Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Раужина Е.Н, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-413/2023 (УИД 38RS0016-01-2023-000197-53) по иску Кравченко Сергея Петровича к публичному акционерному обществу "Иркутскэнерго" об обязании уплатить дополнительные страховые взносы, передать сведения обязательного персонифицированного учета о работе в особых условиях труда, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Кравченко Сергея Петровича -Усова Сергея Николаевича на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 7 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения истца Кравченко С.П, поддержавшего доводы и требования кассационной жалобы, представителя ответчика акционерного общества "Иркутскэнерго" Котельниковой Е.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кравченко Сергей Петрович (далее по тексту - Кравченко С.П, истец) обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу "Иркутскэнерго" (далее по тексту - ПАО "Иркутскэнерго", ответчик) об обязании уплатить дополнительные страховые взносы, передать в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения обязательного персонифицированного учета о работе в особых условиях труда, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что 27 марта 2020 г. он обратился с заявлением в УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 11 июня 2020 г. N в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. При этом, в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды трудовой деятельности с 14 января 1991 г. по 8 июля 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 9 июля 1992 г. по 23 сентября 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 24 сентября 1992 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16, с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго".
Основанием для отказа в принятии к зачету спорных периодов работы является тот факт, что ответчик не предоставлял сведения персонифицированного учета и не оплачивал дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно записям трудовой книжки в спорные периоды он состоял в трудовых отношениях с ОАО "Иркутскэнерго", выполняемая им работа по профессии электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматике в период с 19 февраля 1999 г. по 21 апреля 2022 г. соответствовала позициям Списка N2 от 26 января 1991 г.
С учетом изложенного истец просил суд обязать ПАО "Иркутскэнерго" уплатить в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Иркутской области в порядке, предусмотренного главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6% на имя Кравченко С.П. за периоды работы с 19 февраля 1999 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16, с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" в связи с осуществлением трудовых функций непосредственно на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, а также предоставить в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области сведения обязательного персонифицированного учета о работе Кравченко С.П. в спорные периоды в особых условиях, указав льготные кодировки осуществления работником трудовых функций непосредственно на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 7 июля 2023 г. заявленные Кравченко С.П. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 октября 2023 г. решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 7 июля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель Кравченко С.П. - Усов С.Н. просит отменить решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 7 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 октября 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы АО "Иркутскэнерго", ОСФР по Иркутской области представлены письменные возражения.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Кравченко С.П. доводы и требования кассационной жалобы поддержал, просил кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика АО "Иркутскэнерго" ФИО9, действующая на основании доверенности от 28 сентября 2023 г, возражала против доводов и требований кассационной жалобы, просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 27 марта 2020 г. Кравченко С.П. обратился с заявлением в УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 11 июня 2020 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ, при этом в стаж на соответствующих видах работ не включены периоды работы трудовой деятельности с 14 января 1991 г. по 8 июля 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ- 16, с 9 июля 1992 г. по 23 сентября 1992 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4-го разряда в электроцехе Иркутская ТЭЦ-16, с 24 сентября 1992 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 группы в электрическом цехе ТЭЦ-16, с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г. в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в филиале ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", сведения индивидуального персонифицированного учета не содержат сведений о льготном характере работы, работодателем также не уплачен дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, работодателем указано, что истец работал в указанные периоды в обычных условиях труда, не отражая особый характер.
Из трудовой книжки Кравченко С.П. следует, что 14 января 1991 г. он принят в электроцех в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин по 3 разряду Иркутской ТЭЦ-16, 9 июля 1992 г. присвоен 4 разряд электрослесаря по ремонту электрических машин, 24 сентября 1992 г. переведен в том же цехе электромонтером по обслуживанию эл. оборудования эл. станции 4 группы.
11 мая 2000 г. утверждена структура ТЭЦ-16 филиала АОЭиЭ Иркутскэнерго, в которую входят управление, производственные подразделения и объекты непроизводственного назначения, при этом в производственные подразделения входят котлотурбинный цех, электрический цех, участок тепловой автоматики и измерений, гараж, ремонтно-строительный цех, команда военизированной охраны.
Работодателем разработано Положение об электрическом цехе, которое утверждено 25 марта 2011 г. (взамен утвержденного 22 декабря 2010 г.). Согласно введению указанного Положения - оно определяет цели, задачи, функции, структуру, взаимодействие с другими структурными подразделениями ТЭЦ- 16.
Согласно должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда электрического цеха ТЭЦ-16, утвержденной 5 февраля 2003 г, со сроком действия с 5 февраля 2003 г. по 5 февраля 2005 г, электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций является работников участка электрического цеха и в его зону обслуживания входит электрооборудование всех участков ТЭЦ-16.
Согласно пункту 1.10. должностной инструкции рабочим местом электромонтера является ГЩУ (главный щит управления) электроцеха, находящийся в здании электрического цеха на третьем этаже.
Согласно должностной инструкции электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда электрического цеха NДИ 208.205.006-2010, утвержденной 14 апреля 2010 г. (взамен ДИ, утвержденной 13 мая 2005 г.) со сроки действия 3 года, электромонтер по обслуживанию электрооборудования 4 разряда является работником ЭЦ (электрического цеха) ТЭЦ-16 (пункт 1.1), в зону обслуживание работника входит электрооборудование ТЭЦ-16 (пункт 1.7)
К функциям подразделения относится: контроль за работой и состоянием электросилового оборудования РЗА (релейная защита и автоматика), измерения, СДТУ (средства диспетчерского технологического управления), помещений, зданий и сооружений, находящихся в ведении электрического цеха, путем обходов и осмотров с целью выявления и устранения дефектов; контроль за состоянием релейной защиты дистанционного управления, сигнализации и электроавтоматики; соблюдение режима работы ЭЦ (электрический цех), производство оперативных переключений на этом оборудовании, ликвидация повреждений и устранение аварийного состояния оборудования (раздел 2). В своей работе используют документы, в том числе оперативный журнал электрического цеха.
Согласно пункту 1.12 должностной инструкции рабочее место работника расположено на ГЩУ (главный щит управления), находящийся в здании электроцеха на третьем этаже.
Из плана-схемы закрепления территории ТЭЦ-16 за подразделениями видно, что здание главного щита управления электрического цеха является отдельно стоящим зданием, что также подтверждается техническим паспортом на нежилое здание главного щита управления и электрического цеха от 27 марта 2012 г, кадастровый номер N.
Суды указали, что в указанном здании не расположено основное технологическое оборудование электростанции, в том числе и оборудование котельного, турбинного (парогазотурбинного), оборудование пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, Из сведений оперативного журнала электрической станции (дежурный электромонтер ТЭЦ-16) за период с 9 февраля 2004 г. по 30 апреля 2004 г. следует, что в нем работником фиксируется выполняемая работа электромонтера в течение всей смены (вахты), с указанием конкретного периода занятости по выполнению необходимых работ, а также план - заданий и план-нарядов.
Согласно записям указанного оперативного журнала Кравченко С.П. был занят на выполнении определенных работ в котельном цехе, котлотурбинном цехе, участке тепловой автоматики и измерений не каждый рабочий день, и выполнение указанных работ занимало непродолжительный период времени, в связи с чем не подтверждается занятость Кравченко С.П. в тяжелых условиях труда не менее 80 % рабочего времени.
Из содержания Инструкции по охране труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанции (ДЭМ) от 21 августа 2000 г. усматривается, что на работающего в зоне ремонтов электрооборудования могут воздействовать следующие опасные (вредные) факторы: механическое оборудование с движущимися и вращающимися частями, повышенное содержание угольной пыли, влажность, шум, возможность поражения электрическим током (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.7 Инструкции для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов необходимо применять соответствующие средства защиты и спецодежду согласно действующему законодательству. Применяемые средства защиты и спецодежды должны соответствовать стандартам и техническим условиям на их изготовление.
Из ответа филиала ТЭЦ-16 ПАО "Иркутскэнерго" от 20 апреля 2023 г. следует, что не предоставляется возможным представить копии документов по причине их отсутствия: карты аттестации рабочего места по условиям труда, специальная оценка условий труда за периоды работы с 19 февраля 1999 г. по 18 мая 2000 г, с 19 мая 2000 г. по 31 июля 2001 г, с 1 августа 2001 г. по 21 апреля 2004 г, и инструкции по охране труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования.
Согласно данным карты аттестации N рабочего места по условиям труда электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда ТЭЦ-16 (код N, 2006 г.) условия труда отнесены к вредным условиям труда, установлен итоговый класс условий труда: класс 3.2 (строка N) -условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственный факторы, в качестве гарантий указано на повышенную оплату труда - доплата 4% (строка 080), льготное пенсионное обеспечение (срока N) - не указано (только для работ код N). Право на досрочное назначение страховой пенсии не предусмотрено.
Суды указали, что фактическое состояние условий труда на рабочих местах (строка N) изложено в Приложении "Расчет значений вредных факторов". Согласно данным указанного Расчета продолжительность воздействия вредных факторов исходя из нахождения в определенных цехах (класс условий труда 3.2) определена следующим образом: электрокотельная - 3%, химлаборатория - 4%, турбинное - 10%, ХВО- 5%, КРУ -8%, котельное - 2%, ГЩУ - 45%, багерная насосная - 6%, участок топливоподачи -10%.
При этом, 53% времени электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда ТЭЦ-16 в свое рабочее время находился в допустимых условиях труда (ГЩУ- 45%, КРУ-8%, где установлен класс условий труда - 2).
Согласно перечню рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" по состоянию на 1 января 1999 г. должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе не предусмотрена, в поименном списке к указанному перечню Кравченко С.П. не указан.
В предоставленных Перечнях рабочих мест, профессий и должностей на право льготного пенсионного обеспечения по состоянию на 1 января 2003 г, на 2001 г, по состоянию на 1 января 2001 г, на 1 января 2000 г, на 1 октября 2004 г. должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе также не предусмотрена, в поименных списках работников на льготное пенсионное обеспечение, являющихся приложением к указанным перечням, Кравченко С.П. не указан.
Не предусмотрена должность электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций 4 разряда в электрическом цехе в предоставленных работодателем Перечнях рабочих мест, профессий и должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по состоянию на 1 января 2010 г, на 1 января 2011 г.
Разрешая спор и отказывая Кравченко С.П. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что не нашел своего подтверждения факт занятости истца Кравченко С.П. в специальных условиях труда в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики в течение 80% рабочего времени, то есть в работах, указанных в пункте 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате дополнительных страховых взносов, передаче в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области сведений обязательного персонифицированного учета о работе истца в особых условиях труда в спорные периоды времени не имеется. страхователем (работодателем) требования статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" выполнялись, ежегодно в пенсионный орган предоставлялись сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и оснований полагать, что работодателем ПАО "Иркутскэнерго" предоставлены недостоверные сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении работы Кравченко С.П. без указания работы истца в специальных условиях не имелось.
Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что специалистами пенсионного фонда регулярно проводились проверки достоверности предоставляемых сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, каких-либо замечаний не было, работодатель не привлекался к ответственности за предоставление недостоверных сведений.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно статье 75.1 Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работающих и работавших по трудовому договору на получение такого обеспечения, предоставляемого в рамках системы обязательного социального страхования.
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования").
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац второй пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
У страхователя (работодателя) отношения по всем видам обязательного страхования возникают с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования") вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Как следует из материалов дела, Кравченко С.П, обращаясь в суд с настоящим иском, просил суд возложить на работодателя обязанность начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в отношении истца, внести корректирующие данные в сведения индивидуального (персонифицированного) учета с целью дальнейшей оценки пенсионным органом его пенсионных прав при решении вопроса о включении в специальный стаж периода работы в тяжелых условиях труда и назначения ему в связи с этим досрочной страховой пенсии по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста.
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 названного Федерального закона).
К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 г. - Пенсионный фонд Российской Федерации) и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в Фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 г. - Пенсионный фонд Российской Федерации). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В числе таких условий, исходя из положений статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответствующие возраст гражданина, его страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях") (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее по тексту - Список N 2 от 22 августа 1956 г).
Как Списком N 2 от 22 августа 1956 г, так и Списком N 2 от 26 января 1991 г. в числе лиц, имеющих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости предусмотрены электрослесари и электромонтеры различных наименований.
В соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" применение Списка N 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
В силу части 6 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 названной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 названной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
По результатам специальной оценки условий труда устанавливают классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Результаты специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 г. - Пенсионный фонд Российской Федерации) с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункт 7 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Из положений пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 следует, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, разъясняется, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
В разделе II названных Правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 10 Правил N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 названных Правил N 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В соответствии со статьей 28 Федерального "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
Органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 г. - Пенсионного фонда Российской Федерации) имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Из приведенных нормативных положений следует, что право граждан на страховую пенсию по старости связано с наличием определенных условий, в числе которых достижение гражданином пенсионного возраста, индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 30, соответствующий страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. С наличием страхового стажа определенной продолжительности и уплаты страховых взносов по тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации, связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В частности, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются работники, выполняющие работы в тяжелых условиях труда, чьи профессии и должности, а также производства предусмотрены соответствующим списком производств, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию на льготных условиях в связи с особыми условиями труда. При этом для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости таким работникам, принимаются периоды, когда работники не менее 80 процентов рабочего времени, куда включаются подготовительные и вспомогательные работы, выполняют работы в условиях труда, предусмотренных соответствующими списками.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 1 января 2023 г. - Пенсионный фонд Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Если работник был принят работодателем на работу на полный рабочий день, осуществляет трудовую функцию у данного работодателя в должности (профессии) и на производстве, указанных в соответствующем списке, и по результатам аттестации рабочего места, проведенной специальной оценки условий труда работника на его рабочем месте установлены вредные и (или) опасные условия труда, а работодатель не предоставлял в Фонд сведения о льготном характере работы работника для отражения таких сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета и не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование работника в порядке и на условиях, которые определены нормативными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона "О страховых пенсиях", Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии спора между работником и работодателем о льготном характере работы работника в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости работодатель должен доказать, что он подавал в Фонд достоверные сведения о страховом стаже такого работника исходя из условий его труда и определенного ему условиями трудового договора рабочего времени, то есть надлежащим образом исполнил установленную положениями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по осуществлению обязательного социального страхования такого работника в порядке, установленном федеральными законами.
По настоящему делу Кравченко С.П, заявляя требования о возложении на работодателя обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (статья 428 Налогового кодекса Российской Федерации) в связи с его занятостью в тяжелых условиях труда в должности, относящейся к Списку N 2, указывал на то, что работодатель предоставлял в Фонд недостоверные сведения о его страховом стаже, и оспаривал правомерность действий работодателя по передаче в Фонд сведений о характере работы без указания кода льготных условий труда, а также по неуплате страхователем страховых взносов в отношении Кравченко С.П. по дополнительному тарифу, установленному статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по требованиям Кравченко С.П. приведенные нормативные положения к спорным отношениям применили неправильно, вследствие чего неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Кравченко С.П. в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы в качестве электрослесаря и электромонтера, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и достоверности отражения данных об этих периодах его работы в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица, и не предложили ответчику представить доказательства, которые опровергали бы утверждение Кравченко С.П. об осуществлении им в спорные периоды работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (работа с тяжелыми условиями труда).
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований Кравченко С.П, указали на отсутствие документов, подтверждающих выполнение истцом работ в тяжелых условиях постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов времени), фактически обосновав свое решение теми сведениями (документами), достоверность которых оспаривалась Кравченко С.П, при этом суды первой и апелляционной инстанций не дали данным сведениям правовой оценки с учетом подлежащих применению норм материального права, регулирующих спорные отношения, и положений статей 55, 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о доказательствах и доказывании, неправомерно возложив на работника Кравченко С.П. как экономически более слабую сторону в трудовых отношениях обязанность подтвердить факт выполнения им работы в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (работа с тяжелыми условиями труда), и освободили работодателя от представления доказательств отсутствия факта выполнения Кравченко С.П. работы в таких условиях.
Как усматривается из материалов дела, Кравченко С.П. в ходе рассмотрения дела приводил доводы о том, что выполнение им работы с тяжелыми условиями труда полный рабочий день, то есть более 80 процентов рабочего времени, подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами, в числе которых трудовой договор, по условиям которого работа являлась для него основной работой, занятость Кравченко С.П. составляет полный рабочий день, указывал на отсутствие возложения на него каких-либо иных должностных обязанностей, при этом судами не истребовались у работодателя и оставлены без внимания и должной правовой оценки табели учета рабочего времени для выяснения вопроса о работе истца в занимаемой должности полный рабочий день, расчетные листки о выплате истцу заработной платы с учетом надбавки за вредность за фактически отработанное время во вредных условиях труда - за полный рабочий день, карты аттестации и специальной оценки условий труда за весь спорный период, тогда как представлена только карта аттестации рабочего места за 2006 г, но судами не дана оценки обязанности хранения работодателями сведений аттестации рабочего места и специальной оценки условий труда, а также сведения о хронометраже рабочего времени истца, по которому возможно установить как фактическое выполнение работ, так и выполнение подготовительных и вспомогательных работ, тогда как оперативный журнал из всего спорного периода представлен только за период с 9 февраля 2004 г..по 30 апреля 2004 г, при этом суды первой и апелляционной инстанций не учли Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет", утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г..N 29, о том, что в 80 процентов
рабочего времени включается не только непосредственное время выполнения работ с тяжелыми условиями труда, но и время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время также может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Однако суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что представленные доказательства в должной мере не свидетельствуют о занятости истца не менее 80 процентов рабочего времени на работах с тяжелыми условиями труда. При этом суды первой и апелляционной инстанций не привели круг доказательств, которыми, по их мнению, может быть подтвержден факт выполнения Кравченко С.П. работы в тяжелых условиях труда, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", тем самым суды первой и апелляционной инстанций произвольно применили статьи 55, 56 (о доказательствах и доказывании в гражданском процессе), статьи 67 (об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований Кравченко С.П. о возложении на работодателя обязанности начислить и уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в связи с работой в тяжелых условиях труда, сдать корректирующие сведения персонифицированного учета в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации закону не соответствует.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Однако этим требованиям решение суда и апелляционное определение не соответствуют.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 7 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 30 октября 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Нижнеилимский районный суд Иркутской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.