Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Татариновой С.С. - Барашковой Т.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 45 города Якутска Республики Саха (Якутия), исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 40 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2023 года и решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора государственного автономного нетипового образовательного учреждения "Международная Арктическая школа" Татариновой С.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 45 города Якутска Республики Саха (Якутия), исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 40 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2023 года, директор государственного автономного нетипового образовательного учреждения "Международная Арктическая школа" (далее - ГАНОУ "Международная Арктическая школа") Татаринова С.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Татариновой С.С. - Барашкова Т.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, 6.21.1, 6.21.2, частью 3 статьи 13.15, частью 2 статьи 13.21 и статьёй 13.36 настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Частью 2 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") информации (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключённых в письменной форме) в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности детей.
Информация, запрещённая для распространения среди детей, указана в части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети "Интернет" в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключённых в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Якутска проведена проверка соблюдения ГАНОУ "Международная Арктическая школа" Республики Саха (Якутия) требований законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних.
Основанием для возбуждения в отношении директора ГАНОУ "Международная Арктическая школа" Татариновой С.С. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужил выявленный в ходе проверки факт свободного доступа к ограниченной для детей в обороте информации.
В ходе рассмотрения дела по существу, мировой судья пришёл к выводу о наличии в действиях Татариновой С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначил ей административное наказание в виде предупреждения.
Рассматривая жалобу на постановление мирового судьи, судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) изложенным в жалобе доводам оценки не дал, более того, указал на наличие в действиях Татариновой С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при том, что её действия были переквалифицированы мировым судьёй на часть 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением судьи городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Виды решений, которые выносятся по результатам рассмотрения жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов, перечислены в части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 данного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
В жалобе на постановление мирового судьи защитником Яковлевой Е.В. Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в числе прочих, приведены доводы о том, что Татаринова С.С. как должностное лицо не является субъектом вменённого ей правонарушения, а также о несогласии с переквалификацией её действий, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия по распространению информации, причиняющей вред здоровью детей, что не вменялось Татариновой С.С.
Вопреки приведённым выше требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьёй городского суда не дана оценка законности и обоснованности вынесенного мировым судьёй постановления, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2023 года не содержит сведений об обстоятельствах, установленных при рассмотрении дела, не мотивированы выводы о квалификации действий Татариновой С.С. по части 2 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом вышеизложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьёй городского суда не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2023 года, состоявшееся в отношении Татариновой С.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье городского суда Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении судье городского суда следует учесть изложенное в настоящем постановлении, оценить приведённые доводы и материалы дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности в порядке статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу защитника Татариновой С.С. - Барашковой Т.А. удовлетворить частично.
Решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 ноября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора государственного автономного нетипового образовательного учреждения "Международная Арктическая школа" Татариновой С.С. - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.