Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Виноградовой О.Н, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Ващенкова ФИО8 на решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 12 октября 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ващенкова Ю.М. к администрации Корсаковского городского округа, департаменту земельных отношений администрации Корсаковского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи представителя административного истца Волошенко С.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ващенков Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Корсаковского городского округа, департаменту земельных отношений администрации Корсаковского городского округа о признании незаконным решения от 10 февраля 2023 года N 5.02-1272/23 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N, возложении обязанности повторно рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка в аренду.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ранее он являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: для ведения огородничества. Срок аренды истек 1 декабря 2019 года.
31 января 2023 года он обратился в администрацию Корсаковского городского округа с заявлением о повторном предоставлении ему в аренду данного земельного участка без проведения торгов для ведения огородничества. Решением департамента земельных отношений администрации Корсаковского городского округа от 10 февраля 2023 года N 5.02-1272/23 ему отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что видом разрешенного использования земельного участка является "коммунальное обслуживание" в связи с прохождением через земельный участок магистрального водовода "Мицулевский", что не соответствует заявленной цели использования земельного участка.
С указанным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку магистральный водовод незначительно пересекает границу спорного земельного участка, охранная зона водовода не установлена, согласно генеральному плану Корсаковского городского округа испрашиваемый земельный участок находится в функциональной зоне застройки индивидуальными жилым домами, согласно правилам землепользования и застройки - в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), в которой одним из видов разрешенного использования земельных участков является "ведение огородничества".
Протокольным определением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 3 мая 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа и муниципальное унитарное предприятие "Водоканал".
Решением Корсаковского городского суда Сахалинской области от 1 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 12 октября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Ващенкова Ю.М. отказано.
25 декабря 2023 года административным истцом Ващенковым Ю.М. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 10 января 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных им административных исковых требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель указывает, что испрашиваемый им земельный участок расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2), градостроительный регламент которой не исключает ведение огородничества. На земельном участке отсутствуют здания и сооружения, предназначенные для предоставления коммунальных услуг, поэтому участок не предназначен для использования в соответствии с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание".
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что в данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая административный спор, суды признали оспариваемое решение департамента земельных отношений администрации Корсаковского городского округа от 10 февраля 2023 года N 5.2-1272/23 законным и обоснованным, поскольку установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "коммунальное обслуживание", сведения о котором внесены в ЕГРН, не соответствует заявленным административным истцом целям его использования, что в соответствии с подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
При этом суды указали, что расположение в границах испрашиваемого для предоставления земельного участка с кадастровым номером N объекта муниципальной собственности - магистрального водовода "Мицулевский" с кадастровым номером N не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду при соблюдении особых условий использования земельного участка в пределах санитарно-защитной полосы водовода.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно подпункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Корсаковского городского округа, утвержденными решением Собрания Корсаковского городского округа от 6 сентября 2013 года N 89, земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне Ж-2 (зона застройки малоэтажными жилыми домами), по сведениям ЕГРН разрешенное использование земельного участка - "коммунальное обслуживание", данный вид разрешенного использования (код 3.1) отнесен к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне Ж-2.
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, определено, что вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание" (код 3.1) включает в себя размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание, в том числе вида разрешенного использования с кодом 3.1.1 - "предоставление коммунальных услуг", в соответствии с которым допускается размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега).
Таким образом, поскольку испрашиваемый Ващенковым Ю.М. для предоставления в аренду для целей ведения огородничества земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание", данный вид разрешенного использования установлен в соответствии с Правилами землепользования и застройки Корсаковского городского округа, и сведения о нем внесены в ЕГРН, суды пришли к правильному выводу о наличии у уполномоченного органа предусмотренных подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении административному истцу указанного земельного участка, учитывая, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного истца являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Корсаковского городского суда Сахалинской области от 1 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 12 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Ващенкова Ю.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.