Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Гылкэ Д.И. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 05OS0000-01-2023-000286-29 (3а-285/2023) по административному исковому заявлению Гусейнбековой Бэлы Юсуповны о признании недействующими отдельных положений краткосрочного плана реализации в 2023 - 2025 годах Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 ноября 2022 г. N 389, по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 2 ноября 2023 г. об удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7 считавшего решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гусейнбекова Б.Ю, являясь собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: "адрес" обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
В обоснование требований указала на то, что в соответствии с региональной программой, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175, с учетом последующих изменений, в 2023 - 2025 годах должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного дома.
Между тем, в краткосрочном плане реализации региональной программы дом отсутствует, что противоречит нормам жилищного законодательства Российской Федерации и нарушает права административного истца.
На основании изложенного в административном исковом заявлении Гусейнбекова Б.Ю. просила признать постановление Правительства Республики Дагестан от 18 ноября 2022 г. N 389 об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта (в актуальной на дату подачи иска редакции) не действующим в части невключения в него многоквартирного дома.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 2 ноября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено с возложением на Правительство Республики Дагестан обязанности по принятию замещающего нормативного правового акта.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На доводы апелляционной жалобы представителем административного истца ФИО8 представлены письменные возражения.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта как постановленного при соблюдении норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" капитальный ремонт многоквартирных домов в Республике Дагестан осуществляется в рамках Региональной программы с 2014 по 2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175.
В содержащийся в региональной программе Перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, был включен и дом, расположенный по адресу: "адрес"
Руководствуясь частью 7 статьи 168 ЖК РФ, статьей 12 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57, положениями статей 22, 24, 53, 59 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан", статей 20, 21 Закона Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 33 "О Правительстве Республики Дагестан", суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти при соблюдении требований к порядку принятия и введению его в действие и по данному основанию административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемое постановление Правительства Республики Дагестан противоречит установленному законом порядку реализации региональной программы капитального ремонта.
Из материалов административного дела следует, что в региональную программу после приведения ее в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ) были внесены изменения, в результате чего в Перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, сокращены объемы ремонтных работ и перенесены их сроки применительно к многоквартирному дому, в котором расположено принадлежащее административному истцу жилое помещение.
Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции в решении от 5 октября 2022 г. N 3а-225/2022 пришел к выводу о том, что Правительством Республики Дагестан при актуализации региональной программы были произвольно увеличены сроки проведения запланированных ремонтных работ и сокращен их объем.
Очередность осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57, с учетом сведений, предоставляемых в соответствии с пунктом 3 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 января 2014 г. N 12.
В силу части 5 статьи 168 ЖК РФ и части 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений в порядке, предусмотренном частями 6-10 статьи 11, предполагающем на регулярной основе предварительный сбор и обобщение информации о многоквартирных домах, результатов мониторинга их технического состояния, проведенного в соответствии со статьей 14 данного Закона.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 ЖК РФ, для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ, требуется решение общего собрания собственников помещений дома.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57.
С учетом приведенных обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Дагестан от 5 октября 2022 г. N 3а-225/2022, капитальный ремонт дома, в том числе в соответствии с региональной программой в актуальной на дату подачи иска редакции, запланирован на 2023 - 2025 годы.
В краткосрочный план реализации региональной программы в 2023 - 2025 годах, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 ноября 2022 г. N 389 (с последующими изменениями и дополнениями), дом включен не был.
При этом, как следует из материалов административного дела и не оспаривается в апелляционной жалобе Правительством Республики Дагестан, решения об изменении очередности проведения обеспеченных финансированием работ по капитальному ремонту, определенных региональной программой, не принималось.
Между тем, в соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения краткосрочного плана, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2021 г. N 383, при его формировании органы местного самоуправления руководствуются очередностью проведения капитального ремонта в рамках текущего трехлетнего периода, определенного в региональной программе, и результатами мониторинга технического состояния домов.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, мотивированная оценка которой дана в обжалуемом судебном акте.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 2 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 11 марта 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.