Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В, судей Гылкэ Д.И. и Солдатовой С.В.
при ведении протокола помощником судьи Бахтиновой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 05OS0000-01-2023-000285-32 (3а-286/2023) по административному исковому заявлению Косиновой Екатерины Владимировны о признании недействующими отдельных положений краткосрочного плана реализации в 2023 - 2025 годах Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 ноября 2022 г. N 389, по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 2 ноября 2023 г. об удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО7 считавшего решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
18 апреля 2014 г. постановлением Правительства Республики Дагестан N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Региональная программа).
Приложением к Региональной программе является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации программы (далее - Перечень), в который включен многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" собственником жилого помещения в котором является административный истец Косинова Е.В.
Указанное постановление было официально опубликовано в газете "Дагестанская правда", выпуск N 120-126 от 22 апреля 2014 г, после чего вступило в силу и на момент принятия судом обжалуемого решения сохраняет свое действие с учетом внесенных в последующем изменений.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 ноября 2022 г. N 389 был утвержден краткосрочный план реализации Региональной программы в 2023 - 2025 годах (далее - Краткосрочный план).
Первоначальный текст документа опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан (http://pravo.e-dag.ru) 18 ноября 2022 г.
Косинова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать Краткосрочный план (в актуальной на дату подачи иска редакции) не действующим в части невключения в него многоквартирного дома.
В обоснование требований указала на то, что в соответствии с Региональной программой, с учетом последующих изменений, в 2023 - 2025 годах должен быть осуществлен капитальный ремонт многоквартирного дома.
Между тем, в Краткосрочном плане реализации региональной программы дом отсутствует, что противоречит нормам жилищного законодательства Российской Федерации и нарушает ее права.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 2 ноября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено, на Правительство Республики Дагестан возложена обязанность по принятию замещающего нормативного правового акта.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Косинова Е.В. является собственником жилого помещения по адресу: "адрес"
Капитальный ремонт многоквартирных домов в Республике Дагестан, в том числе и упомянутого дома, осуществляется в рамках Региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175, на 2014 - 2040 годы.
Руководствуясь частями 1, 7 статьи 168 ЖК РФ, статьей 12 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", положениями статей 22, 24, 53, 59 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан", статей 20, 21 Закона Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 33 "О Правительстве Республики Дагестан", суд первой инстанции исходил из того, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти при соблюдении требований к порядку принятия и введению его в действие и по данному основанию административным истцом не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания Краткосрочного плана в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что план противоречит установленному законом порядку реализации Региональной программы.
Из материалов административного дела следует, что в Региональную программу после приведения ее в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ) были внесены изменения, в результате чего в Перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, сокращены объемы ремонтных работ и перенесены их сроки применительно к многоквартирному дому, в котором расположено принадлежащее административному истцу жилое помещение.
Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции в решении от 16 ноября 2022 г. N 3а-248/2022, принятом по административному иску Косиновой Е.В, установил, что Правительством Республики Дагестан при актуализации Региональной программы (в редакции от 7 апреля 2022 г.) были произвольно увеличены сроки проведения запланированных в 2023 - 2025 годах ремонтных работ, виды которых предусмотрены статьей 166 ЖК РФ, в частности, за пределы планового периода перенесены работы по ремонту фундамента дома.
Очередность осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57, с учетом сведений, предоставляемых в соответствии с пунктом 3 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 января 2014 г. N 12.
В силу части 5 статьи 168 ЖК РФ и части 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений в порядке, предусмотренном частями 6-10 статьи 11, предполагающем на регулярной основе предварительный сбор и обобщение информации о многоквартирных домах, результатов мониторинга их технического состояния, проведенного в соответствии со статьей 14 данного Закона.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 ЖК РФ, для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ, требуется решение общего собрания собственников помещений дома.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Согласно статье 12 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 проект краткосрочного плана формируется Правительством Республики Дагестан на основе краткосрочных планов, утвержденных органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки и утверждения краткосрочного плана, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2021 г. N 383, при его формировании органы местного самоуправления руководствуются очередностью проведения капитального ремонта в рамках текущего трехлетнего периода, определенного в региональной программе, и результатами мониторинга технического состояния домов.
С учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Дагестан от 16 ноября 2022 г. N 3а-248/2022, как в первоначальной редакции Региональной программы, так и актуальной на дату подачи иска ее редакции (постановление от 4 мая 2023 г. N 174, позиция 142) на 2023 - 2025 годы запланирован капитальный ремонт дома по адресу: "адрес" внутридомовых инженерных систем (шифры работ - 1, 2, 3, 4, 5); крыши (8); подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9); утепление и ремонт фасада (10) и ремонт фундамента (11).
При этом, как следует из материалов административного дела и не оспаривается в апелляционной жалобе Правительством Республики Дагестан, решения об изменении указанной очередности проведения обеспеченных финансированием работ по капитальному ремонту, определенных Региональной программой, не принималось.
Между тем, в Краткосрочный план реализации региональной программы в 2023 - 2025 годах, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 ноября 2022 г. N 389 (с последующими изменениями и дополнениями, действовавшими на дату принятия судом обжалуемого решения) в нарушение приведенных положений статьи 168 ЖК РФ и Порядка разработки и утверждения краткосрочного плана дом включен не был, что в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ является основанием для признания нормативного правового акта недействующим.
Внесение административным ответчиком после принятия судом решения в оспариваемый Краткосрочный план изменений в части включения дома (постановление от 27 ноября 2023 г. N 467, пункт 19, приложения 1 и 3, опубликовано http://pravo.e-dag.ru, 1 декабря 2023 г.) приведенных выше выводов не опровергает, не свидетельствует об отсутствии оснований для признания плана недействующим в первоначальной редакции и не может служить основанием для отмены судебного решения.
Не может данное постановление рассматриваться и как исполнение решения суда в части принятия заменяющего нормативного правового акта, поскольку не включает полный перечень видов ремонтных работ, определенных Региональной программой на плановый период 2023 - 2025 годы (ремонт системы газоснабжения (2), ремонт фундамента (11)).
Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Доводы жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 2 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 14 марта 2024 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.