Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Солдатовой С.В, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Туйчиевой Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-647/2023 по административному исковому заявлению Гребенника ФИО8 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 9 ноября 2023 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Краснодарский краевой суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указав в обоснование на существенное превышение кадастровой стоимости над рыночной, что нарушает права административного истца, уплачивающего арендные платежи за участки, исчисляемые из их кадастровой стоимости.
Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 9 ноября 2023 года заявленный административный иск удовлетворен. По состоянию на 1 января 2022 года установлена кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости: земельного участка с кадастровым номером N:61 в размере 3 633 650 руб, земельного участка с кадастровым номером N:142 в размере 14 095 760 руб. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости определено считать 6 июня 2023 года.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой административный ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска. Полагает, что кадастровая оценка земельных участков проведена в соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель. В обоснование указывает, что уменьшение кадастровой стоимости земельных участков влияет на наполняемость бюджета, а также выражает несогласие с проведением экспертизы в негосударственном экспертном учреждении.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования Белореченского района Краснодарского края в своем отзыве просит апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца ФИО7 представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N, за которые ФИО1 уплачивает арендную плату, рассчитанную исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022 года утверждена на основании приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 сентября 2022 года N 2449 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края", и составила: земельного участка с кадастровым номером N:61 - 4 310 100, 6 руб, земельного участка с кадастровым номером N:142 - 17 425 995, 81 руб.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил отчет об оценке от 2 июня 2023 года N 295-23, составленный ООО "Бюро оценки Касьянова", согласно которому рыночная стоимость на дату оценки составила: земельного участка с кадастровым номером N:61 - 2 708 015 руб, земельного участка с кадастровым номером N:142 - 11 771 898 руб.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследовав отчет об оценке, суд первой инстанции по ходатайству представителя административного истца определением от 28 июня 2023 года назначил по делу судебную оценочную экспертизу, проведение которой было поручено ООО "Сервис-Юг".
Согласно заключению эксперта ООО "Сервис-Юг" ФИО5 от 29 августа 2023 года N 1110-23 отчет об оценке от 2 июня 2023 года N 295-23, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности. Рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022 года составила: земельного участка с кадастровым номером N:61 - 3 633 650 руб, земельного участка с кадастровым номером N:142 - 14 095 760 руб.
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, допросив эксперта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта. Данное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Экспертом в заключении приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования; выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Рыночная стоимость объектов определялась экспертом с использованием сравнительного подхода (метод сравнения продаж), отказ от применения иных подходов и методов экспертом в заключении мотивирован и обоснован.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества их рыночной стоимости нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, иных допустимых доказательств рыночной стоимости земельных участков, кроме заключения судебной оценочной экспертизы не имеется, учитывая, что данным заключением подтвержден размер рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, соглашается с выводами суда первой инстанции об установлении кадастровой стоимости в указанном в судебном акте размере.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными и не подлежащими переоценке.
Ссылка автора апелляционной жалобы на распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р "О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями" не может повлечь отмену обжалуемого решения суда, поскольку указанный перечень не исключают возможность назначения по делу об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости судебной оценочной экспертизы и поручение ее проведения вне государственных судебно-экспертных учреждений лицам, обладающим специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами.
Довод апелляционной жалобы и отзыва заинтересованного лица о том, что изменение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости приведет к снижению наполняемости бюджета, не имеет правового значения для разрешения административного спора об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда об удовлетворении требований административного истца следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 9 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой тридцать пятой Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.