Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу защитника Элояна ФИО7 - адвоката Семенец Антона Васильевича, действующего на основании ордера N 000118 от 19 января 2024 года на вступившие в законную силу постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 11 декабря 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от 26 декабря 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Армения Элояна ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 11 декабря 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Хабаровского краевого суда от 26 декабря 2023 года гражданин Республики Армения Элоян О.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с содержанием до момента выдворения в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Элояна О.М. - адвокат Семенец А.В, действующий на основании ордера N 000118 от 19 января 2024 года, просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Армения Элоян О.М, въехал на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ со сроком пребывания до ДД.ММ.ГГГГ. Покинуть территорию Российской Федерации должен был ДД.ММ.ГГГГ с учётом требований Указа Президента РФ от 15 июня 2021 года N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и положений Распоряжения Правительства РФ от 6 июня 2022 года N 1454-р "О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение". ДД.ММ.ГГГГ 7 часов 30 минут по адресу: "адрес" выявлен гражданин Республики Армения Элоян О.М, который находился на территории Российской Федерации в отсутствие документов подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклонившегося от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания на территории Российской Федерации, чем нарушил статью 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Действия гражданина Республики Армения Элоян О.М. не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения Элоян О.М. административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2); рапортом старшего инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по Хабаровску Пак С.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3); протоколом об административном задержании 27 АЗ N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4); сведениями из базы данных (л.д.8-12); справкой о подтверждении личности ФИО1 (л.д.14), иными материалами, получившими надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ.
В судебном заседании гражданин Республики Армения Элоян О.М, вину в совершённом правонарушении признал, пояснив, что в январе 2022 года приехал в Россию к отцу, являющемуся гражданином Российской Федерации. Территорию Российской Федерации в установленный срок не покинул, поскольку осуществлял уход за отцом, который находится в возрасте. На территории Российской Федерации в городе Омске у него проживает сестра, а в городе Сочи мать. Найти свой паспорт не может, предполагает, что он может быть утерян.
В действиях гражданина Республики Армения Элоян О.М. суд установилобъективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ. С выводами судей нижестоящих инстанций следует согласиться.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения предусмотрено санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
При назначении гражданину Республики Армения Элоян О.М. административного наказания судьёй районного суда требования статьи 4.1 КоАП РФ соблюдены, фактические обстоятельства дела учтены.
Из представленных материалов установлено, что гражданин Республики Армения Элоян О.М. с ДД.ММ.ГГГГ незаконно находился на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Мер по легализации своего нахождения на территории Российской Федерации не принимал.
Обстоятельства, на которые защитник заявителя ссылается в настоящей жалобе в обоснование довода о том, что назначение гражданину Армении Элояну О.М. дополнительного наказания в виде административного выдворения повлечёт вмешательство в осуществление его права на уважение семейной жизни, являлись предметом оценки судей нижестоящих инстанций, отвергнуты по мотивам, приведённым в обжалуемых актах. С данными выводами следует согласиться.
При этом следует отметить, что согласно пункту 3.1 определения Конституционного Суда РФ от 05.03.2014 N 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Аналогичная правовая позиция, изложена в постановлении Конституционного Суда РФ N 41-П от 06 октября 2022 года N 41-П "По делу о проверке конституционности подпункта 12 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики Сербия М.М. Джурджевича".
Законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Наличие у привлекаемого лица к административной ответственности родственников, являющихся гражданами Российской Федерации матери, отца и сестры, безусловным основанием для неприменения к нему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не является.
Доводы защитника Элояна О.М. о том, что судебными инстанциями не было принято во внимание то, что Элоян О.М. проходит реабилитационное лечение и реабилитацию после операции, подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела судьёй районного суда Элоян О.М. о том, что он проходит лечение, не сообщалось. Причиной не выезда, последним было указано на то, что он осуществляет уход за отцом, который находится в возрасте (л.д.20). При рассмотрении жалобы на постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, медицинские документы, представлены не были. В жалобе о наличии каких-либо заболеваний Элоян О.М, не указывалось (л.д.31-32).
При этом необходимо отметить, что при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда, в судебном заседании назначенном на ДД.ММ.ГГГГ судом объявлялся перерыв для предоставления медицинских документов Элояна О.М. Вместе с тем данные документы суду представлены не были.
Представленные к жалобе копии медицинских документов из закрытого акционерного общества медицинский центр " "данные изъяты", подтверждающие, что в N у ФИО1 было выявлено заболевание и в последующим, последний был прооперирован основанием для изменения состоявшихся судебных актов в части исключения дополнительного наказания в виде административного выдворения не являются, поскольку не влияют на правильность выводов судебных инстанций о виновности гражданина Республики Армения ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения.
Гражданин Республики Армения Элоян О.М. незаконно пребывал на территории Российской Федерации, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не предпринял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в Российской Федерации правопорядка.
Выводы судей нижестоящих инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено гражданину Республики Армения Элояну О.М. правильно, в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении гражданина Республики Армения Элояна О.М. к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.17 КоАП РФ
постановил:
постановление постановление судьи Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 11 декабря 2023 года, решение судьи Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Армения Элояна ФИО9 оставить без изменения, жалобу защитника Элояна ФИО10 - адвоката Семенец Антона Васильевича Рэуфовне - без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.