Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.
судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-212/2023 (УИД: 75RS0001-02-2022-007662-63) по иску Николаевой Ольги Геннадьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о включении периодов работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии с даты обращения, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального Страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Николаева Ольга Геннадьевна (далее по тексту - Николаева О.Г, истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее также - ответчик) о включении периодов работы в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении пенсии с даты обращения.
В обоснование заявленных требований Николаева О.Г. указала, что 29 июня 2021 г..она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как работнику, осуществляющему педагогическую деятельность. Решением ответчика от 19 июля 2021 г..N в назначении досрочной пенсии отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Ответчик не включил в ее специальный стаж периоды работы в должности социального педагога в МОУ "Уланская основная общеобразовательная школа" с 27 марта 2002 г..по 13 марта 2003 г, с 15 марта 2003 г..по 2 февраля 2010 г, с 4 февраля 2010 г..по 30 июня 2012 г, в связи с тем, что работа в указанной должности включается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости при условии работы в образовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных (коррекционных) учреждениях, к которым МОУ "Уланская основная общеобразовательная школа" не относится. Указывает, что помимо работы в должности "социальный педагог" в спорные периоды с 27 марта 2002 г..по 1 сентября 2009 г..она работала учителем в этой же школе, имела учебную нагрузку в должности "учитель", что подтверждается записью в трудовой книжке, тарификационными списками, выписками из приказов о распределении учебной нагрузки педагогических работников. 1 сентября 2009 г..согласно записи в трудовой книжке N она была переведена с должности "социальный педагог", "учитель ОБЖ" на должность "учителя дошкольной группы", в которой работала до 24 сентября 2012 г, до момента увольнения из МДОУ детский сад "Василек" пгг. Новокручининский.
Ее нагрузка учителя составляла в 2009 году 9 часов (выписка из приказа N от 1 сентября 2009 г, тарификационный список на 1 сентября 2009 г, в 2010 году 18 часов (выписка из приказа N от 1 сентября 2009 г, тарификационный список на 1 сентября 2009 г, в 2011 году - 18 часов + 1 час элективного курса "мой выбор" (выписка из приказа N от 1 сентября 2011 г, тарификационный список на 1 сентября 2011 г..). Считает незаконным отказ пенсионного органа во включении спорных периодов работы в должности учителя в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Николаева О.Г. просила суд признать незаконным решение от 19 июля 2021 г. N о не включении в специальный педагогический стаж периодов работы с 27 марта 2002 г. по 13 марта 2003 г, с 15 марта 2003 г. по 2 февраля 2010 г, с 4 февраля 2010 г. по 30 июня 2012 г. Обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанные периоды, признать 29 июня 2021 г. датой выработки 25 лет педагогического стажа, назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, взыскать с ответчика в пользу истца уплаченную госпошлину в размере 300 руб.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 14 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований Николаевой О.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 октября 2023 г. решение Центрального районного суда г. Читы от 14 марта 2023 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований Николаевой Ольги Геннадьевны о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 1 сентября 2002 г. по 13 марта 2003 г, с 15 марта 2003 г. по 31 августа 2004 г, с 1 сентября 2009 г. по 30 июня 2012 г. отменено.
Принято по делу новое решение, которым исковые требования Николаевой Ольги Геннадьевны в указанной части удовлетворены.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж Николаевой Ольги Геннадьевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды: с 1 сентября 2002 г. по 13 марта 2003 г, с 15 марта 2003 г. по 31 августа 2004 г, с 1 сентября 2009 г. по 30 июня 2012 г.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 октября 2023 г. в части удовлетворения исковых требований.
Заявитель указывает, что в период с 27 марта 20002 г..по 13 марта 2003 г, с 15 марта 2003 г..по 2 февраля 2010 г..и с 4 февраля 2010 г..по 30 июня 2013 г..она работала в должности социального педагога в МОУ "Уланская средняя общеобразовательная школа", тогда как согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, работа в должностях социального педагога, засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 радела "наименование учреждений" списка, в специальных учебно - воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико - социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка. Также указывает, что Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта первого статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 предусмотрены должности "учитель", "преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности".
Указывает, что преподавателям - организаторам основ безопасности жизнедеятельности оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объёме 9 часов в неделю (360 часов в год). В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2010 года N2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников преподавателям - организаторам основ безопасности жизнедеятельности установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников учреждений образования" норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для преподавателей - организаторов основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений составляет 36 часов в неделю. Учитывая изложенное, поскольку должность истца поименована как "учитель ОБЖ" период с 2002 по 2009 годы ошибочно, без учета поименного выше приказа Минобразования Российской Федерации включен в специальный стаж. Между тем, как полагает пенсионный орган, должность истца должна именоваться "преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности" и требует подтверждения выполнения нормы установленной нагрузки 36 часов в неделю. Соответственно период работы истицы в должности учителя ОБЖ нельзя признать, как период работы в должности учителя в сельской школе, без необходимости подтверждения работы на полную ставку. Указывает, что МБОУ "Уланская основная общеобразовательная школа" на учебные годы с 2002 г..по 2004 г..не введена ставка преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности.
Несмотря на наличие в штатном расписании ставки учителя ОБЖ, фактически данный предмет истец вела как преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности. Учитывая работу истца на неполную ставку, предусмотренную для данной должности, основания для включения спорных периодов работы Николаевой О.Г. в специальный стаж отсутствовали. Также полагает неправомерным применение судом апелляционной инстанции пункта 6 Правил, который распространяется на учителей общеобразовательных школ, расположенных в сельской местности, тогда как Николаева О.Г. занимала фактически должность преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе. Также полагает неправомерным включение в специальный страховой стаж периода работы истицы с 1 сентября 2009 г..по 30 июня 2012 г, в течение которого истец имела педагогическую нагрузку в должности учителя дошкольного образования. Ведение часов педагогической нагрузки в должности учителя за спорные периоды работы не дает право на включение указанных периодов в специальный стаж Николаевой О.Г, поскольку согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 предусмотрена возможность зачета в специальный стаж только периодов работы с занятием штатной должности (в том числе на условиях совместительства) при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Между тем, согласно представленных в материалы дела документов, в том числе приказов, тарификационных списков, занятие штатной должности не подтверждается.
Истцу устанавливалась лишь педагогическая нагрузка к основной должности социального работника, при этом должность учителя дошкольного образования не предусмотрена Списком N781.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Николаева О.Г, сведений о причине неявки не представила. Представителем отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю заявлено письменное ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судом апелляционной инстанции при принятии судебного постановления такие нарушения не допущены.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Николаева Ольга Геннадьевна 29 июня 2021 г. обратилась в Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника межрайонного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N от 19 июля 2021 г. Николаевой О.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью специального стажа.
В соответствии с решением начальника межрайонного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N от 19 июля 2021 г. в специальный стаж Николаевой О.Г. не были включены периоды работы: с 27 марта 2002 г. по 13 марта 2003 г, с 15 марта 2003 г. по 2 февраля 2010 г, с 4 февраля 2010 г. по 30 июня 2012 г. в должности социального педагога в МОУ "Уланская средняя общеобразовательная школа", так как согласно пункту 11 Правил работа в должностях социального педагога, засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Николаева О.Г. работала в должности социального педагога в общеобразовательном учреждении "Уланская средняя общеобразовательная школа".
При этом, решением ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью определено, что ведение часов педагогической нагрузки в должности учителя за спорные периоды работы не дает право на включение спорных периодов в специальный стаж Николаевой О.Г, поскольку согласно Правилам исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрена возможность зачета в специальный стаж только периодов работы с занятием штатной должности (в том числе на условиях совместительства), при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
На момент обращения истца за пенсией страховой стаж истицы составил 31 год 4 месяца 0 дней, специальный стаж 19 лет 4 месяца 0 дней.
Полагая свое право на пенсионное обеспечение нарушенным, Николаева О.Г. обратилась в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж спорных периодов работы в должности учителя основ безопасности жизнедеятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении "Уланская основная общеобразовательная школа", суд первой инстанции руководствовался приводимыми пенсионным органом законодательством и имеющимися в материалах дела списками по учебной нагрузке, приказами о назначении педагогической нагрузки, тарификационными списками, приказом Министерства образования Российской Федерации N66 "Об организации подготовки учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях" и исходил из того, что истицей в оспариваемые периоды не соблюдались условия ведения преподавательской работы непосредственно по курсу основ безопасности жизнедеятельности в объеме 9 часов в неделю.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда установив, что, с учетом сведений, содержащихся в тарификационных списках и выданных работодателем справках, установлено, что Николаева О.Г. в период с 1 сентября 2002 г. по 13 марта 2003 г. и с 15 марта 2003 г. по 31 августа 2004 года имела педагогическую нагрузку по предмету ОБЖ в МБОУ "Уланская основная образовательная школа", которая является малокомплектным образовательным учреждением, реализующим программы начального общего, основного общего образования, ставка преподавателя - организатора ОБЖ в данном образовательном учреждении в период с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2004 года отсутствовала, преподавание учебного предмета "основы безопасности жизнедеятельности" было возложено на штатную должность учителя общеобразовательной организации, а общеобразовательная школа, в которой истец работала в спорные периоды, расположена в сельской местности - "адрес", пришла к выводу, что периоды работы Николаевой О.Г. с 1 сентября 2002 г. по 31августа 2004 года в сельской местности не обоснованно признаны судом не подлежащими включению в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Также судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда сочла необоснованным отказ истцу во включении в специальный педагогический стаж периода работы истицы с 1 сентября 2009 года по 30 июня 2012 г, поскольку учитывая положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г..N781 и расположения средней общеобразовательной школы, в которой истцом осуществлялась трудовая деятельность, в сельской местности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что деятельность Николаевой О.Г. в должности учителя дошкольной группы в МБОУ Уланская основная общеобразовательная школа в спорный период времени была связана непосредственно с образовательным (воспитательным) процессом в общеобразовательном учреждении - школе, в связи с чем, период работы с 1 сентября 2009 года по 30 июня 2012 года подлежит включению в специальный стаж истицы.
Также суд апелляционной инстанции учел то обстоятельство, что из лицевого счета застрахованного лица Николаевой О.Г. следует, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорный период, а именно с 1 сентября 2009 года по 30 июня 2012 г..предоставлялись работодателем в соответствующий пенсионный орган Российской Федерации с указанием кода льготных условий труда, то есть работодатель признавал за истицей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением ею педагогической деятельности. С учетом включения апелляционной инстанцией спорных периодов работы истца в специальный страховой стаж, общий ее специальный стаж составил продолжительность работы 24 года 2 месяца 0 дней, что недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения за ней, в связи с чем, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости суд апелляционной инстанции признал правомерным. Судебной коллегией по гражданским делам Забайкальского краевого суда на пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж Николаевой Ольги Геннадьевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 1 сентября 2002 г..по 13 марта 2003 г, с 15 марта 2003 г..по 31 августа 2004 г, с 1 сентября 2009 г..по 30 июня 2012 г, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с частями второй, третьей статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067);
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
Списком должностей, работа на которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, предусмотрена должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), при этом, пунктом 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 предусмотрено, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067 (далее именуется Список), включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена должность "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включаются в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Пунктом 3 приказа Министерства образования Российской Федерации от 7 июня 1993 г. N235 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик" руководителям образовательных учреждений, в которых введено преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности" рекомендовано привести наименование должности работника, ведущего этот курс, в соответствие с наименованием, предусмотренным тарифно-квалификационной характеристикой, утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомитета России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 г. N 66/85.
Пунктом 4.1 приказа Министерства образования Российской Федерации N66, Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N85 от 16 марта 1993 г. "Об организации подготовки учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности: должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год).
При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0, 5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015, установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о сумме пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о периодах деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведенных нормативных положений, страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из записи в трудовой книжке N от 1 февраля 1990 г, Николаева О.Г. 27 марта 2002 г. принята переводом в Муниципальное общеобразовательное учреждение "Уланская средняя общеобразовательная школа" учителем ОБЖ и социальным педагогом.
Как следует из представленного по запросу суда апелляционной инстанции оригинала книги приказов образовательного учреждения, Николаева О.Г. на основании приказа N от 1 апреля 2002 г. принята в МБОУ "Уланская основная общеобразовательная школа" на работу переводом на должность социального педагога с 27 марта 2002 г. на одну ставку с оплатой по 11 разряду Единого тарификационного списка.
Сведения о переводе ее на ставку учителя в книге приказов отсутствуют. Вместе с тем, приказом от 20 сентября 2002 г. N была распределена нагрузка на учителей. На Николаеву О.Г. возложено по 11 разряду 1 ставка социального педагога и 9 часов преподавание ОБЖ (1-4 классы - 4 часа, 5- 9 классы - 5 часов).
Приказом от 18 марта 2003 г. N на Николаеву О.Г. возложена 1 ставка социального педагога и преподавание 9 часов ОБЖ (1-4 классы - 4 часа, 5-9 классы - 5 часов). Приказом N от 19 сентября 2003 г. на Николаеву О.Г. возложено преподавание учебного предмета - ОБЖ (5-9 классы 5 часов, 10-11 классы -3 часа) + 1 ставка социального педагога.
Приказом от 14 сентября 2004 г. N "О распределении нагрузки, закреплении учебных кабинетов и утверждении классных руководителей" определено назначить учителями начальных классов и учебных предметов; Николаеву О.Г. с нагрузкой - 1 ставка социального педагога, преподавание ОБЖ - (5-9 классы 5 часов, 10-11 классы - 3 часа).
Приказом N от 12 сентября 2005 г. "О распределении нагрузки, закреплении учебных кабинетов и утверждении классных руководителей, назначении учителями начальных классов и учебных предметов на 2005-2006 года" на Николаеву О.Г. возложена нагрузка 1 ставка социального педагога, преподавание ОБЖ - (5-9 классы - 5 часов, 10- 11 классы -3 часа).
Приказом N от 1 сентября 2006 г. "О распределении нагрузки, закреплении учебных кабинетов и утверждении классных руководителей, назначении учителями начальных классов и учебных предметов на 2006- 2007 года" на Николаеву О.Г. возложена нагрузка 0, 5 ставки социального педагога, 0, 5 ставки ОБЖ - (5-8 классы - 3 часа, 9-11 классы - 2 часа) и 0, 25 ставки педагога-психолога.
Приказом от 1 марта 2007 г. "О распределении нагрузки, закреплении учебных кабинетов и утверждении классных руководителей, назначении учителями начальных классов и учебных предметов на 2007-2008 г.г." на Николаеву О.Г. возложена нагрузка - 0, 5 ставки социального педагога, 0, 5 ставки ОБЖ - (5, 8 классы - 3 часа, с 9 класса по 11 класс - 2 часа) и 0, 25 ставки педагога-психолога.
Приказом N от 3 сентября 2008 г. "О распределении нагрузки на 2008-2009 учебный год" на Николаеву О.Г. 13 разряд возложена нагрузка - 0, 5 ставки социального педагога, 0, 5 ставки преподавание ОБЖ (5, 6 классы - 1 час 7-8 классы - 1 час, 9 классы - 1 час, 10 классы - 1 час, 11 классы - 1 час) и 0, 25 ставки психолога;
По тарификационным спискам Николаева О.Г. значится на должности учителя: с 1 сентября 2002 г. - учитель ОБЖ с нагрузкой 4 часа в неделю, социального педагога с нагрузкой 5 часов в неделю; на 1 сентября 2003 г. - социальный педагог с педагогической нагрузкой на полную ставку, учителя ОБЖ с нагрузкой 8 часов в неделю; на 1 января 2005 года - социальный педагог с педагогической нагрузкой на полную ставку, учителя ОБЖ с нагрузкой 8 часов в неделю; на 1 сентября 2006 г. - 0, 5 ставки социального педагога, учителя ОБЖ с нагрузкой 4 часа в неделю; на 1 сентября 2007 года - 0, 5 ставки социального педагога, учителя ОБЖ с нагрузкой 5 часов в неделю; на 1 сентября 2008 г. - 0, 5 ставки социального педагога, учителя ОБЖ с нагрузкой 4 часа в неделю.
Как следует из представленных по запросу суда апелляционной инстанции штатных расписаний МБОУ "Уланская основная общеобразовательная школа", а также ответа на запрос директора МБОУ "Уланская основная общеобразовательная школа" от 4 октября 2023 г, приобщенных в дело в качестве новых доказательств, с 2002 г. по 2004 г. в МБОУ "Уланская основная образовательная школа" ставки преподавателя - организатора ОБЖ отсутствовали и преподавание учебного предмета ОБЖ было возложено на учителя Николаеву О.Г. (как на отдельную должность). С 2005 г. по 2012 г. в штате школы имелось 0, 5 ставки должности преподавателя ОБЖ, которую занимала Николаева О.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда, включая спорные периоды в страховой стаж Николаевой О.Г. правомерно исходила из того обстоятельства, что пунктом 1 раздела "наименование должностей" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 предусмотрены как должность "учителя", так и должность "преподавателя организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)", а в разделе "Наименование учреждений" - поименованы школы всех наименований.
Как следует из действовавшей в спорный период номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителя образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 должность "учитель" и "преподаватель -организатор основ безопасности жизнедеятельности" (допризывной подготовки) являются самостоятельными должностями.
Согласно пункту 4.4. Приказа Министерства образования Российской Федерации N 66, Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N85 от 16 марта 1993 г. "Об организации подготовки учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях" в стаж работы по специальности (в том числе при оплате за часы преподавательской работы по курсу ОБЖ сверх установленной нормы и оплате учителей, преподавателей, привлекаемых для преподавания курса ОБЖ) включается, кроме работы в этой должности, время работы (службы), соответствующей профилю преподаваемого предмета.
Пунктом 3 вышеуказанного Приказа проведение занятий по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях (со II по ХI класс) и в учреждениях начального и среднего профессионального образования предписано возложить на преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности.
До полного укомплектования учреждений образования преподавателями - организаторами основ безопасности жизнедеятельности за проведение занятий по курсу ОБЖ оплату труда производить в порядке и на условиях, предусмотренных для учителей и преподавателей.
Исходя из вышеизложенных норм, введение в школах должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности не исключало преподавание предмета ОБЖ учителем.
С учетом сведений, содержащихся в тарификационных списках, и выданных работодателем справок, судом апелляционной инстанции установлено, что Николаева О.Г. в период с сентября 2002 г. по 13 марта 2003 г, с 15 марта 2003 г. по 31 августа 2004 г. имела педагогическую нагрузку по предмету ОБЖ в МБОУ "Уланская основная образовательная школа", которая является малокомплектным образовательным учреждением, реализующим программы начального общего, основного общего образования, ставка преподавателя-организатора ОБЖ в данном образовательном учреждении в период с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2004 г. отсутствовала, преподавание учебного предмета ОБЖ было возложено на штатную должность учителя общеобразовательной организации.
Общеобразовательная школа, в которой истица работала в спорные периоды, расположена в сельской местности - "адрес", что ответчиком и не оспаривалось.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом положений пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и расположения средней общеобразовательной школы, в которой истцом осуществлялась трудовая деятельность, в сельской местности, период работы Николаевой О.Г. с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2004 г. подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Доводы пенсионного органа, ссылающегося на необходимость осуществления истцом своей трудовой деятельности по должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) и должности учителя на полную ставку для включения спорных периодов в специальный страховой стаж истца противоречат нормам материального права, верно примененным судом апелляционной инстанции, которая, включая спорные периоды работы истца в специальный страховой стаж, исходила из того обстоятельства, что до введения в штатное расписание школы должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), включению в специальный страховой стаж подлежала работа истца в качестве учителя общеобразовательной школы, расположенной в сельской местности, на которую возложены обязанности учителя ОБЖ независимо от учебной нагрузки.
Также судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает обоснованным и верным включение в специальный педагогический стаж истца периода ее работы с 1 сентября 2009 г. по 30 июня 2012 г, поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что в указанный период Николаевой О.Г. выполнялась нагрузка и осуществлялась работа не только по должности социального педагога, но и была возложена педагогическая нагрузка по должности учителя дошкольного образования.
Обращаясь в суд с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 29 сентября 2021 г. истец представила в пенсионный орган трудовую книжку.
Согласно записи в трудовой книжке истца N, она на основании приказа от 1 сентября 2009 г. N переведена на должность учителя дошкольной группы. Далее в ходе документальной проверки пенсионным органом факта периода льготной работы истца, образовательным учреждением представлен приказ N от 1 сентября 2009 г, в соответствии с которым на истца была возложена нагрузка по должности учителя пред. школьного класса на 0, 5 ставки (акт проверки от 19 февраля 2015 г.).
Вместе с тем, пенсионный орган, отказывая во включении периода работы истца с 1 сентября 2009 г. по 30 июня 2012 г. в специальный стаж, оценку данному обстоятельству не дал, сославшись только на то, что истица в данный период времени работала только в должности социального педагога.
Как следует из представленных судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда оригиналов книг приказов МОУ Уланской средней образовательной школы, приказом N от 1 сентября 2009 г. на истицу на 2009 - 2010 учебный год возложена педагогическая нагрузка по должности учитель дошкольного образования 0, 5 ставки - 9 часов, 0, 5 ставки социального педагога и 0, 25 ставки психолога - 4, 5 часа.
Приказом N от 1 сентября 2010 г. на истицу на 2010 -2011 учебный год возложена педагогическая нагрузка по должности учитель дошкольного образования на 1 ставку - 18 часов, 0, 5 ставки социального педагога и 0, 25 ставки психолога. Приказом N от 1 сентября 2011 г. на Николаеву О.Г. на 2011 - 2012 учебный год возложена аналогичная нагрузка (по должности учитель дошкольного образования на 1 ставку - 16 часов).
Установленная истице нагрузка по должности учителя дошкольной группы также подтверждена представленными в материалы дела тарификационными списками за 2009 -2012 учебные года, а также карточками (справками) на истицу за данный период времени, согласно которым истцу начислялась заработная плата по должности учителя дошкольного образования.
На основании вышеуказанных норм права, учитывая положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, и учитывая место нахождения средней общеобразовательной школы, в которой истцом осуществлялась трудовая деятельность, в сельской местности, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что деятельность Николаевой О.Г. в должности учителя дошкольной группы в МБОУ Уланская основная общеобразовательная школа в спорный период времени была связана непосредственно с образовательным (воспитательным) процессом в общеобразовательном учреждении - школе, в связи с чем, период работы с 1 сентября 2009 г. по 30 июня 2012 г. подлежит включению в специальный стаж истца.
При этом судом апелляционной инстанции учтено то обстоятельство, что Николаева О.Г. зарегистрирована в системе персонифицированного учета с 1 апреля 1999 г. По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из лицевого счета застрахованного лица Николаевой О.Г, следует, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорный период, а именно с 1 сентября 2009 г. по 30 июня 2012 г. предоставлялись работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий труда 28-ПД, то есть работодатель признавал за истицей право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением ею педагогической деятельности.
Учитывая, что письменных доказательств, опровергающих достоверность указанных сведений в лицевом счете застрахованного лица Николаевой О.Г. материалы дела не содержат, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы с 1 сентября 2009 г. по 30 июня 2012 г. ответчиком необоснованно исключен из специального стажа истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 19 части первой статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции признаны несостоятельными доводы заявителя кассационной жалобы в части указания на отсутствие оснований для включения спорного периода работы истца в специальный страховой стаж по тому мотиву, что должность учителя дошкольного образования (пред школьного класса) не предусмотрена Списками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 и со ссылкой на то обстоятельство, что зачету в специальный стаж подлежит работа в предусмотренных Списками должностях при наличии необходимой нагрузки и выполнении работ по совместительству в должностях предусмотренных Списками.
Суд апелляционной инстанции, включая спорный период в специальный страховой стаж верно исходил из того, что Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 в графе "наименование должностей" предусмотрена должность "учителя" и в графе "наименование учреждений" - "школы всех наименований".
Относительно учебной нагрузки суд апелляционной инстанции правомерно учел всю дополнительную нагрузку, которая была возложена на истца в спорный период и применил положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, в соответствии с которым работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включаются в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В оспариваемой кассатором части судом апелляционной инстанции нормы материального права применены верно, выводы суда соответствуют установленным судом апелляционной инстанции обстоятельствам дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены принятого судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 12 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.