Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Виноградовой О.Н, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа на решение Иультинского районного суда Чукотского автономного округа от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 3 июля 2023 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Иультинского района, действующего в защиту прав и интересов неопределенного крага лиц, к администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности произвести строительство мест складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иультинского района Чукотского автономного округа, действуя в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа о возложении обязанности произвести строительство мест накопления золошлаковых отходов, образующихся в результате деятельности котельных, расположенных в Иультинском районе Чукотского автономного округа в селах Амгуэма (ул. Магистральная, д. 23), Конергино (ул. Октябрьская, д. 8), Уэлькаль (ул. Центральная, д. 1), Рыркайпий (кадастровый номер N, в 200 метрах к востоку от дома N 1 по ул. Строительная), в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки по исполнению требований законодательства об охране окружающей среды выявлено, что золошлаковые отходы, образующиеся в процессе деятельности котельных в селах Амгуэма, Конергино, Уэлькаль, Рыркайпий, накапливаются на необорудованных площадках, вблизи котельных на открытом грунте, без защитных сооружений от воздействия атмосферных осадков и ветров, и без твердого покрытия, что приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку. Обязанность по созданию специально оборудованных мест накопления отходов лежит на администрации городского округа Эгвекинот, как на собственнике объектов теплоснабжения, который несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Решением Иультинского районного суда Чукотского автономного округа от 24 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 3 июля 2023 года, исковые требования прокурора Иультинского района удовлетворены, на администрацию городского округа Эгвекинот возложена обязанность произвести строительство мест накопления золошлаковых отходов, образующихся в результате деятельности котельных, расположенных в Чукотском автономном округе, Иультинский район, с. Амгуэма, ул. Магистральная, д. 23; с. Конергино, ул. Октябрьская, д. 8; с. Уэлькаль, ул. Центральная, д. 1; с. Рыркайпий, кадастровый номер N в 200 метрах к востоку от дома N 1 по ул. Строительная, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
12 декабря 2023 года администрацией городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 17 января 2024 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 3 июля 2023 года и принятии по делу нового решения.
В кассационной жалобе администрация городского округа Эгвекинот указывает, что факт загрязнения почвы либо угрозы ее загрязнения отходами, образующимися от деятельности котельных, не доказан, считает, что золошлаковые отходы относятся к V классу опасности, и такие отходы практически не наносят вред окружающей среде, поэтому оснований для удовлетворения требований прокурора не имелось. Обращает внимание, что установленный судом срок для исполнения решения суда является неразумным и необоснованным, определен без учета бюджетных возможностей городского округа, необходимости проведения конкурсных процедур, климатических особенностей.
Административный ответчик, заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно разъяснением, приведенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов. При этом по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
Исходя из данных разъяснений, при проверке законности и обоснованности обжалуемого заявителем в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 3 июля 2023 года, которым оставлено без изменения решение Иультинского районного суда Чукотского автономного округа от 24 марта 2023 года, проверке также подлежит судебный акт суда первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого и ее правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, исходил из того, что вопреки нормам законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства золошлаковые отходы от сжигания угля, образующиеся в результате деятельности муниципальных котельных, расположенных в селах Амгуэма, Конергино, Уэлькаль, Рыркайпий Иультинского района Чукотского автономного округа, накапливаются на необорудованных открытых площадках в отсутствие водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не защищенных от воздействия атмосферных осадков и ветров, и, установив данные обстоятельства, возложил на администрацию городского округа Эгвекинот, как собственника котельных, произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов, образующихся в результате деятельности котельных, в соответствии с требованиями пункта 220 СанПиН 2.1.3684-21.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные требования при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре установлены в пункте 220 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которому временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Вопреки позиции административного ответчика, суды пришли к правильному выводу о том, что установленные требования для накопления отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре подлежат применению, в том числе к отходам V класса опасности, между тем администрацией городского округа Эгвекинот соблюдение указанных требований при эксплуатации котельных не обеспечено.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, золошлаковые смеси от сжигания углей в зависимости от их состава и степени негативного воздействия на окружающую среду могут быть отнесены к IV или V классам опасности.
Со стороны администрации городского округа Эгвекинот не представлены доказательства отнесения золошлаковых отходов от сжигания угля, образующихся в результате деятельности муниципальных котельных, расположенных в селах Амгуэма, Конергино, Уэлькаль, Рыркайпий Иультинского района Чукотского автономного округа, к определенному классу опасности в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядком паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1026, в случае, если золошлаковые отходы на основании данных об их составе, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду относятся к IV классу опасности, а также в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года N 792, и Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года N 49.
При таких обстоятельствах суд обоснованно возложил на администрацию городского округа Эгвекинот обязанность организовать площадки для хранения золошлаковых отходов, соответствующие установленным санитарным требованиям.
Ссылка административного ответчика в кассационной жалобе на то, что установленный судом срок исполнения возложенной обязанности (24 месяца) является неразумным, не может быть принята во внимание, поскольку судом в полной мере учтены все обстоятельства, влияющие на надлежащее исполнение требований судебного акта.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы административного ответчика выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и охраняемых законом интересов органа местного самоуправления, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иультинского районного суда Чукотского автономного округа от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Чукотского автономного округа от 3 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Эгвекинот Чукотского автономного округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.