Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Соколова Л.В., рассмотрела кассационную жалобу представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Марковой Н.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2023 года об отказе в процессуальном правопреемстве по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
решением Центрального районного суда г..Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 24 августа 2021 года удовлетворены административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о возложении обязанности. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда по данному административному делу в законную силу провести установку детских игровых и спортивных площадок, игрового и спортивного оборудования на территории военного городка N28, расположенного в п.Тейсин Амурского района Хабаровского края, в соответствии с требованиями Национального стандарта ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок", ГОСТ 52301-2013 "Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", СП 42.13330 "СНиП (дата)-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", СанПиН 2.2.1/2.(дата)-01 "Гигиенические требования в инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N1662-р и с учетом нормативных параметров безопасности: для детей преддошкольного возраста - выполнить установку спортивного бума, перехода, качалки на пружинах; для детей дошкольного возраста - выполнить установку шведской стенки, гимнастической стенки, низкого турника, мишени для бросания мячей, кольцеброса; для детей школьного возраста - выполнить установку тренажеров для выполнения силовых упражнений в висе, спортивного комплекса, физкультурного комплекса, игрового оборудования - теннисного стола, спортивного комплекса, отдельно стоящих силовых тренажоров, брусьев.
На ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России обязанность возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда по данному административному делу в законную силу выполнить следующие мероприятия: разместить обязательные информационные таблички или доски, содержащие: правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения управляющей организации о неисправности и поломке оборудования; выполнить покраску металлических конструкций детского оборудования; удаление следов коррозии с металлических конструкций детского оборудования; удаление выступающих элементов с острыми концами и кромками детского оборудования; удаление выступающих концов болтовых соединений качелей; закрепление каркаса качелей; ремонт крепления подвесных качелей; установку крыш песочниц; оборудование детских игровых и спортивных площадок ударопоглащающим покрытием, расположенных возле домов N1-4 по ул. Карбышева в п.Тейсин Амурского района.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 декабря 2021 года решение Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 24 августа 2021 года отменено в части удовлетворения заявленных исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности и принято в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности. В остальной части решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 24 августа 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 апреля 2022 года решение Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 24 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 декабря 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в суд с заявлением, в котором просило произвести замену ответчика по административному делу N 2а-2139/2021 с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России.
В обоснование заявления ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ссылается на то, что на данный момент исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не является управляющей компанией многоквартирных домов, расположенных по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п.Тейсин, ул.Карбышева в связи с принятием собственником решения о расторжении договора управления N3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года и внесением изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. В целях перехода к единой системе управления жилым фондом было создано ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России. Приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России N 2156 от 13 июля 2021 года, N 2783 от 21 сентября 2021 года, N 3460 от 12 ноября 2021 года многоквартирные дома, расположенные по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п.Тейсин, ул.Карбышева переданы в управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России. Решение Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 24 августа 2021 года не может быть исполнено способом в нем установленным, по причине передачи дома в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России и наделения его функциями по предмету исполнения решения суда.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 7 сентября 2023 года заявление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России удовлетворено. Заменен должник ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по настоящему административному делу на его правопреемника ФГАУ "Росжилкомплекс".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2023 года определение Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 7 сентября 2023 года отменено, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отказано в удовлетворении ходатайства о процессуальном правопреемстве.
24 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Марковой Н.А, поданная 11 января 2024 года через Центральный районный суд г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе определения суда первой инстанции.
В доводах кассационной жалобы заявитель сослался на то, что при рассмотрении заявления судом апелляционной инстанции не учтено, что у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отсутствует лицензия на вид деятельности как управление многоквартирными домами, в связи с чем, отсутствует возможность исполнить решение суда. Поскольку в настоящее время спорный объект передан в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России, считает, что по настоящему делу должно быть произведено процессуальное правопреемство с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России.
На основании статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России рассмотрена единолично судьей без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Отказывая в удовлетворении заявления о замене ответчика по административному делу, суд апелляционной инстанции указал, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлено доказательств отсутствия у учреждения возможности исполнить решение суда, и пришел к выводу о том, что факт передачи домов, расположенных по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п.Тейсин, ул.Карбышева в оперативное управление ФГАУ Росжилкомплекс" Минобороны России не является исключительным обстоятельством для изменения способа и порядка исполнения решения суда.
Кассационная инстанция с выводами суда апелляционной инстанции соглашается.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 24 августа 2021 года удовлетворены административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о возложении обязанности.
До настоящего времени решение Центрального районного суда г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от 24 августа 2021 года не исполнено, исполнительный лист не выдавался, исполнительное производство не возбуждалось.
На основании единоличного решения N 36 от 2 ноября 2021 года Министерства обороны РФ в лице начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ Юрчик В.Д. принято решение о расторжении договора управления многоквартирными домами от 26 сентября 2017 года N3-УЖФ/ВВО-1.
Приказами директора Департамента военного имущества Минобороны России N2156 от 13 июля 2021 года, N2783 от 21 сентября 2021 года, N3460 от 12 ноября 2021 года многоквартирные дома, расположенные по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п.Тейсин, ул.Карбышева, переданы в управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России, что подтверждается актами приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от 26 июля 2021 года, 21 сентября 2021 года, 12 ноября 2021 года.
В реестр лицензий по управлению многоквартирными домами внесены изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в том числе о жилых домах, расположенных по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п.Тейсин, ул.Карбышева.
Прекращение у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России полномочий по управлению и содержанию общего имущества специализированного жилищного фонда Минобороны Российской Федерации, в том числе, многоквартирными домами, расположенными по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п.Тейсин, ул.Карбышева, не свидетельствует о наличии оснований для процессуального правопреемства.
Согласно части 1 статьи 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", что при применении частей 1, 2 статьи 44 КАС РФ следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (статьи 308, 326, 340, 351 КАС РФ).
На стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статья 363 КАС РФ).
Исходя из приведенных законоположений и разъяснений, вопрос о правопреемстве подлежит разрешению, если дело рассматривается по существу, или в апелляционном, кассационном порядке, или в связи с новыми, вновь открывшимися обстоятельствами, или в рамках исполнительного производства.
Между тем в материалах административного дела не имеется сведений, подтверждающих перечисленные обстоятельства, что свидетельствует об отсутствии оснований для правопреемства.
Обжалуемое судебное постановление отвечает требованиям законности и обоснованности, выводы суда апелляционной инстанции основаны на обстоятельствах, установленных по делу.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии, подлежит оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для его отмены или изменения в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Марковой Н.А. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу определения суда первой инстанции.
Судья Л.В.Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.