Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3134/2022 (УИД 38RS0032-01-2022-003472-34) по иску Каюды Игоря Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения в части, обязании включить в стаж на соответствующих видах работ периоды работы, в страховой стаж периоды учёбы и военной службы по призыву в двойном размере, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании назначить пенсию, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе Каюды Игоря Николаевича на дополнительное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каюда И.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области) о признании решения незаконным, о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований Каюда И.Н. ссылался на то, что 25 февраля 2022 г. обратился в ОПФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 31 мая 2022 г. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности специального страхового стажа.
В стаж на соответствующих видах работ не были зачтены периоды работы Каюды И.Н. с 1 июня 1990 г. по 31 марта 1991 г. в должности мастера механизированной колонны, с 1 апреля 1991 г. по 20 июля 1992 г. в должности производителя работ механизированной колонны 138 треста "Запбамстроймеханизация"; с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. в должности производителя работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой; с 17 июля 1996 г. по 31 марта 1998 г. в должности мастера, с 1 апреля 1998 г. по 8 декабря 2003 г. в должности производителя работ Мостостроительного отряда N ОАО "Мостобуд"; с 1 ноября 2014 г. по 30 июня 2016 г. в должности производителя работ ООО "Кран"; с 1 августа 2016 г. по 21 февраля 2018 г. в должности мастера строительно-монтажных работ (СМР) в ООО "Запбамстроймеханизация МК-162".
С решением пенсионного органа Каюда И.Н. не согласен, поскольку в соответствии с Временным соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины от 15 января 1993 г. трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретённый в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, взаимно признаётся сторонами этого соглашения.
С учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Каюда И.Н. просил включить в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 1 июня 1990 г. по 31 марта 1991 г. - мастером механизированной колонны 138 треста "Запбамстроймеханизация", с 1 апреля 1991 г. по 20 июля 1992 г. - производителем работ механизированной колонны 138 треста "Запбамстроймеханизация", с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. - производителем работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой, с 17 июля 1996 г. по 31 марта 1998 г. - мастером Мостостроительного отряда N 33 ОАО "Мостобуд", с 1 апреля 1998 г. по 8 декабря 2003 г. - производителем работ Мостостроительного отряда N ОАО "Мостобуд", с 1 ноября 2014 г. по 30 июня 2016 г. - производителем работ в ООО "Кран", с 1 августа 2016 г. по 21 февраля 2018 г. - мастером строительно-монтажных работ (СМР) в ООО "Запбамстроймеханизация МК-162"; включить в общий страховой стаж период прохождения военной службы по призыву с 30 апреля 1984 г. по 11 ноября 1984 г. в двойном размере, периоды учёбы в Новосибирском институте инженеров железнодорожного транспорта на дневном отделении с 1 сентября 1979 г. по 14 апреля 1982 г. и с 30 августа 1985 г. по 1 июля 1989 г.; признать незаконным решение от 31 мая 2022 г. в части невключения указанных периодов в стаж, признать право на пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 25 февраля 2022 г, обязать ответчика назначить страховую пенсию досрочно по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с даты обращения.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2022 г. исковые требования Каюды И.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 31 мая 2022 г. N в части невключения в стаж Каюды И.Н. на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы в Механизированной колонне 138 треста "Запбамстроймеханизация" с 1 июня 1990 г. по 31 марта 1991 г. в должности мастера, с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности производителя работ; в части невключения в страховой стаж периодов учёбы на дневном отделении Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта с 1 сентября 1979 г. по 14 апреля 1982 г, с 30 августа 1985 г. по 1 июля 1989 г.
На ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить в стаж Каюды И.Н. на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периоды работы в Механизированной колонне 138 треста "Запбамстроймеханизация" с 1 июня 1990 г. по 31 марта 1991 г. в должности мастера, с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности производителя работ; в общий страховой стаж периоды учёбы на дневном отделении Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта с 1 сентября 1979 г. по 14 апреля 1982 г, с 30 августа 1985 г. по 1 июля 1989 г.
С ОПФР по Иркутской области в пользу Каюды И.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Каюды И.Н. отказано.
Дополнительным решением Кировского районного суда г. Иркутска от 9 января 2023 г. исковые требования Каюды И.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 31 мая 2022 г. N в части невключения в стаж Каюды И.Н. на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Механизированной колонне 138 треста "Запбамстроймеханизация" с 1 июня 1990 г. по 31 марта 1991 г. в должности мастера, с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности производителя работ; в части невключения в общий страховой стаж периодов учёбы на дневном отделении Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта с 1 сентября 1979 г. по 14 апреля 1982 г, с 30 августа 1985 г. по 1 июля 1989 г. и периода службы в рядах Советской Армии по призыву с 30 апреля 1984 г. по 11 ноября 1984 г. в календарном исчислении.
На ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить в стаж Каюды И.Н. на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Механизированной колонне 138 треста "Запбамстроймеханизация" с 1 июня 1990 г. по 31 марта 1991 г. в должности мастера, с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности производителя работ; в общий страховой стаж период учёбы на дневном отделении Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта с 1 сентября 1979 г. по 14 апреля 1982 г, с 30 августа 1985 г. по 1 июля 1989 г.; период службы в рядах Советской Армии по призыву с 30 апреля 1984 г. по 11 ноября 1984 г. в календарном исчислении.
С ОПФР по Иркутской области в пользу Каюды И.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Каюды И.Н. отказано.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 16 мая 2023 г. установлено процессуальное правопреемство, ответчик ОПФР по Иркутской области заменён на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 июля 2023 г. суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку дополнительное решение суда принято без проведения судебного заседания, без составления протокола судебного заседания и в отсутствие лиц, участвующих в деле, не извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 августа 2023 г, решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26 декабря 2022 г, дополнительное решение Кировского районного суда г. Иркутска от 9 января 2023 г. отменены, принято новое решение, которым исковые требования Каюды И.Н. к ОСФР по Иркутской области удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ОПФР по Иркутской области от 31 мая 2022 г. N в части не включения в стаж Каюды И.Н. на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы в Механизированной колонне 138 треста "Запбамстроймеханизация" с 1 июня 1990 г. по 31 марта 1991 г. в должности мастера и с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности производителя работ; в части не включения в страховой стаж периодов учёбы на дневном отделении Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта с 1 сентября 1979 г. по 14 апреля 1982 г, с 30 августа 1985 г. по 1 июля 1989 г, периода службы в рядах Советской Армии по призыву с 30 апреля 1984 г. по 11 ноября 1984 г. в календарном исчислении.
ОСФР по Иркутской области обязано включить в стаж Каюды И.Н. на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы в Механизированной колонне 138 треста "Запбамстроймеханизация" с 1 июня 1990 г. по 31 марта 1991 г. в должности мастера, с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1991 г. в должности производителя работ; в страховой стаж периоды учёбы на дневном отделении Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта с 1 сентября 1979 г. по 14 апреля 1982 г, с 30 августа 1985 г. по 1 июля 1989 г.; период службы в рядах Советской Армии по призыву с 30 апреля 1984 г. по 11 ноября 1984 г. в календарном исчислении.
С ОСФР по Иркутской области в пользу Каюды И.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Каюды И.Н. к ОСФР по Иркутской области о признании незаконным решения ОПФР по Иркутской области от 31 мая 2022 г. N в части не включения в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 1 января 1992 г. по 20 июля 1992 г. производителем работ Механизированной колонны 138 треста "Запбамстроймеханизация", с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. производителем работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой, с 17 июля 1996 г. по 31 марта 1998 г. мастером Мостостроительного отряда N ОАО "Мостобуд", с 1 апреля 1998 г. по 8 декабря 2003 г. производителем работ Мостостроительного отряда N ОАО "Мостобуд", с 1 ноября 2014 г. по 30 июня 2016 г. производителем работ в ООО "Кран", с 1 августа 2016 г. по 21 февраля 2018 г. мастером строительно-монтажных работ "Запбамстроймеханизация" МК 162; обязании включить указанные периоды в стаж на соответствующих видах работ, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязании назначить досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Каюда И.Н. просит отменить дополнительное решение Кировского районного суда г..Иркутска от 9 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 августа 2023 г, указывая на то, что обратился в Пенсионный фонд за назначением пенсии 25 февраля 2022 г..в возрасте 59 лет. Такое позднее обращение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии объясняется тем, что при выезде с Украины по причине активных военных действий ВСУ, захватив с собой только документы, по приезду к сыну в Иркутск, стал собирать документы для обращения в пенсионный орган, которых, как оказалось, недостаточно для подтверждения льготного стажа, который, в основном, был выработан на Украине. У Каюды И.Н. не хватает только 10 месяцев льготного стажа на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" для досрочного назначения страховой пенсии по старости с даты подачи заявления 25 февраля 2022 г..Одним из спорных периодов, который оба суда подтверждают как факт работы, но не засчитывают в льготный стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", является период работы с 23 сентября 1992 г..по 15 июля 1996 г..(стаж 3 год 9 месяцев 23 дня) - производителем работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой (архивная справка архивного отдела г..Горловки от 4 февраля 2021 г..), как не подтверждённый доказательствами занятости в тяжёлых условиях труда.
Причина непредставления таких доказательств обусловлена тем, что территория предприятия работодателя Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой была подвержена бомбардировке, после которой остались только воронки и пожарища, в которых сгорела вся документация, в том числе и архивная, что является форс-мажорным обстоятельством. В силу объективных причин не имеется возможности представить документы, подтверждающие характер и условия труда в спорные периоды, поскольку предприятие, на которым истец осуществлял трудовую деятельность, прекратило свою деятельность. Однако, данное обстоятельство не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований о зачёте части спорного периода в специальный стаж.
От ОСФР по Иркутской области поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Каюда И.Н, представитель ОСФР по Иркутской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция лицами, участвующими в деле, получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
В возражениях на кассационную жалобу ОСФР по Иркутской области просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 376, части 2 статьи 377 ГПК РФ кассационная жалоба подаётся на вступившие в законную силу судебные постановления.
В кассационной жалобе Каюда И.Н. просит об отмене дополнительного решения Кировского районного суда г. Иркутска от 9 января 2023 г.
Вместе с тем, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Иркутского областного суда от 8 августа 2023 г. дополнительное решение суда первой инстанции отменено полностью.
Отсутствие предмета обжалования при отмене решения суда первой инстанции исключает рассмотрение поданной на решение районного суда кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 августа 2023 г. обжалуется только в части отказа в удовлетворении исковых требований Каюды И.Н. о включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы истца с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. производителем работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой, назначения досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения с заявлением о её назначении и, согласно части 1 статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях ОСФР по Иркутской области на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что Каюда И.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 6 апреля 2021 г. обратился в Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 27 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
7 апреля 2021 г. Каюда И.Н. обратился с заявлением к начальнику центра по установлению пенсий Иркутской области N об оказании содействия в запросе справок о заработной плате и стаже работы за периоды работы с 23 сентября 1992 г. по 11 октября 2006 г.
12 апреля 2021 г. Центром предоставления государственных услуг и установления пенсий ОПФР по Иркутской области N направлен запрос в ОПФР по Ростовской области о запросе справок о стаже и заработной плате в отношении Каюды И.Н, в том числе в отношении периода его работы с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. в Строительном управлении N "Спецстрой" треста Горловскжилстрой производителем работ.
15 апреля 2021 г. пенсионным органом был направлен запрос в ОПФР по Ростовской области о направлении информации о действии института досрочных пенсий в Республике Украина, условиях назначения досрочных пенсий в Республике Украина в связи с работой в тяжёлых условиях труда производителей работ, мастеров. Также просил оказать содействие в истребовании справок о стаже и о заработной плате Каюды И.Н.
Решением от 19 апреля 2021 г. N Каюде И.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Указанное решение истцом не обжаловано.
25 февраля 2022 г. Каюда И.Н. вновь обратился в ОПФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 27 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
14 марта 2022 г. ОПФР по Иркутской области снова был направлен запрос в ОПФР по Ростовской области о запросе справок о стаже и заработной плате истца, включая спорный период его работы с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. производителем работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой.
Запрос аналогичного содержания был направлен ОПФР по Иркутской области 28 мая 2022 г.
Решением ОПФР по Иркутской области от 31 мая 2022 г. N в назначении досрочной страховой пенсии было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа.
На основании документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 3 года 10 месяцев, при требуемом 6 лет 3 месяца; страховой стаж составил 20 лет 11 месяцев 19 дней, при требуемом 25 лет.
В стаж на соответствующий видах работ и в страховой стаж не зачтён спорный период работы истца с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. производителем работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой.
20 июня 2022 г. Каюда И.Н. снова обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Иркутской области от 28 июня 2022 г. N в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа.
Стаж на соответствующих видах работ составил 3 года 10 месяцев, страховой стаж - 20 лет 11 месяцев 19 дней.
Спорный период работы истца с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. производителем работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой не зачтён в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по указанному выше основанию, а также в страховой стаж.
Решением ОПФР по Иркутской области от 26 октября 2022 г. N отменено решение об отказе в досрочном назначении страховой песни по старости от 28 июня 2022 г. N в связи с поступлением справок об уплате страховых взносов и о выплате пособия по безработице.
Согласно решению от 26 октября 2022 г. N в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены те же периоды работы Каюды И.Н. с 1 августа 2016 г. по 31 декабря 2016 г, с 1 мая 2017 г. по 21 февраля 2018 г. в ООО "ЗБСМ МК-162"; с 28 мая 2019 г. по 31 декабря 2021 г. в СМТ N - филиал АО "РЖДстрой", что были ранее зачтены предыдущими решениями. В страховой стаж засчитаны периоды работы и иные периоды: с 11 мая 1982 г. по 10 октября 1982 г. в МК-138 треста "Запбамстроймеханизация"; с 10 ноября 1982 г. по 29 апреля 1984 г. - служба в армии; с 28 декабря 1984 г. по 20 августа 1985 г, с 21 июля 1989 г. по 20 июля 1992 г. - в МК-138 треста "Запбамстроймеханизация"; с 17 июля 1996 г. по 11 октября 2006 г. в ПАО "Мостобуд"; с 20 октября 2006 г. по 1 февраля 2007 г. - получение пособия по безработице; с 2 февраля 2007 г. по 25 декабря 2009 г. - ТВО Брейн Бау холдинг Шляхбуд; с 17 января 2011 г. по 30 декабря 2011 г. - ТВО Альтком; с 31 января 2012 г. по 15 июня 2012 г. - получение пособия по безработице; с 3 июня 2013 г. по 19 сентября 2014 г. - ПАТ Концерн Стирол; с 1 ноября 2014 г. по 21 июля 2015 г, с 1 августа 2015 г. по 30 июня 2016 г. - в ООО "Кран"; с 1 августа 2016 г. по 31 декабря 2016 г, с 1 мая 2017 г. по 21 февраля 2018 г. - в ООО "ЗБСМ ТК-162"; с 1 января 2017 г. по 10 марта 2017 г. - в ООО "Крыммехтранс"; с 22 февраля 2018 г. по 12 октября 2018 г. в ООО "Механизированная колонна"; с 1 апреля 2019 г. по 27 мая 2019 г. -получение пособия по безработице; с 28 мая 2019 г. по 31 декабря 2021 г. - в строительно-монтажном тресте N- филиала АО "РЖДстрой".
Стаж истца на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по-прежнему составил 3 года 10 месяцев при требуемом 6 лет 3 месяца. Стаж работы в районах Крайнего Севера с учётом суммирования Списков по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ составил 6 лет 10 месяцев 17 дней, при требуемом 7 лет 6 месяцев. Страховой стаж составил 28 лет 21 день при требуемом 25 лет.
Разрешая требования Каюды И.Н. в части включения периодов работы с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. производителем работ Строительного управления N "Спецстрой" треста Горловскхимстрой в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд апелляционной инстанции, оценив представленные письменные доказательства, не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения, поскольку истцом не представлено письменных доказательств полной занятости на работах с тяжёлыми условиями труда.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняя доводы истца о зачёте данного периода в специальный страховой стаж со ссылкой на Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, действовавшего на дату вынесения ответчиком оспариваемого решения, исходил из того, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а потому, независимо от того, что трудовую деятельность истец осуществлял не на территории Российской Федерации, а на территории Украины, должен доказать характер выполняемых работ и полную занятость в тяжёлых условиях труда как того требует пенсионное законодательство Российской Федерации для досрочного пенсионного обеспечения, однако таких доказательств в отношении периода работы с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г. в материалы дела не представлено.
То обстоятельство, что указанный период подтверждён записями в трудовой книжке, по мнению суда апелляционной инстанции, является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку справки, уточняющие особый характер работы Каюды И.Н. в данной организации и полную занятость не представлены. В отсутствие первичных документов, подтверждающих постоянную занятость Каюды И.Н. в течение полного рабочего дня на выполнении работ, предусмотренных Списком N 2 от 26 января 1991 г, правовые основания для зачёта спорного периода в специальный страховой стаж отсутствуют.
Поскольку с учётом периодов работы истца, зачтённых пенсионным органом в бесспорном порядке и зачтённых судом апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела, продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила менее требуемой продолжительности 6 лет 3 месяца, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением о её назначении.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы Каюды И.Н. и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьёй 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьёй 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют производители работ (код 2290000б-24441).
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение списков N 1 и N 2 производится с учётом аттестации рабочих мест.
Из положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведён перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьёй 11 данного закона.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 марта 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчёта указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчёт страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При рассмотрении настоящего дела нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, к спорным отношениям применены судом апелляционной инстанции правильно.
Поскольку справки, уточняющие характер условий труда истца в спорный период с 23 сентября 1992 г. по 15 июля 1996 г, подтверждающие занятость истца, в том числе в течение полного рабочего дня (не менее 80%) на выполнении работ по Списку N 2 не представлены, суд апелляционной инстанции пришёл к верному выводу, что не имеется правовых оснований для возложения обязанности на пенсионный орган включить спорные периоды работы в льготный стаж истца по Списку N 2.
В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, засчитывается не любая работа, а только выполняемая в конкретных производствах, профессиях, должностях, специальностях и учреждениях (организациях), предусмотренных соответствующими Списками, и подтверждёнными письменными доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, однако таких доказательств в материалах дела не имеется.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы и кассационного представления не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судом апелляционной инстанции судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Всем представленным доказательствам судом апелляционной инстанции дана всесторонняя, полная и объективная оценка, с учётом критериев достоверности, относимости и допустимости, в полном соответствии с требования статьи 67 ГПК РФ, с отражением результатов оценки доказательств. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств судом апелляционной инстанции не допущено.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 8 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Каюды Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.