Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Циркуновой О.М., судей Смирновой Е.Д., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 13 ноября 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу ФСИН России на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 2 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО9 о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации морального вреда (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) о признании действий по содержанию в распоряжении УФСИН России по Республике Мордовия, бездействия в части несвоевременного рассмотрения заявлений от 30 мая 2022 года, 19 августа 2022 года и 27 сентября 2022 года незаконными, признании решения первого заместителя начальника УИПСУ ФСИН России от 10 апреля 2023 года N незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть поданные заявления, исполнить решение суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу, взыскании компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что с 2015 года содержится в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия, находящейся на расстоянии около 1500 километров от места проживания его семьи: матери, отца, супруги, 5 детей, в связи с чем он не имеет возможности видеться со своими родственниками.
Указывает, что за все время содержания в исправительной колонии виделся с родственниками несколько раз путем осуществления длительных свиданий, краткосрочных свиданий не было, отсутствие возможности поддерживать нормальные отношения с семьей приводит к переживаниям, расстройствам, чувству неполноценности, моральным и нравственным страданиям.
30 мая 2022 года, 19 августа 2022 года обратился во ФСИН России с заявлением о переводе в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства заявителя его семьи, 27 сентября 2022 года его представителем по нотариально удостоверенной доверенности было направлено заявление аналогичного содержания.
Ответом первого заместителя начальника УИПСУ ФСИН России от 10 апреля 2023 года N в удовлетворении заявлений о переводе отказано в связи с осуждением за преступления, предусмотренные статьями 209, 210, 317 УК РФ и отсутствием оснований для перевода, что является нарушением его права на поддержание родственных отношений, уважение семейной жизни.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 2 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2023 года, административные исковые требования ФИО1 удовлетворены, на ФСИН России возложена обязанность повторно рассмотреть заявления о его переводе в иное исправительное учреждение, расположенное ближе к месту жительства его близких родственников, с Федеральной службы исполнения наказания в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.
В кассационной жалобе административным ответчиком ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Осужденные за преступления, предусмотренные статьями 208 - 211, статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы (часть 4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных исковых заявлений осужденных к лишению свободы, оспаривающих их направление в исправительные учреждения, находящиеся за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, судам следует устанавливать наличие возможности (невозможности) на момент направления таких лиц их размещения в имеющихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации исправительных учреждениях необходимого вида (часть 2 статьи 73 УИК РФ).
При разрешении административного дела об оспаривании направления в исправительное учреждение осужденного из числа лиц, указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, суду также надлежит выяснять мотивы выбора административным ответчиком конкретного учреждения, в том числе с точки зрения его расположения.
В силу части 2 статьи 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Порядок перевода осужденных определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 59-ФЗ от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 59-ФЗ, установленный им порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что приговором Северо-Кавказского окружного военного суда от 8 апреля 2014 года, вступившим в законную силу 25 сентября 2014 года, ФИО1 осуждён к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, для отбывания наказания направлен в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Республике Мордовия.
14 мая 2022 года и 19 августа 2022 года ФИО1 обратился в ФСИН России с заявлениями о его переводе в иное исправительное учреждение того же типа, расположенное ближе к месту жительства его родственников.
Ответом первого заместителя начальника УИПСУ ФСИН России от 10 апреля 2023 года N в удовлетворении заявлений отказано в связи с осуждением за преступления, предусмотренные статьями 209, 210 и 317 УК РФ, и отсутствием оснований, препятствующих отбыванию наказания в УФСИН России по Республике Мордовия.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что ФСИН России не представлено доказательств невозможности отбывания ФИО1 наказания по каким-либо уважительным причинам в исправительных учреждениях, расположенных ближе к его месту жительства и месту жительства его близких родственников, а нахождение исправительного учреждения на удаленном расстоянии лишает административного истца возможности поддерживать личные семейные связи.
Учитывая совокупность представленных доказательств, норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения по возмещению неимущественного вреда суд первой инстанции взыскал в пользу административного истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о том, что ФСИН России не нарушала права и законные интересы ФИО1 при определении ему места отбывания наказания, а также о том, что законом предусмотрена возможность заключенных иметь свидания с близкими и родственниками, не зависящая от места нахождения исправительного учреждения, не влекут ее удовлетворение, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные отношения.
Так, ссылки в кассационной жалобе на положения статей 73, 81 УИК РФ административным ответчиком приведены без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания".
Однако из анализа приведенных выше норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральный орган уголовно-исполнительной системы имеет исключительную компетенцию определять исправительное учреждение для содержания осужденных, указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, а также предрешать вопрос об их переводе в другое исправительное учреждение такого же типа, однако такое решение не может быть произвольным и должно приниматься с учетом положений части 1 статьи 73 УИК РФ с целью направления осужденных для отбытия наказания по возможности в исправительные учреждения, расположенные вблизи от места жительства осужденного либо места его осуждения.
При таком положении, как при определении территориальности исправительного учреждения для отбывания ФИО1 уголовного наказания, так и при рассмотрении поданных им заявлений о переводе ФСИН России обязана была проверить наличие возможности направления осужденного в исправительное учреждение, расположенное вблизи от места его жительства или осуждения.
Довод кассационной жалобы о том, что ни одним нормативным правовым актом не установлены сроки рассмотрения, согласования документов по вопросу перевода осужденных в иные исправительные учреждения для дальнейшего отбывания наказания, основанием для отмены состоявшихся судебных актов, постановленных в соответствии с законом, служить не может, поскольку решением на ФСИН России возложена обязанность повторно рассмотреть поданные ФИО1 заявления без указания срока.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены или изменения принятых по делу судебных актов, не содержит, в связи с чем она оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда 2 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий О.М. Циркунова
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.