Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Рукавишникова Е.А, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-631/2023 по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года N 439/66 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области", от 25 мая 2023 года N 81/27 "О пересмотре на 2023 год тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области", с апелляционной жалобой Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 4 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Рукавишникова Е.А, пояснения представителя административного ответчика Региональной энергетической комиссии Омской области - Яжемчук Л.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
муниципальное унитарное предприятие "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области (далее также - МУП "СКБУ", регулируемая организация, предприятие) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области, в котором просило признать недействующими в полном объеме со дня принятия:
- приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года N 439/66 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омкой области";
- приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 мая 2023 года N 81/27 "О пересмотре на 2023 года тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омкой области".
В обоснование требований административного иска указано на несоответствие вышеуказанных приказов законодательству в сфере тарифного регулирования, нарушение прав и законных интересов предприятия. По мнению административного истца, тарифным органом при установлении тарифов неверно определен объем транспортируемой воды, кроме того, не учтены в полном объеме подтвержденные документально экономически обоснованные расходы общества на текущий ремонт бесхозяйных сетей водоснабжения, что привело к уменьшению размера тарифа.
Решением Омского областного суда от 4 октября 2023 года административное исковое заявление МУП "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области удовлетворено в части. Признан недействующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года N 439/66 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омкой области" в части:
- пункт 1;
- пункт 7 приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года N 439/66 "Производственная программа в сфере водоотведения муниципального унитарного предприятия Специализированный Комбинат бытовых услуг Омского района Омской области";
Признан недействующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 мая 2023 года N 81/27 "О пересмотре на 2023 года тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омкой области" в части:
- пункт 1 приказа, приложение N 1 к приказу "Тариф на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг Омского района Омской области" на 2023 год";
- пункт 2 приказа, приложение N 2 "Тариф на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области" на 2023 год" в объемах организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы водоснабжения" к приказу;
- пункт 7 приложения N 3 "Производственная программа в сфере водоотведения муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области" на 2023 год" к приказу.
Дополнительным решением Омского областного суда от 1 ноября 2023 года признан недействующим со дня принятия приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года N 439/66 в части приложения N 2 "Тариф на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области на 2023 год" в объемах организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы водоснабжения" к приказу.
Не согласившись с решением суда, представитель Региональной энергетической комиссии Омской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В апелляционной жалобе оспаривает выводы суда о том, что органом регулирования тарифов неправомерно исключены расходы на текущий ремонт бесхозяйных сетей и снижены расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения.
Указывает, что административным истцом в материалы дела было представлено распоряжение администрации Омского муниципального района Омской области от 29 сентября 2022 года N Р-21/ОМС-1203 "О внесении изменений в распоряжение Администрации Омского муниципального района Омской области от 13 октября 2021 года N Р-21/ОМС-1273 "О передаче во временную эксплуатацию бесхозяйных объектов недвижимости". В материалы тарифного дела по установлению тарифа на питьевую воду на 2023 год вышеназванное распоряжение не предоставлялось, в связи с чем, по мнению апеллянта, у органа тарифного регулирования отсутствовала возможность оценить как основание владения административным истцом бесхозяйными объектами, так и сам объем переданных объектов. Данному обстоятельству судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка.
Ссылаясь на пункты 24, 51 Основ ценообразования полагает, что в материалы тарифного дела не были представлены обосновывающие документы по статьям затрат "Расходы на текущий ремонт бесхозяйных сетей", "Расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения", что делает невозможным проведение РЭК Омской области экономической и технической экспертизы, в связи с чем заявленные заявителем расходы не были приняты в тариф.
Автор жалобы обращает внимание, что в связи с техническим сбоем в программном обеспечении ГИС "Тариф" у РЭК Омской области отсутствовала реальная возможность как по предоставлению в суд тарифного дела по установлению тарифа на 2023 год для регулируемой организации, так и по проверке соответствия представленных в материалы дела административным истцом документов с указанным тарифным делом.
Полагает необходимым исследовать материалы тарифного дела в оспариваемой части для вынесения обоснованного решения, и, как следствие, для установления тарифа с учетом включения всех экономически обоснованных расходов заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Региональной энергетической комиссии Омской области - Яжемчук Л.В, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи на базе Омского областного суда доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлева О.В. находила апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено при настоящей явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 года N 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее - Методические указания).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пункту 1, подпунктам 1, 2 пункта 13.1 Положения о РЭК Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 02 ноября 2011 года N 212-п, РЭК Омской области является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области. К полномочиям РЭК Омской области относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и утверждение инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 ноября 2022 года N 439/66 "Об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области" установлен тариф на 2023 год на питьевую воду для потребителей МУП "СКБУ" в размере 59, 87 руб./куб.м (без НДС) для всех категорий потребителей (п. 1); указанный тариф введен в действие с 1 декабря 2022 года (п. 2); утверждена производственная программа предприятия (приложение к приказу) (далее - приказ N 439/66).
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 ноября 2022 года, номер опубликования 5501202211290008.
Приказом РЭК Омской области от 28 февраля 2023 года N 39/9 в приказ N 439/66 внесены изменения, нормативный правовой акт дополнен приложением N 2, согласно которому определен тариф на питьевую воду для потребителей МУП "СКБУ" на 2023 год в объемах организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения - ООО "НД СЕТИ" (далее - приказ N 39/9).
Приказом РЭК Омской области от 25 мая 2023 года N 87/27 "О пересмотре на 2023 год тарифа на питьевую воду для потребителей муниципального унитарного предприятия "Специализированный Комбинат бытовых услуг" Омского района Омской области" установлен с момента вступления настоящего приказа в законную силу по 31 декабря 2023 года тариф на питьевую воду для потребителей МУП "СКБУ" в размере 67, 81 руб./куб.м (с учетом НДС) для населения, в размере 56, 51 руб./куб.м для прочих потребителей (без учета НДС) (п. 1, приложение N 1); установлен и веден в действие тариф на питьевую воду в объемах организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения - ООО "НД СЕТИ" согласно приложению N 2 к приказу (п.2); утверждена производственная программа предприятия (приложение N3 к приказу) (п. 3); приказ N 439/66 признан утратившим силу (п. 4) (далее - приказ N 81/27).
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 мая 2023 года, номер опубликования 5501202305300001.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в установленном порядке опубликованы и по этим основаниям не обжалуются.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что исключение из необходимой валовой выручки на 2023 год расходов на обслуживание бесхозяйных сетей в полном объеме не основано на положениях тарифного законодательства.
В силу положений части 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 28 и подпункта "е" пункта 65 Основ ценообразования, расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 49 Методических указаний расходы на обслуживание бесхозяйных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией в размере, определенном органом регулирования тарифов исходя из стоимости мероприятий по реконструкции и модернизации, текущему и капитальному ремонту таких сетей, включаются в состав неподконтрольных расходов.
Как правильно установлено судом, МУП "СКБУ" в орган регулирования были представлены документы, подтверждающие владение бесхозяйными сетями и необходимость их содержания, соответственно тарифным органом необходимо было дать анализ представленным материалам и установить экономически обоснованный размер таких расходов.
Доводы апеллянта о том, что в материалы тарифного дела не было представлено распоряжение администрации Омского муниципального района Омской области от 29 сентября 2022 года N Р-21/ОМС-1203 "О внесении изменений в распоряжение Администрации Омского муниципального района Омской области от 13 октября 2021 года N Р-21/ОМС-1273 "О передаче во временную эксплуатацию бесхозяйных объектов недвижимости", которым уменьшилось количество бесхозяйного имущества, переданного на обслуживание административному истцу, выводы суда не опровергают и не могут служить обоснованием для полного исключения данных расходов, учитывая, что предприятием были представлены доказательства владения данными сетями (договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 1 октября 2022 года, распоряжение администрации Омского муниципального района Омской области от 13 октября 2021 года N Р-21/ОМС-1273 "О передаче во временную эксплуатацию бесхозяйных объектов недвижимости"), а также необходимости их обслуживания (сводная ведомость материалов на текущий ремонт, локальные сметные расчеты, планы предупредительных работ, дефектные ведомости, смета расходов на питьевую воду согласно приложению N 2 к Методическим указаниям, в том числе с выделением расходов на ремонт бесхозяйных сетей).
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда в части необоснованного снижения расходов МУП "СКБУ" на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования, пунктам 15, 23, 24 Методических указаний в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Вместе с тем, РЭК Омской области включены в необходимую валовую выручку расходы на текущий ремонт систем водоснабжения не в полном размере в связи с принятием в расчет только расходов на аварийное обслуживание исходя из фактических затрат предприятия за январь - август 2022 года в перерасчете на год с применением индекса-дефлятора на 2023 год в размере 105, 5%, тогда как Предприятием были представлены обосновывающие документы, а органом регулирования отклонены заявленные расходы без указания конкретных причин и ссылок на правовые нормы.
Таким образом, как верно указано судом, исключение из расчета тарифов расходов на текущий ремонт (кроме аварийного) лишает Предприятие возможности проводить планово-предупредительный ремонт в течение регулируемого периода, учитывая, что нуждаемость в проведении такого ремонта МУП "СКБУ" подтверждена надлежащими доказательствами: производственной программой в сфере питьевого водоснабжения, сводной ведомостью материалов на текущий ремонт, локальными сметными расчетами, планами предупредительных работ, дефектными ведомостями на текущий ремонт, материалами по обоснованию стоимости ремонтных работ, перечнем ликвидированных аварий и повреждений на сетях водопровода поселений Омского района в 2021 году.
Довод апелляционной жалобы о том, что в связи с техническим сбоем в программном обеспечении ГИС "Тариф" административным ответчиком в дело не были представлены материалы тарифного дела, основанием для отмены решения суда не является, поскольку копии тех документов, на основании которых суд рассмотрел дело и постановилобжалуемое решение, соответствуют представленным в суд апелляционной инстанции материалам тарифного дела.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного истца в части неправильного расчета РЭК Омской области объема транспортируемой воды. Данный вывод суда подробно мотивирован и подтвержден имеющимися доказательствами, соответствует нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Омского областного суда имелись правовые основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов недействующими, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Омского областного суда от 4 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба, представление через Омский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.