Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Денисова Ю.А, судей Корпачевой Е.С, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 13 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 августа 2023 года по административному делу N 2а-796/2022 по административному иску ФИО1 к Управе района Бибирево г. Москвы, Префектуре СВАО г. Москвы, Департаменту городского имущества г. Москвы о признании действий незаконными, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения ФИО1, представителя Префектуры СВАО г. Москвы Бирюковой Л.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий Управы района Бибирево г. Москвы, Префектуры СВАО г. Москвы, ДГИ г. Москвы по сносу гаражного бокса.
Требования мотивируя тем, что он является владельцем гаражного бокса, который был демонтирован. Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории СВАО г. Москвы принято решение, согласно которому гаражные боксы размещены на земельном участке без наличия разрешительных документов. Указывает, что о проведении проверки владельцы гаражных боксов не были проинформированы, отсутствовала информация о месте хранения демонтированных объектов, не производилась фиксация находящегося в боксах имущества, которое не было передано на хранение.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 13 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 августа 2023 года, в удовлетворении административных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 января 2024 года, ФИО1 ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение, указывая на то, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемые действия совершены в соответствии с законом в пределах полномочий административных органов, без нарушения прав и свобод административного истца.
Исходя из правовых предписаний, содержащихся в части 2 статьи 10, в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в абзаце 5 части 2 статьи 3.3 Федерального закона 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также в части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Москвы, осуществляют органы исполнительной власти города Москвы.
В силу пункта 2.2. постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2012 года N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", организация работы по выявлению объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является город Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу и (или) перемещению, не включенных в перечень (приложение 2), осуществляется в порядке, установленном приложением 1 к данному постановлению.
Префектура административного округа города Москвы обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения: о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов (пункты 7 - 7.3 Положения о взаимодействии).
Рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства (пункт 2 Приложения 1 к Постановлению N 614-ПП).
В силу пункта 7.5 Положения, Префектура административного округа города Москвы в течение 3 рабочих дней с даты принятия Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов, обеспечивает размещение в средствах массовой информации, на официальных сайтах префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на досках объявлений префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы, а также непосредственно на объектах информации:
о проведении на территории административного округа проверок обоснованности размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и реализуемых мерах по демонтажу незаконно размещенных объектов;
о самостоятельном осуществлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенного объекта на специально организованную для хранения площадку в случае отказа правообладателей объектов в добровольном порядке освободить земельный участок от незаконно размещенного объекта;
о месте и сроке хранения демонтированных или перемещенных объектов (их составных частей), перечне документов, необходимых для возврата правообладателям находящихся на хранении объектов.
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что в случае отказа правообладателя объекта от вывоза товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенном объекте, либо в случае отсутствия правообладателя незаконно размещенного объекта префектура административного округа города Москвы в присутствии официальных представителей управы района города Москвы осуществляет вскрытие незаконно размещенного объекта, фотофиксацию указанного имущества, опечатывает объект, присваивает объекту уникальный номер, идентифицирующий объект на время его хранения, и обеспечивает перемещение объекта на специально организованную для хранения площадку и передачу по акту уполномоченному лицу, осуществляющему хранение.
Как следует из материалов дела, 17 мая 2022 года Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства на территории СВАО г. Москвы в связи с отсутствием оформленных земельно-правовых отношений принято решение о демонтаже металлических боксов в количестве 269 шт, поста охраны и шлагбаума на автостоянке "Зенит-1", расположенной по адресному ориентиру: транспортная развязка в районе пересечения "адрес" и МКАД.
23 мая 2022 года на входной группе автомобильной стоянки размещено уведомление владельцев гаражных боксов об освобождении земельного участка. Информация о принятом Окружной комиссией решении также размещена на официальном сайте Управы района Бибирево г. Москвы.
26 мая 2022 года в адрес Главы управы района Бибирево поступило обращение от председателя автостоянки " "данные изъяты"" о предоставлении срока до 30 мая 2022 года для самостоятельного освобождения земельного участка от незаконно размещенных объектов.
Исходя из анализа собранных по делу доказательств, норм действующего законодательства выводы судов о наличии законных оснований для принятия оспариваемого решения о демонтаже металлических боксов, являются верными, поскольку факт незаконного использования земельного участка был установлен в ходе проведенной проверки; установленная законом процедура принятия решения о демонтаже административным ответчиком была соблюдена.
Оценивая приведенные в административном иске обстоятельства, связанные с административной процедурой предшествующей демонтажу незаконно размещенных объектов, суды указали, что доказательств свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, а также о том, что такие обстоятельства повлекли наступление для него неблагоприятных последствий, не представлено; земельный участок освобожден от гаражей самостоятельно силами их владельцев; вопросы, связанные с причинением материального вреда в порядке административного судопроизводства разрешению не подлежат.
Доводы кассационной жалобы об обратном, по сути, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, о нарушении административными ответчиками законодательства не свидетельствуют; направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Как следует из материалов дела, о времени и месте судебного заседания административный истец был извещен надлежащим образом. Основания для отложения рассмотрения дела у суда первой инстанции отсутствовали, доказательств, свидетельствующих о невозможности участия административного истца в судебном заседании 13 октября 2022 года, представлено не было. Представленная повестка о явке в военный комиссариат на 1 октября 2022 года не подтверждает уважительность причин неявки.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Бутырского районного суда г. Москвы от 13 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.