела надзора за радиационной безопасностью Чавро В.М. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, установила, что Чавро В.М. несвоевременно исполнил обязанности статьи 8, статьи 8.l Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьи 20, статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что расценивается как значительный проступок, влекущий увольнение государственного служащего, в соответствии со статьей 59.2 (увольнение в связи с утратой доверия) Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Смягчающие и иные обстоятельства отсутствуют для применения статьи 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Приказом Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока от 8 августа 2022 г. N за несоблюдение гражданским служащим обязанности, установленной в целях противодействия коррупции, выразившейся в непредставлении государственным гражданским служащим сведений, содержащихся в справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на своего несовершеннолетнего ребёнка за отчётный период 2021 год, к Чавро В.М. применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия. Основание: доклад о результатах проверки соблюдения старшим государственным инспектором Хабаровского отдела надзора за радиационной безопасностью Чавро В.М. ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами от 30 мая 2022 г. N, протокол заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 июня 2022 г. N
Приказом Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока от 8 августа 2022 г. N прекращено действие и расторгнут служебный контракт о прохождении федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенный с Чавро В.М. старшим государственным инспектором Хабаровского отдела надзора за радиационной безопасностью; Чавро В.М. освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы старшего государственного инспектора Хабаровского отдела надзора за радиационной безопасностью Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 9 августа 2022 г. в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, пункт 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Чавро В.М, не согласившись с увольнением, обратился в суд с настоящим иском.
В обоснование исковых требований Чавро В.М. указывал, что в период с декабря 2021 г..он готовился к проведению планового "данные изъяты" лечения, а в период с 27 января по 12 мая 2022 г..был нетрудоспособен, о чем имеются соответствующие листки нетрудоспособности. По выздоровлении и прибытии на работу 13 мая 2022 г..и в тот же день им были соответствующие сведения подготовлены и направлены в адрес работодателя. По своему характеру перенесенная им "данные изъяты" операция и последующий реабилитационный период не позволяли ему осуществить действия по оформлению и подаче соответствующей справки о доходах. Так, в указанный в листках нетрудоспособности период у него имелось "данные изъяты", отсутствие возможности сосредоточиться на каком - либо объекте или предмете, невозможно было осуществлять работу за монитором компьютера с целью заполнения справки о доходах по установленной форме, изготовление справки о доходах в рукописной форме не предусмотрено, он не имел возможности подготовить соответствующую справку в период с 1 января 2022 г..по 26 января 2022 г..в связи с тем, что имели место нерабочие (праздничные) дни, после которых он обнаружил отсутствие на своем рабочем компьютере специальной программы для оформления справок о доходах, на его просьбы об установлении такой программы ответственный за установку работник так программу и не установилдо 27 января 2022 г..Такая программа была установлена только по его выходу на работу после болезни 13 мая 2022 г, когда он и смог оформить справки о доходах. Не имел он также возможности оформить и подать соответствующие справки в период с 1 января 2022 г..по 26 января 2022 г..по причине состояния здоровья, поскольку его обращение за лечением с 27 января 2022 г..было вызвано ранее некорректно проведенным лечением и состояние здоровья требовало повторного лечения, в указанный период он посещал медицинские учреждения с целью подготовки к плановой операции.
Возможности обращения к иным лицам и организациям, оказывающим услуги по заполнению справок о доходах, он также не имел, поскольку состояние здоровья ему не позволяло изыскивать таких лиц и организаций, обращаться к ним за оказанием услуг, не имел он и финансовой возможности оплатить такие услуги.
При рассмотрении дела с целью установления факта невозможности Чавро В.М. в силу состояния здоровья исполнить обязанности по предоставлению справок о доходах, выявления наличия или отсутствия причинно-следственной связи между состоянием здоровья истца и его возможностью или невозможностью совершения необходимых действий по оформлению и подаче справок о доходах за период с 1 января 2022 г. по 30 апреля 2022 г. включительно, определением Калининского районного суда г. Новосибирска от 30 марта 2022 г. по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "МБЭКС".
Согласно заключению эксперта ООО "МБЭКС" от 20 июня 2023 г. N какие-либо сведения, указывающие на грубые расстройства со стороны здоровья Чавро В.М. в период времени с 1 января 2022 г. по 30 апреля 2022 г. в представленных медицинских документах отсутствуют, экспертом не установлено со стороны соматического (физического) здоровья Чавро В.М. причин для отсутствия возможности самостоятельного, либо при обращении к иным лицам, заполнения тех или иных видов документов в период времени с 1 января 2022 г. по 30 апреля 2022 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что на истце, в силу приведенных положений нормативных актов и статуса федерального государственного гражданского служащего, лежала обязанность предоставить в адрес работодателя в период с 1 января 2022 г. по 30 апреля 2022 г. сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в указанный период истцом возложенная законом обязанность исполнена не была, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за 2021 год были направлены истцом в адрес работодателя 13 мая 2022 г. по истечении установленного срока. При этом объективных и независящих от истца причин, препятствовавших предоставлению им в установленных срок - до 30 апреля 2022 г. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера несовершеннолетнего ребенка за отчетный период 2021 год судом не установлено.
Проверив в ходе рассмотрения дела соблюдение ответчиком порядка принятия решения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с государственной гражданской службы, суд пришел к выводу, что взыскание в виде увольнения с должности федерального государственного служащего за совершение коррупционного правонарушения истцом представителем нанимателя было применено на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и на основании рекомендации комиссии по урегулированию конфликтов интересов, поскольку доклад о результатах проверки направлялся в комиссию, о проведении проверки истец был заблаговременно извещен, о чем имеется его подпись об ознакомлении с приказом о проведении проверки, в ходе проверки от истца было истребовано и получено письменное объяснение, данное им сразу по нескольким фактам - по факту отсутствия на рабочем месте в рабочее время 13 мая 2022 г..и по факту не предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за 2021 год, взыскание, предусмотренное статьей 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в отношении истца с учетом истечения сроков исполнения обязанности 30 апреля 2022 г..применено приказом представителя нанимателя от 8 августа 2022 г..в пределах установленного шестимесячного срока, примененное к истцу взыскание соответствует характеру совершенного истцом, как федеральным государственным служащим, коррупционного правонарушения, его тяжести и обстоятельствам, при которых оно было совершено, учтено соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей,
установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения истцом своих должностных обязанностей.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктами 9 и 11 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи представителю нанимателя представляет гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, - ежегодно не позднее срока, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положение о представлении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи утверждается соответственно актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящей статьи (часть 2 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 18 мая 2009 г. N 559, предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В случае, если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением (пункт 8 Положения).
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8.1 Положения).
В случае непредставления по объективным причинам государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (пункт 9 Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.
Подпунктом "а" пункта 1 указанного Положения предусмотрено, что им определяется порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559, федеральными государственными служащими (далее - государственные служащие) за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Положения кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, кроме федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта.
Частью 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя сведения о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 20.1. Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Контроль за соответствием расходов гражданского служащего и членов его семьи их доходам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 2 статьи 20.1. Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Частью 3 статьи 20.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что непредставление гражданским служащим сведений о своих расходах, а также о расходах членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.
Частью 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, публично-правовой компании, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении.
В силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ одним из оснований прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37).
На основании пункта 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Перечень оснований для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия приведен в статье 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (пункт 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения установлен в статье 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений или в соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия гражданского служащего и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого гражданского служащего.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (часть 2 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу (часть 3 статьи 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за 2021 год Чавро В.М. были представлены 13 мая 2022 г. по истечении установленного срока (30 апреля 2022 г.), при отсутствии объективных и независящих от Чавро В.М. обстоятельств, препятствовавших их предоставлению в установленный срок, порядок проведения проверки в отношении Чавро В.М. представителем нанимателя соблюден, составленный по результатам проверки доклад является полным, объективным, а изложенные в нем обстоятельства нашедшими свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, порядок и срок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения Чавро В.М. с федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации за утрату доверия представителем нанимателя соблюдены, решение об увольнении Чавро В.М. с федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации принято с учетом тяжести и обстоятельств установленного представителем нанимателя нарушения коррупционного характера, предшествующего отношения Чавро В.М. к должностным обязанностям, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Чавро В.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды первой и апелляционной инстанций правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Доводы кассационной жалобы Чавро В.М. о предоставлении им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за 2021 год незамедлительно после выздоровления и выхода на работу, в первый рабочий день, 13 мая 2022 г, так как это стало возможным благодаря СПО "Справка БК 2.5.0" установленному на его рабочий компьютер главным инспектором ФИО4 13 мая 2022 г, а не 23 января 2022 г, в пятимесячный срок подачи сведений, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих срок предоставления федеральными государственными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Исходя из содержания положений подпункта "б" пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 18 мая 2009 г. N 559, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, действующие нормы законодательства, регулирующие спорные правоотношения, устанавливают для федеральных государственных гражданских служащих ограниченные сроки для предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера - до 30 апреля года следующего за отчетным. И только в том случае, если федеральный государственный гражданский служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе в соответствии с пунктом 8 указанного Положения представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока представления указанных сведений.
В нарушение указанных требований, Чавро В.М. будучи уведомленный о необходимости предоставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своего несовершеннолетнего ребенка за 2021 год, в установленный подпунктом "б" пункта 3 вышеназванного Положения срок до 30 апреля 2022 г, указанную обязанность не исполнил, каких-либо заявлений о невозможности предоставления сведений о доходах за 2021 год до 30 апреля 2022 г. по объективным причинам представителю нанимателя не направлял.
Вопреки доводам кассационной жалобы каких-либо уважительных причин, которые объективно препятствовали представлению Чавро В.М. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и своего несовершеннолетнего ребенка в установленный законодательством срок, судами правомерно не установлено, имеющееся у Чавро В.М. заболевание не препятствовало своевременному представлению данных сведений, учитывая, что в период с 27 января 2022 г. по 4 февраля 2022 г. Чавро В.М. находился на стационарном лечении, в период с 5 февраля 2022 г. по 12 мая 2022 г. - на амбулаторном лечении, и при проявлении должной заботливости и осмотрительности обязан был исполнить возложенную на него действующим законодательством Российской Федерации как обязанность по предоставлению указанных сведений, так и обязанность по уведомлению уполномоченного лица о невозможности предоставления таких сведений.
Ссылка Чавро В.М. на установление СПО "Справка БК 2.5.0" на его рабочий компьютер главным инспектором ФИО4 13 мая 2022 г, а не 23 января 2022 г, не имеет правового значения, поскольку доказательств, свидетельствующих о невозможности предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", в том числе размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, Чавро В.М. в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Иные доводы, приведенные Чавро В.М. в кассационной жалобе, в том числе о несогласии с выводами эксперта ООО "МБЭКС", с оценкой судов его поведения, предшествующего увольнению, правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии у представителя нанимателя с учетом установленных обстоятельств законных оснований для увольнения Чавро В.М. в связи с утратой доверия не опровергают и о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 5 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 ноября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чавро Виктора Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.