Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Войтко С.Н, Бутырина А.В, при секретаре Дайс А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-360/2023 по административному исковому заявлению Смолярова Олега Юрьевича о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27 января 2022 года N 539 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 года N 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" с апелляционной жалобой Смолярова О.Ю, апелляционным представлением прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 14 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бутырина А.В, пояснения представителя административного истца Ермоленко Н.С, представителя прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, возражения представителя административного ответчика Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа Арышевой Д.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
27 января 2022 года Советом народных депутатов Кемеровского муниципального округа принято решение N 539 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 года N 498 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" (далее также - Решение N 539), пунктом 1 которого внесены изменения в статью 39 "Градостроительные регламенты зоны инженерной и транспортной инфраструктуры" (территориальная зона ИТ1), условно разрешенным видом использования земельного участка предусмотрены "магазины" путем изложения в редакции согласно приложению N1.
Смоляров О.Ю. с учетом уточнения заявленных требований и письменных дополнений обратился в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия Решения N 539 в приведенной выше части.
Требования мотивированы тем, что предшествующий принятию оспариваемого нормативного правового акта опубликованный проект внесения изменений в статью 39 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" (далее также - Правила) не предусматривал условно разрешенный вид использования - "магазины", на этапе проведения публичных слушаний указанный вопрос не был предметом обсуждения, чем нарушены права истца как жителя муниципального образования на участие в принятии решений и учет мнения по вопросам, затрагивающим условия проживания и жизнедеятельности. Добавление условно разрешенного вида использования "магазины" позволило строительство указанного объекта и последующее введение его в эксплуатацию, что непосредственно нарушило и в последующем будет нарушать права истца на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду.
Определением Кемеровского областного суда от 29 июня 2023 года производство по административному делу прекращено, на основании части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2023 года отменено определение от 29 июня 2023 года, административное дело направлено в Кемеровский областной суд для рассмотрения по существу.
Решением Кемеровского областного суда от 14 ноября 2023 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
На решение поданы апелляционная жалоба Смолярова О.Ю, апелляционное представление прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса.
В апелляционной жалобе Смоляров О.Ю. просит решение суда отменить полностью, принять по административному делу новое решение о признании недействующим со дня принятия пункта 1 решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27 января 2022 года N 539 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 года N 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение", в части включения в градостроительный регламент ИТ1 условно разрешенного вида использования - "магазины".
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что в силу положений статьи 1, статьи 34, пункта 8 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации включение в градостроительный регламент территориальной зоны ИТ1 вида разрешенного использования "магазины" противоречит комплексному устойчивому развитию территорий в зависимости от их градостроительного предназначения.
Апеллянт не согласен с выводом суда о соблюдении порядка принятия Правил при корректировке проекта изменений после публичных слушаний со ссылкой на рекомендательный характер заключения о результатах публичных слушаний. Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, сам факт непроведения публичных слушаний по вопросу включения в градостроительный регламент территориальной зоны ИТ1 вида разрешенного использования "магазины" является достаточным подтверждением нарушения прав и законных интересов истца, в то время как принятие Правил без проведения публичных слушаний является существенным нарушением, не влекущим правовых последствий.
Обращает внимание на факт выдачи двух разрешений на строительство магазинов ООО ПКФ "Мария-ра" в качестве обоснования нарушения прав истца, восстановление которых возможно при признании нормативного акта недействующим в части с момента его принятия.
Апелляционное представление прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса содержит указание на нарушение положений Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно процедуры принятия нормативного правового акта, предусматривающей проведение публичных слушаний, в связи с чем выражено несогласие с выводом суда об отсутствии нарушений такой процедуры при установлении градостроительным регламентом территориальной зоны ИТ1 условно разрешенного вида использования "магазины", учете фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства. Отмечено отсутствие в опубликованном проекте, рассмотренном на публичных слушаниях, условно разрешенного вида использования "магазины" для спорной территориальной зоны. Мотивы, по которым скорректирован предлагаемый к обсуждению проект изменений в Правила ответчиком в ходе рассмотрения дела не приведены.
Не имеют правового значения выводы суда о том, что до внесения изменений оспариваемым в части нормативным правовым актом в Правила спорный земельный участок располагался в территориальной зоне общественно-делового назначения О1, среди основных видов разрешенного использования которого предусматривался "магазины".
Представляя на публичные слушания проект изменений с территориальной зоны О1 на ИТ1 без указания в условно разрешенных видах использования "магазины" орган местного самоуправления действовал недобросовестно, нарушив права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе административного истца, на благоприятные условия жизнедеятельности.
Несмотря на то, что оспариваемое Решение N 539 признано утратившим силу при принятии последующего решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 27 апреля 2023 года N 804, суд первой инстанции должен был руководствоваться разъяснениями, содержащимися в пунктах 29, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", в силу которых акты, имеющие нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке, а установив данные нарушения, суд должен был принять решение о признании оспариваемого нормативного акта недействующим полностью, как не имеющего юридической силы с момента его принятия.
Относительно доводов апелляционной жалобы Смолярова О.Ю. прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса представлены возражения.
В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю. поддержала доводы апелляционного представления, представитель административного истца Ермоленко Н.С, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи на базе Кемеровского областного суда, доводы апелляционной жалобы также поддержала в полном объёме.
Представитель административного ответчика Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа Арышева Д.В, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи на базе Кемеровского областного суда, просила решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционного представления и апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с положениями пунктов пункты 6, 7, 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Пунктом 18 статьи 27 Устава муниципального образования "Кемеровский муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса", принятым решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 29 января 2020 года N 68 (имеется в общем доступе), к компетенции и полномочиям Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа отнесен вопрос установления правил землепользования и застройки территории муниципального округа.
Согласно части 1 статьи 60 Устава одним из официальных источников опубликованием муниципальных правовых актов, является периодическое печатное издание, распространяемое на территории Кемеровского муниципального округа - газета "Заря".
Судом установлено, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, надлежащим образом доведен до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Из части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Смоляров О.Ю, как житель поселка Металлплощадка Кемеровского района Кемеровской области, обратился в суд с административным иском, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры - без проведения публичных слушаний в территориальную зону ИТ1 был включен условно разрешенный вид использования "магазины", чем было нарушено право административного истца на участие в градостроительной деятельности, на благоприятную окружающую среду, поскольку, следствием принятия Решения N 539 явилась выдача разрешений на строительство магазина.
Проведенной прокуратурой Кемеровского района проверкой установлен факт нарушения требований градостроительного законодательства, внесено представление в адрес администрации Кемеровского муниципального округа, которое было рассмотрено и удовлетворено, были приняты меры по устранению выявленных нарушений. По результатам проведения 21 марта 2023 года публичных слушаний по проекту решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 года N 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение", в ходе которых учтены замечания и предложения жителей поселка Металлплощадка, комиссия пришла к выводу о целесообразности учета предложения о невозможности разрешенного использования "магазины", "склады" в территориальной зоне ИТ1.
Решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27 апреля 2023 года N 804 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 N 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" (далее также - решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27 апреля 2023 года N 804) пункт 1 решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27 января 2022 года N 539 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 N 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" признан утратившим силу.
Судом также установлено, что в настоящее время градостроительный регламент территориальной зоны инженерной и транспортной инфраструктуры (ИТ1) Правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" условно разрешенного вида использования земельного участка "магазины" не содержит.
Вместе с тем, оспариваемая редакция Правил землепользования и застройки допускала размещение в территориальной зоне ИТ1 магазина, в связи с чем 11 октября 2022 года, то есть после принятия и в период действия оспариваемого нормативного акта, юридическому лицу было выдано разрешение на строительство магазина на земельном участке, расположенном в указанной территориальной зоне, что указывает на применение утратившей силу редакции к спорным правоотношениям с затрагиванием прав и законных интересов заявителя и сохранением свойств нормативности несмотря на формальное прекращение действия, поскольку в силу части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции сослался на отсутствие нарушений процедуры принятия нормативного правового акта при установлении градостроительным регламентом территориальной зоны ИТ1 условно разрешенного вида использования "магазины", поскольку учтены фактическое использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, вид разрешенного земельного участка с кадастровым номером N "магазины", что не противоречит сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
С указанным выводом суда об отсутствии нарушений процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, влекущих нарушение прав свобод и законных интересов административного истца, судебная коллегия согласиться не может, ввиду следующего.
Как установлено в ходе рассмотрения, 16 декабря 2021 года по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" проведены публичные слушания, о чем составлен протокол.
Вместе с тем из содержания статьи 39 "Градостроительные регламенты зоны инженерной и транспортной инфраструктуры" (территориальная зона ИТ1) опубликованного и размещенного на официальном сайте администрации Кемеровского муниципального округа Решения N 539 следует, что градостроительным регламентом данной территориальной зоны предусмотрен условно разрешенный вид использования земельного участка "магазины", который в ранее опубликованном проекте решения о внесении изменений отсутствовал.
Выводы суда о том, что до внесения изменений оспариваемым в части нормативным правовым актом в правила землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение", земельный участок с кадастровым номером N располагался в территориальной зоне общественно - делового назначения Ol, среди основных видов разрешенного использования которого, предусматривался "магазины", не имеют правового значения при оценке соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта.
Действительно, решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 31 августа 2021 года N 444 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29.09.2015 N 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" определена территориальная зона Ol - зона общественно-делового назначения, в которой располагался, в том числе земельный участок с кадастровым номером N.
Однако, представляя на публичные слушания проект изменений территориальной зоны О1 на территориальную зону ИТ1, в которой не предусмотрено в качестве основного, условно разрешенного, вспомогательного видов разрешенного использования "магазины", а в последующем принимая иной нормативный правовой акт об исключении вида использования "магазины" из условно-разрешенного вида использования территориальной зоны ИТ1, орган местного самоуправления действовал недобросовестно, чем нарушил права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе административного истца на благоприятные условия жизнедеятельности.
Из анализа положений статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" публичные слушания как одна из форм участия населения в местном самоуправления призваны к выявлению мнения населения и доведению данного мнения до представительного органа местного самоуправления.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагая сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений и анализа приведенных норм градостроительного законодательства следует вывод, что изменения в генеральный план, правила землепользования и застройки подлежат доработке в той части, в которой на публичных слушаниях или в заключении о результатах публичных слушаний высказаны предложения, замечания по проекту изменений в генеральный план, правила землепользования и застройки.
Однако, в нарушение приведенных положений изменения, предусматривающие добавление условно-разрешенного вида использования "магазины" в условно-разрешенные виды использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне ИТ1, предметом обсуждения на публичных слушаниях не являлись, публичные слушания по указанным изменениям не проводились.
Частью 3.3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключение из общего порядка предусматривает возможность непроведения публичных слушаний лишь для однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Вместе с тем в рассматриваемом случае указанная норма не применима, поскольку речь идет не об изменении, а об установлении условно разрешенного вида использования земельного участка для территориальной зоны ИТ1.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым учитывать принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, что следует из положений ч.3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого нормативного акта земельный участок с кадастровым номером N находился в функциональной зоне ИЗ - "Иные зоны", описание функционального назначения которой отсутствовало, что установлено решением Кемеровского областного суда по делу N 3а-320/2023 по административному исковому заявлению Смолярова О.Ю. о признании недействующим в части решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 29 ноября 2010 года N474 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Суховское сельское поселение". Приведенные обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии определения назначения функциональной зоны в генеральном плане, являющемся первичным документом, также указывают на нарушение прав административного истца в связи с нарушениями при установлении градостроительных ограничений, предусмотренных при установлении территориальной зоны ИТ1, градостроительный регламент которой не предусматривает вида разрешенного использования "магазины".
Кроме того, впоследствии при принятии решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27 апреля 2023 года N 804, которым признано утратившим силу Решение N 539, органом местного самоуправления учитывалось коллективное мнение участников публичных слушаний, в том числе Смолярова О.Ю, в связи с чем, условно разрешенный вид использования "магазины" исключен из условно-разрешенного вида использования территориальной зоны ИТ1.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 29, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", акты, имеющие нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушения процедуры публичных слушаний при принятии оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам административного дела, что в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения Кемеровского областного суда от 14 ноября 2023 года в данной части и вынесения нового решения о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим в соответствующей части.
Поскольку имеет место существенное нарушение порядка принятия решения Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27 января 2022 года N 539 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 года N 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение", в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим только в оспариваемой части, в связи с нарушением порядка принятия нормативного акта в этой части и исходя из пределов заявленных исковых требований, с момента принятия, как не имеющий юридической силы, учитывая вышеприведенные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 14 ноября 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать недействующим с даты принятия решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального округа от 27 января 2022 года N 539 "О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 29 сентября 2015 года N 498 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" в части пункта 1 о включении в статью 39 "Градостроительные регламенты зоны инженерной и транспортной инфраструктуры" приложения N 1 условно разрешенного вида использования - "Магазины".
Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в печатном издании газете "Заря", электронном бюллетене администрации Кемеровского муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://bulleten-akmo.ru в течение одного месяца с даты принятия апелляционного определения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.