Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Латушкиной С.Б, судей: Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское N 2-2538/2023 (УИД 04RS0021-01-2023-002106-52) по иску Понамаревой Ирины Федоровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия об обязании произвести перерасчет размера пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующей в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия - Михайловой Зинаиды Александровны, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Понамарева Ирина Федоровна (далее - Понамарева И.Ф, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия об обязании произвести перерасчет размера пенсии, Исковые требования мотивированы тем, что с 5 августа 2019 г. Понамарева И.Ф. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
9 марта 2023 г. представитель истца Замазеев Б.О, действуя на основании доверенности в интересах Понамаревой И.Ф, обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете ее страховой пенсии, просил учесть 72 баллов для расчета страховой пенсии, 10 марта 2023 г. ОСФР по Республике Бурятия в адрес заявителя направлен ответ, согласно которому, ввиду отсутствия согласия Понамаревой И.Ф. на обработку ее персональных данных, в частности на передачу третьим лицам, отказано в предоставлении информации о ее пенсионном обеспечении.
Представитель истца Понамаревой И.Ф. по доверенности Замазеев Б.О. с учетом уточнений, просил суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с 11 августа 2019 г.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 25 июля 2023 г. в удовлетворении исковых требований Понамаревой Ирины Федоровны отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. решение Советского районного суда г, Улан-Удэ от 25 июля 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия возложена обязанность рассмотреть заявление Понамаревой Ирины Федоровны (ее представителя) о перерасчете страховой пенсии и пенсионного капитала от 9 марта 2023 г.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного судебного постановления, как незаконного.
Кассатор указывает на то, что Замазеев Б.О. обратился к ответчику с заявлением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; ответ был дан истцу в порядке, предусмотренном указанным законом. При этом Понамаревой И.Ф. не было дано согласие на предоставление персональных данных иным лицам, а также к заявлению не была приложена доверенность на представление интересов истца.
Кроме того, кассатор полагает, что суд при рассмотрении данного дела вышел за пределы заявленных исковых требований.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Понамарева И.Ф, ее представитель, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующей в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия Михайловой З.А, действующей на основании доверенности от 13 сентября 2023 г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 5 августа 2019 г. истец Понамарева И.Ф. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Также судом первой инстанции установлено, что расчет размера пенсии произведен ответчиком по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом ухода за детьми в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", как наиболее выгодному варианту.
Согласно указанного расчета продолжительность общего трудового стажа на 31 декабря 2001 г. составляет 16 лет 08 месяцев 20 дней (для расчета по пункту 4 с учетом исчисления периода учебы и РКС в полуторном размере).
Расчет по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ определен по следующей формуле: РП = ЗР * СК, где РП- расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который составляет у женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет - 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый проработанный год сверх требуемого, но не более чем на 0, 20; ЗР - среднемесячный заработок (далее СМЗ) застрахованного лица за 2000-2001 годы либо за любые 60 месяцев работы подряд;
С учетом изложенного, расчетный размер пенсии на 31 декабря 2001 г. составляет 636, 63 * 55% = 350 рублей 15 копеек - не может быть менее 660 рублей (пункт 7 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); пенсионный капитал на 1 января 2002 г. составляет (660 рублей - 450 рублей) = 210 рублей * 228 месяцев * 1.00000000 * 0, 83611 = 40 033 рублей (228 месяцев - ожидаемый период выплаты пенсии определен пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Проиндексированный пенсионный капитал составил 224 777 рублей 92 копейки (40033.00 * 5, 6148165604 (суммарный индекс с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.)).
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Федерального закона N 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30, подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 16 % величины расчетного пенсионного капитала. Расчет суммы валоризации: 224 777 рублей 92 копейки * (10 + 6)% = 35 964 рубля 47 копеек.
Поскольку сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер страховой пенсии определяется, в том числе и с учетом суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 года, судом первой инстанции приняты во внимание сведения индивидуального (персонифицированного) учета о состоянии расчетного пенсионного капитала отраженного на индивидуальном лицевом счете заявителя, согласно которым сумма начисленных страховых взносов за период с 01 января 2002 по 31 декабря 2014 года составляет 107 576 рублей 78 копеек.
Судом установлено, что пенсионный капитал с учетом страховых взносов составляет 224 777 рублей 92 копейки (капитал на 1 января 2002 г.) + 35 964 рубля 47 копеек (валоризация) + 107 576 рублей 78 копеек (взносы), итого 368 319 рублей 17 копеек.
Страховая часть на дату назначения составляет: 368 319 рублей 17 копеек / 228 месяцев, 1 615 рублей 43 копейки. 1 615 рублей 43 копейки / 64 рубля 10 копеек (стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 января 2015 г.), итого 25.202 - величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы до 1 января 2015 г.
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета ИПК после 1 января 2015 г. на дату назначения пенсии составляет 23.058.
Учитывая осуществление ухода за детьми (истец Понамарева И.Ф. имеет двоих детей - ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения), уход за детьми (пункт 12 статьи 15 Федерального закона N 400-ФЗ) ИПК составит 8, 1 за двух детей (2, 7+5, 4).
ИПК как работающей увеличивается по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента с 1 августа каждого года после назначения в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (с 1 августа 2020 г. - 0, 795. с 1 августа 2021 г. - 2, 726, с 1 августа 2022 г. - 3, 00).
Индивидуальный пенсионный коэффициент составляет 25.202 (на 1 января 2015 г.) + 23, 058 (ИПК после 1 января 2015 на дату назначения пенсии)+ 8, 1 (ИПК за не страховые периоды) + 0, 795 (корректировка с 1 августа 2020 г.) + 2, 726 (корректировка с 1 августа 2021 г.) + 3, 00 (корректировка с 1 августа 2022 г.), итого 62, 881. С учетом изложенного, 62, 881 * 87 руб. 24 коп (стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2019 г.) страховая часть составит 5 485 рублей 74 копейки.
Размер пенсии истца составляет 5 334 рубля 19 копеек (ФВ) +5 485 рублей 74 копейки = 10 819 рублей 93 копейки. При условии оставления работы размер пенсии составит 15 350 рублей 11 копеек (62, 881 *123 рубля 77 копеек (стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2023 г.); 7 567 рублей 33 копейки (ФВ) + 7782 рубля 78 копеек).
9 марта 2023 г. представитель Понамаревой И.Ф. по доверенности Замазеев Б.О. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия с заявлением, в котором просил: пересчитать пенсионный капитал, исходя из страховых взносов за 2012 -2014 годы, и произвести перерасчет пенсии Понамаревой И.Ф, исходя из 72 баллов.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия 10 марта 2023 г. направило в адрес Замазеева Б.О. письменный ответ, из которого следует, что не представляется возможным предоставить ему информацию о пенсионном обеспечении Понамаревой И.Ф. в связи с отсутствием согласия Понамаревой И.В. на передачу персональных данных третьи лицам.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N53-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку Понамарева И.Ф. в установленном порядке согласно Административного регламента с заявлением о перерасчете пенсии не обращалась. Суд также указал на то, что пенсия истца исчислена в полном соответствии с пенсионным законодательством, по наиболее выгодному варианту.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия с указанными выводами не согласилась, указав на то, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия не вправе было давать ответ о невозможности предоставить заявителю информацию о пенсионном обеспечении Понамаревой И.Ф, поскольку Замазеев Б.О. с заявлением о предоставлении информации не обращался, в связи с чем ответчик должен был в случае необходимости истребовать у Понамаревой И.Ф. дополнительные документы и дать ответ по существу.
Также суд апелляционной инстанции указал на то, что при разрешении спора суд первой инстанции не выяснил предмет спора - по каким основаниям истец просит произвести перерасчет страховой пенсии и пенсионного капитала, какой вариант был выгоден истцу при определении размера страховой пенсии истцу в связи с нахождением в отпусках по уходу за детьми, произведен ли перерасчет пенсии в связи с осуществлением истцом трудовой деятельности после назначения страховой пенсии, по каким основаниям истец просит пересчитать размер страховой пенсии, исходя из 72 баллов.
Принимая во внимание, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия фактически обращение представителя Замазеева Б.О. о перерасчете пенсионного капитала и страховой пенсии Понамаревой И.Ф. не рассматривало, истцом оспаривается ответ пенсионного органа от 10 марта 2023 г, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения - об удовлетворении иска истца Пономаревой Б.О. и возложении при этом на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия обязанности рассмотреть заявление представителя Понамаревой И.Ф. по доверенности Замазеева Б.О. от 9 марта 2023 г. о перерасчете страховой пенсии.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: 1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; 2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого расчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
В силу части 6 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ заявление о перерасчете размера страховой пенсии рассматривается не позднее чем через пять рабочих дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для перерасчета размера страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 7 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года N546н, граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года N16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии, перерасчете размера пенсии.
Названный административный регламент определяет порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (пункт 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение N1 к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение N2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение N3 к Административному регламенту).
В пункте 6 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять в том числе информацию нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта); о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги; о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги; о сроках предоставления государственной услуги; об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги; о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам предоставления государственной услуги.
Из приведенных нормативных положений следует, что цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства через соответствующие органы заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности в том числе тогда, когда гражданин нуждается в получении соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства, включая пенсионное обеспечение.
Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о порядке определения размера пенсии по старости и условиях ее перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, основания, влекущие перерасчет размера получаемой им пенсии по старости, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.
Решение по вопросу перерасчета размера страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, установив, что представитель Понамаревой И.Ф. - Замазеев Б.О. в пенсионный орган с заявлением о предоставлении сведений о своем доверителе не обращался, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия фактически обращение представителя Замазеева Б.О. о перерасчете пенсионного капитала и страховой пенсии Понамаревой И.Ф. не рассматривало, не разъяснило заявителю о необходимости подачи заявления Понамаревой И.Ф. в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также основания для отклонения указанного заявления, исходя из обязанности пенсионного органа по предоставлению гражданам, обратившимся за перерасчетом размера пенсии, полной информации об их правах, в том числе о порядке определения размера пенсии по старости и условиях ее перерасчета, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о возложении на ответчика обязанности рассмотреть заявление Понамаревой Ирины Федоровны (ее представителя) о перерасчете страховой пенсии и пенсионного капитала от 9 марта 2023 г.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что в случае отказа пенсионным органом в перерасчете пенсионного капитала и страховой пенсии, исходя из 72 баллов, истец имеет право обратиться в суд с иском об оспаривании такого решения пенсионного органа.
Суд апелляционной инстанций правильно квалифицировав первоначальное письменное заявление представителя истца в пенсионный орган как фактически требование о перерасчете пенсии по старости, правомерно указал на бездействие уполномоченного органа уклонившегося от разъяснения порядка обращения за перерасчетом размера страховой пенсии, а также правовых оснований для осуществления перерасчета размера страховой пенсии пенсионным органом на основании соответствующего заявления получателя пенсии по старости, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что Замазеев Б.О. обратился к ответчику с заявлением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; ответ был дан истцу в порядке, предусмотренном указанным законом, не могут повлечь отмену апелляционного определения, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении и направлены на иную оценку доказательств по делу, основаны на неправильном толковании норм материального права. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку истцом, требования о возложении обязанности на пенсионный орган по рассмотрению заявления представителя Понамаревой И.Ф. - Замазеева О.Б. о перерасчете страховой пенсии не заявлялись, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта в кассационном порядке. Суд апелляционной инстанции, в пределах своей компетенции, а также исходя из фактических обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства (нерассмотрение пенсионных органом по существу заявления о перерасчете страховой пенсии), того правового результата, который желал истец, заявляя требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии истца, пришел к обоснованному выводу о возложении на пенсионный орган обязанности по рассмотрению вышеуказанного заявления по существу. Положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не нарушено.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения апелляционного определения, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.