Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Иванова Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 23 января 2024 года в суд первой инстанции кассационную жалобу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 2 августа 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО9 о признании незаконными действий и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, выразившихся в непредоставлении положенного по закону питания, необеспечении вещевым довольствием, взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в размере 300 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что приговором Новоусманского районного суда Воронежской области от 10 февраля 2022 года признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктом "б" части 2 статьи 158, пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного Кодекса Российской Федерации, с назначением окончательного наказания по совокупности приговоров в виде 1 года 8 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
После вступления приговора в законную силу по распоряжению ФСИН России был направлен в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области для отбывания оставшегося срока наказания, содержался в указанном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По прибытии в исправительное учреждение был помещен в карантинное помещение, через несколько дней был распределён в отряд N, спальное помещение N, где содержался в ненадлежащих условиях содержания, выразившихся в следующем.
Он проживал в спальном помещении N отряда N еще с 35 осужденными, в связи с чем на каждого приходилось не более 1, 5 кв.м. жилой площади, а с учетом нахождения в камере 35 тумбочек, 35 стульев, 7 одноярусных и 14 двухъярусных кроватей - еще меньше, что не соответствует установленной законом нормы в 2 кв.м. на человека.
В учреждении отсутствовало горячее водоснабжение, что создавало неудобства при стирке белья, помывке посуды, умывании, бритье. Поскольку у него имеется ряд тяжелых и хронических заболеваний, переохлаждение ему противопоказано, однако по вине администрации исправительной колонии был вынужден до ноября месяца ходить в сланцах. По прибытии в колонию не был обеспечен вещевым довольствием в полном объёме, ему не были выданы ботинки, в холодную и дождливую погоду приходилось ходить с мокрыми ногами, что являлось причиной его переохлаждения и болезней. Несмотря на переход с летней на зимнюю форму одежды 15 октября, зимнюю шапку получил в ноябре и целый месяц был вынужден ходить в летней фуражке и мёрзнуть, также был выдан только один комплект тёплого нательного белья, вместо положенных двух.
ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области его транспортировали в Тамбовскую областную клиническую больницу для обследования, вследствие чего вынуждено пропускал завтрак и обед, оставался голодным, несмотря на отсутствие в колонии более 6 часов не обеспечивался индивидуальным рационом питания.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на лечении в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России с онкологическим заболеванием, ДД.ММ.ГГГГ в условиях Тамбовской областной клинической больницы ему была произведена операция по удалению правового легкого, ДД.ММ.ГГГГ после выписки из больницы доставлен в исправительную колонию. Поскольку операция была серьезной, врачами были даны следующие рекомендации: освобождение от физической зарядки в течение 1 месяца, жесткая постель (щит) и избежание переохлаждения. В октябре врачом хирургом из больницы указанные рекомендации были продлены еще на 3 месяца, однако в нарушение рекомендаций шапку ему выдали только в ноябре, щит на его кровать не был установлен, в связи с чем он был вынужден спать на мягкой кровати, доставляющей ему боли, а место для сна было определено на верхнем ярусе кровати.
Указанные условия содержания вызывали у него чувства неполноценности, унижения и страдания, нарушали его конституционные права, а должностными лицами исправительной колонии были грубо нарушены требования законодательства Российской Федерации.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 2 августа 2023 года, административные исковые требования ФИО1 удовлетворены.
С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившееся в не обеспечении индивидуальным рационом питания ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и необеспечении обувью в размере 5000 рублей.
В кассационной жалобе административными ответчиками ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацам 1, 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В силу частей 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Главой 13 УИК РФ предусмотрены условия отбывания наказания в исправительных учреждениях, в соответствии с которыми норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров (часть 1 статьи 99 УИК РФ).
Статьей 99 УИК РФ также предусмотрено материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы.
На основании части 1 статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 УИК РФ).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по приговору Новоусманского районного суда Воронежской области от 10 февраля 2022 года ФИО4 отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выписного эпикриза из истории болезни N суд установилнахождение ФИО1 на стационарном лечении в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на стационарном лечении в хирургическом отделении ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко", ДД.ММ.ГГГГ проведение операции - удаление новообразования легкого, выписку с рекомендациями: "жесткая постель - "щит", освобождение от занятий физической культуры в течение 1 месяца, избегать переохлаждений и загазованности, симптоматическая терапия по показаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Тамбовскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Тамбовской области по вопросу нарушения его прав на материально-бытовое обеспечение.
В ходе проведения проверки было установлено, что по прибытии в исправительное учреждение в нарушение требований действующего законодательства ему не была выдана обувь (ботинки) в связи с отсутствием в учреждении.
Также было установлено убытие ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 6 часов 45 минут в областную больницу г. Тамбова, прибытие в расположение колонии 31 мая 2022 года в 15 часов 00 минут, убытие ДД.ММ.ГГГГ в 7 часов 30 минут в областную больницу, прибытие в колонию в 16 часов 30 минут.
В связи с отсутствием в исправительной колонии более 6 часов и необеспечением индивидуальным рационом питания прокуратурой было установлено нарушение требований приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N696 "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", в связи с чем начальнику ФКУ ИК-8 УФСИН ФИО2 по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
В ответе на указанное представление начальником ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области сообщено, что осужденный ФИО4 убывал внеплановым этапом в областную больницу г. Тамбова 31 мая 2022 года и 5 июля 2022 года. Завтрак в дни этапов административный истец получал согласно распорядку дня, установленного в исправительном учреждении, а так как осужденный этапировался в медицинское учреждение для консультации врача на период, не превышающий 6 часов, и администрация учреждения не располагала информацией о времени его фактического пребывания в медицинском учреждении, индивидуальный рацион питания ему не выдавался.
Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции установилполучение ФИО1 телогрейки и зимних сапог ДД.ММ.ГГГГ, а не по прибытии в исправительное учреждение, получение зимней шапки, ботинок комбинированных ДД.ММ.ГГГГ, в то время, когда приказ врио начальника N260 "О переходе осужденных на ношение зимней формы одежды" издан ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем доводы административного истца о несвоевременном получении им обуви (ботинок), зимней шапки нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Требования в части необеспечения питанием были удовлетворены в связи с непредставлением доказательств обеспечения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным питанием при перемещении из исправительной колонии в областную больницу с пребыванием в пути более шести часов.
Размер взысканной в пользу ФИО1, равный 5000 рублей, определен судом первой инстанции с учетом длительности нарушения, а также отсутствием сведений о причинении негативных последствий его правам.
Иные доводы, изложенные ФИО1 в административном исковом заявлении, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем были отклонены судом.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе административными ответчиками приводятся доводы о неисследовании судами негативных последствий для административного истца в результате выявленных нарушений, поскольку фактически ФИО4 имел вещевое имущество, что подтверждается показаниями свидетелей и представленными в дело актами проведения строевых смотров.
Считают, что нормы части 4 статьи 76 УИК РФ, пункта 130 Приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696, приведенные в обжалуемых судебных актах, на заявленные правоотношения не распространяются, поскольку нормы действующего законодательства распространяются на осужденных, находящихся в пути более 6 часов, в то время как ФИО4 отсутствовал в самом учреждении свыше указанного срока, а в пути находился меньше указанного времени.
Проверяя доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В момент возникновения спорных правоотношений в исправительных учреждениях действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (утратили силу 16 июля 2022 года в связи с изданием Приказа Минюста России от 4 июля 2022 года N110).
Согласно пункту 29 указанных Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком для исправительного учреждения. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарных требованиям помещениях для приема пищи.
Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктами 41 и 42 Порядка режим питания осужденных определяет количество приемов пищи в течение суток, соблюдение физиологически обоснованных промежутков времени между ними, целесообразное распределение продуктов по приемам пищи, положенных по нормам питания в течение дня, а также прием пищи в строго установленное распорядком дня время. В учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения уголовно-исполнительной системы в распорядке дня.
В силу пункта 91 Порядка пища для осужденных, которые по каким-либо причинам не могут прибыть в столовую, оставляется к установленному времени. Заявки на оставление пищи подаются в столовую дежурным помощником начальника учреждения УИС с указанием времени явки осужденного, подозреваемых и обвиняемых для ее приема.
Пунктом 130 названного нормативного акта предусмотрено, что при конвоировании из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением уголовно-исполнительной системы, расположенным на маршруте конвоирования.
Учитывая, что питание ФИО1 не получалось на протяжении 8 часов 15 минут и 9 часов 31 мая 2022 года и 5 июля 2022 года соответственно, данное обстоятельство свидетельствует о нарушении указанного Порядка организации питания осужденных.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций о возложенной на исправительную колонию обязанности по своевременному питанию осужденных, нарушенной в отношении административного истца, в связи с чем доводы кассационной жалобы в указанной части отклоняются.
Что касается приведенного утверждения о неисследовании судами негативных последствий для административного истца в ходе выявленных нарушений со ссылкой на фактическое наличие у ФИО1 вещевого имущества, подтверждающегося показаниями свидетелей и представленными в дело актами проведения строевых смотров, то данные утверждения являются голословными, опровергнутыми исследованными в ходе рассмотрения доказательствами.
Невыдача административному истцу комбинированных ботинок при поступлении в исправительное учреждение ДД.ММ.ГГГГ установлена на основании представленной в материалы дела справки начальника ОКБИ и ХО ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области от 11 августа 2022 года, получение им ботинок установлено на основании лицевого счета N.
Данные доказательства в материалы дела представлены стороной административного ответчика, установлены в ходе проведения прокуратурой Тамбовской области проверки по поступившему от ФИО1 обращению.
Отсутствие негативных последствий для ФИО1 не является основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку исходя из системной взаимосвязи положений частей 1, 3, 5 статьи 227.1 КАС РФ следует, что компенсация за нарушения условий содержания в исправительном учреждении присуждается независимо от причинения потерпевшей стороне нравственных и физических страданий.
Иных доводов в кассационной жалобе не содержится, обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлены.
Выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба административных ответчиков оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия
определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 17 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 2 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.А. Иванов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 марта 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.