Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Виноградовой О.Н, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Зинченко ФИО6 на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 октября 2023 года, принятые по гражданскому делу по исковому заявлению Зинченко П.И. к Приморскому краевому отделению политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав административного истца Зинченко П.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зинченко П.И. обратился в суд с исковым заявлением к Приморскому краевому отделению политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным постановления от 11 февраля 2022 года N 23 "О замене члена территориальной избирательной комиссии города Дальнегорска с правом решающего голоса", ссылаясь на несоответствие действительности изложенных в нем фактов.
Решением Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 октября 2023 года, в удовлетворении искового заявления Зинченко П.И. отказано.
8 января 2024 года административным истцом Зинченко П.И. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 октября 2023 года и направлении дела на новое апелляционное рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что необоснованно не приняты во внимание доводы его апелляционной жалобы о том, что содержание оспариваемого постановления не соответствует действительности и носит клеветнический характер, указывает, что дело судом апелляционной инстанции рассмотрено в его отсутствие без надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2024 года настоящее дело с кассационной жалобой на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно разъяснением, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Исходя из данных разъяснений, при проверке законности и обоснованности обжалуемого заявителем в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 октября 2023 года, которым оставлено без изменения решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 июля 2023 года, проверке также подлежит судебный акт суда первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая настоящее дело, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Уставом политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", пришли к выводу о законности постановления Бюро Комитета Приморского краевого отделения политической партий КПРФ от 11 февраля 2022 года N 23 "О замене члена территориальной избирательной комиссии города Дальнегорска с правом решающего голоса", которым в Избирательную комиссию Приморского края внесено представление о досрочном прекращении полномочий члена территориальной избирательной комиссии г. Дальнегорска с правом решающего голоса от политической партии КПРФ Зинченко П.И. и предложение по кандидатуре нового члена территориальной избирательной комиссии г. Дальнегорска с правом решающего голоса Попова В.В, учитывая, что оспариваемое постановление принято с соблюдением порядка, регламентированного Уставом политической партии, внесенное представление является мотивированным, досрочное прекращение полномочий члена избирательной комиссии является правом политической партии, по предложению которой назначен член комиссии.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Согласно пункту 6.2 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, на основании мотивированного представления политической партии о досрочном прекращении его полномочий, внесенного в соответствии с пунктом 3.3 статьи 22 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3.3 статьи 22 названного Федерального закона предусмотрено, что политическая партия, по предложению которой назначен член комиссии в соответствии с пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего Федерального закона, вправе внести в назначивший этого члена комиссии орган мотивированное представление о досрочном прекращении полномочий этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии и предложение по кандидатуре нового члена комиссии утверждаются решением уполномоченного на то уставом политической партии постоянно действующего руководящего органа политической партии или (соответственно уровню избирательной комиссии) ее регионального отделения либо иного структурного подразделения. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, за один год до окончания срока полномочий комиссии, в период, который начинается за шесть месяцев до указанного в пункте 3 статьи 10 настоящего Федерального закона дня голосования на выборах, в подготовке и проведении которых в соответствии с законом участвует соответствующая комиссия, в период соответствующей избирательной кампании, а также в период избирательной кампании на иных выборах, кампании референдума, в подготовке и проведении которых участвует комиссия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Вмешательство органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и их должностных лиц, не допускается (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях").
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года N 247-О-О, на общественные объединения, одной из организационно-правовых форм которых являются политические партии, в полной мере распространяется установленная статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, - в силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О политических партиях" деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 2 статьи 39 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривает, что граждане, чьи права, предоставленные данным Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в суд.
Обязанность соблюдать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, возложенная на политические партии, распространяется и на их отношения с гражданами - членами политических партий. Это означает, что решение внутрипартийных вопросов, будучи прерогативой самой партии, не может основываться на неопределенных основаниях, носить произвольный характер, ставя граждан в ситуацию правовой и фактической неопределенности.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставляет политической партии право вносить представление о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии, назначенного в комиссию от политической партии.
Оспариваемое постановление Бюро Комитета Приморского краевого отделения политической партий КПРФ от 11 февраля 2022 года N 23 "О замене члена территориальной избирательной комиссии города Дальнегорска с правом решающего голоса" принято полномочным органом, соответствует положениям пункта 3.3 статьи 22, пункта 6.2 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не носит произвольный характер и обусловлено конкретными действиями (бездействием) административного истца, которые несовместимы с законными интересами политической партии и влекут утрату доверия к такому лицу со стороны партии.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении административных исковых требований Зинченко П.И.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного истца являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы процессуальные требования о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке в отношении административного истца соблюдены.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 13 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 11 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Зинченко П.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.