Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Рахманкиной Е.П, судей Смирновой Е.Д, Иванова Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Жарковского района Тверской области на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 11 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 декабря 2023 года по административному делу N 2а-2-70/2023 по административному иску прокурора Жарковского района Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия, заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Рахманкиной Е.П, объяснения представителя прокуратуры ФИО11, возражавшей против доводов жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Жарковского района Тверской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации устранения недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, и возложении обязанности по организации проведения работ по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние.
В обоснование заявленных требований указал, что 16.11.2022 прокуратурой района в адрес Главы Жарковского района Тверской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, которое рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени указанные в нем нарушения не устранены.
Проведенным 02.06.2023 обследованием также установлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог
Муниципальные контракты, предусматривающие работы по устранению вышеуказанных нарушений, администрацией Жарковского района не заключались.
На основании изложенного прокурор просил:
- признать незаконным бездействие администрации Жарковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации устранения недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), пешеходных переходов и дорожных знаков на следующих улицах п. Жарковский Тверской области: по ул. Доватора в районе д. 17а, по ул. Доватора в районе д. 17, по ул. Доватора в районе д. 3, по ул. Доватора в районе д. 6, по ул. Советская в районе д. 33, по ул. Советская от д. 24 до д. 36, по ул. Стадионная, по ул. Советская в районе д. 55, по ул. Стадионная в районе д. 1, по ул. К. Заслонова в районе д. 12, по ул. Октябрьская в районе д. 2, по ул. Октябрьская, ул. Строителей, ул. Меженская, ул. Лесная, ул. Школьная, ул. Коммунальная, ул. Заводская, ул. 2-я Заводская, на мостовом сооружении по ул. Меженская через ручей "Погорелец", по ул. Меженская в районе д. 76, по ул. Школьная на участке от ул. Октябрьская до ул. Полевая, по ул. Доватора в районе д. 17а, д. 9, д. 3, по ул. Советская в районе д. 33, по ул. Октябрьская, ул. Строителей, ул. Меженская, на ул. Октябрьская в районе д. 1, на ул. Заводская в районе д. 6 и приведению их в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, (далее - ГОСТ Р 50597-2017) и ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019);
- возложить на администрацию Жарковского района Тверской обязанность в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по приведению в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019 автомобильных дорог (улиц), пешеходных переходов и дорожных знаков на указанных выше улицах.
Администрация Жарковского района Тверской области также обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Жарковского района Тверской области о признании незаконными действий должностных лиц прокуратуры Жарковского района и решения N 40 от 17.05.2023 о проведении проверки.
В обоснование заявленных требований указала на незаконность проведенной проверки в связи с отсутствием оснований для ее проведения и нарушением срока уведомления Главы района об ее проведении.
Определением суда от 10.08.2023 указанные административные дела объединены в одно производство.
Определением суда от 11.09.2023 производство по делу, в части требований прокурора о возложении на администрацию Жарковского района обязанности по устранению недостатков дорог прекращено, в связи с отказом прокурора от исковых требований в данной части.
Решением Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 11 сентября 2023 года исковые требования прокурора Жарковского района Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворены; в удовлетворении административных исковых требований администрации Жарковского района Тверской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 декабря 2023 года решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 11 сентября 2023 года изменено в части, третий абзац резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "На администрацию Жарковского района Тверской области возложить обязанность в срок до 01.07.2024 организовать проведение следующих работ по приведению автомобильных дорог п. Жарковский Тверской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", ГОСТ Р 52290-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования":
устранение занижения обочины на ул. Доватора в районе д. 6 в соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля";
нанесение дорожной горизонтальной разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, по ул. Стадионная в соответствии с пунктом 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля";
установку дорожного знака 6.11 "Наименование объекта" на мостовом сооружении по ул. Меженская через ручей "Погорелец" в соответствии с пунктом 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и пунктом 4.2 ГОСТ Р 52290-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования".
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 февраля 2024 года, заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении требований администрации Жарковского района Тверской области.
Прокуратурой Тверской области поданы возражения на кассационную жалобу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Таких нарушений судами допущено не было.
Из материалов дела следует и судами установлено, в ходе обследования, проведенного прокуратурой Жарковского района совместно с ОГИБДД МО МВД России "Западнодвинский" выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), дорожных переходов и дорожных знаков, в целях устранения которых ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес Главы Жарковского района Тверской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, которое рассмотрено и удовлетворено, указанные в нем нарушения не устранены.
В соответствии с планом работы прокуратуры Жарковского района на первое полугодие 2023 года ДД.ММ.ГГГГ прокурором Жарковского района на основании пункта 1.1 решения коллегии прокуратуры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение N о проведении проверки администрации Жарковского района Тверской области, предметом и целью которой являлось соблюдение законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг при реализации муниципальных контрактов, заключенных в рамках реализации мероприятия в сфере дорожной деятельности, в администрации Жарковского района.
Глава Жарковского муниципального округа Белявский А.М. был уведомлен о проведении указанной проверки ДД.ММ.ГГГГ путем вручения ему копии оспариваемого решения о проведении проверки, которое содержало полную информацию о проведении проверки с указанием основания, цели, предмета, срока проверки и лице, которому непосредственно поручено ее проведение.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 10 час. 20 мин. до 12 час. 30 мин. прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД России "Западнодвинский" и администрацией Жарковского района обследованием улично-дорожной сети п. Жарковский Тверской области установлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ Р 52289-2019 при содержании и обслуживании автомобильных дорог, а именно:
- по ул. Доватора в районе д. 17а монолитная искусственная неровность имеет разрушение с правой стороны по ходу движения от ул. Красноармейская в направлении ул. Мира, а также дорожная горизонтальная разметка 1.25 (обозначает искусственную неровность) имеет износ и разрушение, что является нарушением требований пунктом 6.8.3 и 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Доватора в районе д. 17 сборно-разборная искусственная неровность имеет повреждение, нарушение целостности конструкции, что является нарушением требований пункта 6.8.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Доватора в районе д. 3 дорожная горизонтальная разметка 1.25 (обозначает искусственную неровность) имеет износ и разрушение, что является нарушением требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Доватора в районе д. 6 имеется занижение обочины на 7 см, что является нарушением требований пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Советская в районе д. 33 дорожная горизонтальная разметка 1.25 (обозначает искусственную неровность) отсутствует, что является нарушением требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Советская от д. 24 до д. 36 отсутствует дорожная горизонтальная разметка разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, что является нарушением требований пункта 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Стадионная отсутствует дорожная горизонтальная разметка разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, что является нарушением требований пункта 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Советская в районе д. 55 дорожная горизонтальная разметка 1.14.1 "Пешеходный переход", 1.25 "Обозначает искусственную неровность" имеет износ и разрушение, что является нарушением требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Стадионная в районе д. 1 на проезжей части дороги имеется повреждение, выбоина, размеры которой превышают предельно допустимые значения: шириной 145 см, глубиной 5 см, длинной 140 см, площадью 2, 03 кв.м, что является нарушением требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; имеется занижение обочины на 7 см, что является нарушением требований пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. К. Заслонова в районе д. 12 на проезжей части дороги имеются повреждения, выбоины, размеры которых превышают предельно допустимые значения: 1) шириной 60 см, глубиной 9, 5 см, длинной 100 см, площадью 0, 6 кв.м; 2) шириной 75 см, глубиной 8, 5 см, длинной 130 см, площадью 0, 97 кв.м, что является нарушением требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Октябрьская в районе д. 2 на подъезде к искусственной неровности на одной опоре в нарушении требований пункта 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2019 установлены дорожные знаки 3.24 "Ограничение максимальной скорости 20 км/ч" и 1.17 "Искусственная неровность", а именно, нарушена очередность размещения знаков разных групп на одной опоре сверху вниз, а также на подъезде к искусственной неровности, отсутствует ступенчатое ограничение максимальной скорости, а именно, отсутствует дорожный знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости 40 км/ч", в нарушении требований пунктов 6.2.1-6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2019 дорожная горизонтальная разметка 1.25 "Обозначает искусственную неровность" имеет износ и разрушение, что является нарушением требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Октябрьская, ул. Строителей, ул. Меженская, ул. Лесная, ул. Школьная, ул. Коммунальная, ул. Заводская, ул. 2-я Заводская на обочине дороги имеется трава высотой 30 см, что является нарушением требований пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- на мостовом сооружении по ул. Меженская через ручей "Погорелец" отсутствуют дорожные знаки 6.11 "Наименование объекта", что является нарушением требований пункта 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- по ул. Меженская в районе д. 76 дорожная горизонтальная разметка 1.25 "Обозначает искусственную неровность" имеет износ и разрушение, что является нарушением требований пункта 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;- по ул. Школьная на участке от ул. Октябрьская до ул. Полевая на дорожном покрытии имеются повреждения в виде выбоин, превышающие предельно допустимые значения, что является нарушением требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, а именно: 1) шириной 130 см, глубиной 6, 5 см, длиной 100 см, площадью 1, 3 кв.м, 2) шириной 240 см, глубиной 10 см, длиной 150 см, площадью 3, 6 кв.м, 3) шириной 250 см, глубиной 8, 5 см, длиной 130 см, площадью 3, 25 кв.м, 4) шириной 100 см, глубиной 5, 5 см, длиной 80 см, площадью 0, 8 кв.м, 5) шириной 300 см, глубиной 10 см, длиной 120 см, площадью 3, 6 кв.м, 6) шириной 280 см, глубиной 8, 5 см, длиной 290 см, площадью 8, 12 кв.м, 7) шириной 230 см, глубиной 9, 5 см, длиной 200 см, площадью 4, 6 кв.м, 8) шириной 100 см, глубиной 10, 5 см, длиной 75 см, площадью 0, 75 кв.м, 9) шириной 68 см, глубиной 5, 5 см, длиной 90 см, площадью 0, 61 кв.м, 10) шириной 90 см, глубиной 5, 5 см, длиной 60 см, площадью 0, 54 кв.м, 11) шириной 110 см, глубиной 5, 5 см, длиной 80 см, площадью 0, 88 кв.м, 12) шириной 220 см, глубиной 10 см, длиной 130 см, площадью 2, 86 кв.м, 13) шириной 70 см, глубиной 8 см, длиной 100 см, площадью 0, 7 кв.м, 14) шириной 65 см, глубиной 7 см, длиной 70 см, площадью 0, 45 кв.м, 15) шириной 70 см, глубиной 7, 5 см, длиной 70 см, площадью 0, 49 кв.м, 16) шириной 70 см, глубиной 8 см, длиной 75 см, площадью 0, 52 кв.м, 17) шириной 100 см, глубиной 6, 5 см, длиной 70 см, площадью 0, 7 кв.м.
Акт обследования улично-дорожной сети от 02.06.2023 составлен с участием главного специалиста отдела благоустройства и дорожного хозяйства Кортяшова А.А.
По результатам проверки 06.06.2023 прокурором Жарковского района Тверской области составлен акт проверки, в котором зафиксированы недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), дорожных переходов и дорожных знаков на указанных выше улицах в п. Жарковский, и установлено, что муниципальный контракт N на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах "адрес", заключенный между администрацией Жарковского района и "данные изъяты" работ по устранению вышеуказанных нарушений не содержит. Иные муниципальные контракты, предусматривающие работы по устранению вышеуказанных нарушений, администрацией Жарковского района не заключались.
В связи с неустранением администрацией Жарковского района недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), дорожных переходов и дорожных знаков на указанный выше улицах прокурором подан настоящий административный иск.
Заявляя административные исковые требования, администрация Жарковского района указывала на незаконность проведенной проверки в связи с отсутствием оснований для ее проведения и нарушения срока уведомления Главы района о ее проведении.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Жарковского района Тверской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 34, 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статей 3, 15, 17, 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 2, 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утв.
Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст, Законом Тверской области от 28.07.2022 N 45-ЗО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Жарковский муниципальный район, путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области", исходил из того, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии достаточных мер по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), дорожных переходов и дорожных знаков, указанных в административном исковом заявлении прокурора Жарковского района. Судом учтено, что после внесения 16.11.2022 в адрес Главы Жарковского района представления об устранении нарушений в области безопасности дорожного движения, часть выявленных нарушений длительное время не устранялась; устранение части нарушений в период рассмотрения дела не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации района.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований администрации Жарковского района, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", указаниями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 5.2 Постановления от 17.02.2015 N 2-п, пришел к выводам о том, что нарушений при проведении проверки прокурором, равно как и незаконных действий или бездействия, не допущено.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции согласился.
Отклоняя довод апелляционной жалобы представителя администрации Жарковского района Тверской области о несвоевременном уведомлении о проведении проверки, суд апелляционной инстанции исходил из того, что само по себе доведение до сведения Главы решения о проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии нарушения прав административного истца не свидетельствует о незаконности проведенных прокурором проверочных мероприятий. При этом, судом обоснованно учтено, что проверочные мероприятия фактически были начаты ДД.ММ.ГГГГ.
Судом апелляционной инстанции установлено устранение части нарушений администрацией Жарковского района Тверской области после вынесения решения суда, что подтверждается актом обследования улично-дорожной сети от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного прокурором Жарковского района Тверской области ФИО8 и старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Западнодвинский" Сентерёвым А.Н.
Поскольку решение суда должно отвечать принципу исполнимости и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить административному ответчику. В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу о внесении в решение суда конкретных пунктов требований ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", ГОСТ Р 52290-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", в соответствии с которыми должны быть устранены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог.
Также для обеспечения исполнимости судебного решения, принимая во внимание климатические условия местности, судом апелляционной инстанции установлен срок исполнения до 01.07.2024.
Указанные выводы судов являются верными, так как основаны на правильном применении норм материального права, а также в полной мере соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтверждающим, что оспариваемые действия совершены прокурором в рамках его компетенции и при наличии к тому правовых оснований.
В соответствии со статьями 3 и 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
Положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), частью 1 статьи 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона N 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о наличии незаконного бездействия со стороны администрации Жарковского муниципального округа является верным, основанным на правильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств и правильном применении норм материального права.
Несогласие административного ответчика с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Доводам кассатора о незаконности проведенной проверки в связи с отсутствием оснований для ее проведения и нарушения срока уведомления Главы района об ее проведении, дана надлежащая правовая оценка, не согласится с которой, у суда кассационной инстанции не имеется оснований.
Доводы жалобы связаны с несогласием с принятым решением по существу, являются процессуальной позицией стороны по делу, основаны на индивидуальной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами обеих инстанций, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 11 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 6 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Жарковского района Тверской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.