Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Иванова Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 22 января 2024 года в суд первой инстанции кассационную жалобу администрации г. Рассказово Тамбовской области на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 29 ноября 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области (территориального отдела в г. Рассказово, г. Кирсанове, Рассказовском, Кирсановском, Бондарском, Гавриловском и Уметском районах) о признании незаконным бездействия администрации г. Рассказово Тамбовской области, возложении обязанности по оборудованию контейнерной площадки и специальной площадки (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступившим обращением депутата Тамбовской областной Думы Мачихина Р.Ю. о наличии жалобы жителя г. Рассказово относительно расположенной в непосредственной близости от жилого дома "адрес" контейнерной площадки, не имеющей ограждения и бетонного основания, Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области дано поручение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу в виде санитарно-эпидемиологического обследования на объекте: территория контейнерной площадки в непосредственной близости от жилого дома "адрес" на соответствие требованиям СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" от 5 июля 2023 года N 227.Э.З. расположение контейнеров и бункера у жилого дома "адрес" соответствует пункту 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21;
оборудование контейнерной площадки и специальной площадки (под бункером) не соответствует требованиям пункта 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21;
наличие мусора вокруг контейнера и бункера не соответствует требованиям пункта 9 раздела II СанПиН 2.1.3684-21.
Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области (территориальный отдел в г. Рассказово, г. Кирсанове, Рассказовском, Кирсановском, Бондарском, Гавриловском и Уметском районах), ссылаясь на несоответствие контейнерной площадки требованиям законодательства, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Рассказово Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в несоблюдении санитарно-противоэпидемического законодательства, возложении обязанности устранить нарушение, а именно:
оборудовать контейнерную площадку в соответствии с положением пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, расположенной на территории, прилегающей к дому N по "адрес";
оборудовать специальную площадку (под бункером) в соответствии с положением пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра, расположенную на территории, прилегающей к дому N по "адрес".
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 29 ноября 2023 года, административный иск Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области удовлетворен.
Признано незаконным бездействие администрации г. Рассказово Тамбовской области, выразившееся в несоблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: требований пункта 3 и пункта 9 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" в части оборудования контейнерной площадки и специальной площадки (под бункером) по адресу: "адрес"
На администрацию "адрес" возложена обязанность в срок до 1 февраля 2024 года прекратить указанное нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
Оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: "адрес", в соответствии с положением пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающем предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.
Оборудовать специальную площадку (под бункером), расположенную по адресу: "адрес", в соответствии с положением пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В кассационной жалобе администрации г. Рассказово Тамбовской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Положениями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Установив изложенные выше обстоятельства и оценив их применительно к приведенным выше положениям нормативных правовых актов, суды первой и второй инстанций пришли к правильному и законному выводу о правомерности заявленных требований Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области.
В кассационной жалобе администрации города Рассказово приводятся доводы, которые сводятся к тому, что Роспотребнадзором было проведено контрольное (надзорное) мероприятие с нарушением требований Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", заключающееся в проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, вследствие чего акт обследования и заключение экспертизы "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" не являются допустимыми доказательствами. Указывается, что полномочия главных государственных санитарных врачей по обращению с исками в суд не могут противопоставляться обязанностям по надлежащей организации и проведению контрольных (надзорных) мероприятий и оформлению их результатов.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия не находит их заслуживающими внимания.
В соответствии со статьей 56 Закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах) (часть 1).
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка (часть 2).
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование (часть 3).
Из содержания имеющихся в материалах настоящего дела поручения Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области поручения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы в виде обследования соответствующей территории от 29 июня 2023 года, акта обследования от 4 июля 2023 года и экспертного заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" от 5 июля 2023 года следует, что Роспотребнадзором было проведено контрольное (надзорное) мероприятие, подпадающее под такой вид, как выездное обследование (л.д. 10, 11, 28).
Статьей 75 Закона N 248-ФЗ предусмотрено, что под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Изложенное свидетельствует о том, что Управлением Роспотребнадзора Тамбовской области организация и проведение соответствующего мероприятия в отношении администрации города были проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Что касается содержащейся в жалобе ссылки на установленный пунктом 3 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий за деятельностью органов местного самоуправления на 2022-2024 годы, то она свидетельствует о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и направлена на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Кассационный суд исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых постановлений судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Рассказово Тамбовской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.А. Иванов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.