Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сажиной Галины Юрьевны к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки граждан" о признании приказа незаконным, возложении обязанности по перерасчету дохода семьи, взыскании убытков (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2- 5746/2022)
по кассационной жалобе Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Сажина Г.Ю. обратилась в суд с административным иском к Министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Тамбовскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной поддержки граждан" (далее - ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан"), в котором с учетом уточнения исковых требований просила суд признать приказ управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 18.10.2022 N 1656-ф об отказе в предоставлении социальной поддержки незаконным; возложить на ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" обязанность произвести повторный расчет дохода её семьи, без учета государственной социальной стипендии её дочери Сажиной М.Н.; взыскать с министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области убытки в виде недополученной стипендии за ноябрь, декабрь 2022 года и январь 2023 года в размере 66000 руб.; взыскать с ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" госпошлину в размере 300 рублей.
14.12.2022 Октябрьским районным судом г.Тамбова вынесено определение о переходе к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
В обоснование исковых требований Сажина Г.Ю. указала, что в 2021 году обращалась в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" с заявлением об оказании государственной социальной помощи её семье, просила выдать справку, необходимую для оформления государственной социальной стипендии её дочерью Сажиной М.Н, являющейся студенткой 1 курса ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова", проходящей обучение по очной, бюджетной форме.
В соответствии с Законом Тамбовской области N 647-3 от 07.07.2021 "О государственной социальной помощи в Тамбовской области" её семья была признана малоимущей, им была оказана материальная помощь и выдана справка, на основании которой университет назначил её дочери социальную стипендию. 23.09.2022 она вновь обратилась в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" с заявлением об оказании государственной социальной помощи её семье, чтобы впоследствии получить справку и продлить срок получения социальной стипендии её дочерью - студенткой 2 курса ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова".
Но, поскольку ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" включило в расчет дохода обе стипендии её дочери (академическую и социальную), то среднедушевой доход её семьи составил 19576, 77 руб. в месяц и, соответственно, превысил прожиточный минимум. Поэтому в октябре 2022 г. управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области отказало ей в оказании государственной социальной помощи. 21.10.2022 она обратилась в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" и управление социальной защиты и семейной политики по Тамбовской области с жалобами. Однако 3 и 8 ноября 2022 г. вновь получила отказ.
Данный отказ считает незаконным, поскольку, в силу пункта 13 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2016 N 1663 "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета", государственная социальная стипендия назначается определенным категориям студентов, в том числе, студентам, получившим государственную социальную помощь и предоставившим справку о назначении государственной социальной помощи в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. То есть государственная социальная стипендия является одним из видов - государственной социальной помощи и назначается независимо от результатов обучения и итогов промежуточной аттестации студентам, нуждающимся в государственной социальной помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию по независящим от них причинам.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 11 апреля 2023 года, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года, исковые требования Сажиной Галины Юрьевны к Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" о признании приказа незаконным, возложении обязанности по перерасчету дохода семьи, взыскании убытков удовлетворены частично.
Признан незаконным приказ управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 18.10.2022 N 1656-ф об отказе Сажиной Г.Ю. в предоставлении социальной помощи.
На ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" возложена обязанность произвести повторный расчет дохода семьи Сажиной Г.Ю. за 2022 год (с июня по август 2022 года) без учета государственной социальной стипендии.
Взысканы с ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" в пользу Сажиной Г.Ю. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Сажиной Г.Ю. отказано.
В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Шапкина И.Ю. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судами неверно установлено, что государственная социальная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи. Полагает, что исходя из содержания статьи 36 Федерального закона 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", государственная социальная стипендия не может рассматриваться как государственная социальная помощь в рамках реализации положений Федерального закона "О государственной социальной помощи", в связи с чем включение сумм стипендий, получаемых Сажиной М.Н, в расчет среднедушевого дохода её семьи не противоречит действующему правовому регулированию.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с Законом Тамбовской области N 647-3 от 7 июля 2021 г. "О государственной социальной помощи в Тамбовской области" семье Сажиной Г.Ю. на основании приказа управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области 19.10.2021 была оказана государственная социальная помощь как малоимущей семье в виде единовременной выплаты в сумме 100 руб. (л.д.48).
В период с 27.10.2021 по 19.10.2022 Сажина М.Н, обучающаяся в ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова", являлась получателем государственной социальной стипендии, назначенной приказом проректора по учебной работе университета N 1633-С/03 от 27.10.2021 на основании абз.3 п.19 приказа Минобрнауки России от 27.12.2016 N 1663 со дня предоставления документа (справка управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, ТОГБУСОН "Забота" от 27.10.2021 N 260), подтверждающего назначение государственной социальной помощи (л.д.59).
23.09.2022 Сажина Г.Ю. обратилась в ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" с заявлением об оказании государственной социальной помощи с целью получения впоследствии справки для оформления (продления) срока получения социальной стипендии её дочерью - студенткой 2 курса ФГБОУ ВО "Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова", к которому приложила справки ОПФР по Тамбовской области о размере пенсии по государственному пенсионному обеспечению по случаю потери кормильца, о федеральной социальной доплате Сажиной М.Н, справку о размере стипендий Сажиной М.Н. (академической и социальной), справку о размере своей заработной платы; выписку из лицевой счета (л.д.13-18, 23, 32-39).
18.10.2022 приказом управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области N 1656-ф Сажиной Г.Ю. отказано в оказании государственной социальной помощи на основании пункта 2 части 2 статьи 4 Закона Тамбовской области от 07.07.2021 N 647-3 "О государственной социальной помощи в Тамбовской области", так как среднедушевой доход семьи в месяц (19576, 77 руб.) превышает величину прожиточного минимума семьи (л.д.49).
Из письма ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" от 03.11.2022 Сажиной Г.Ю. следует, что государственная социальная стипендия, выплачиваемая ее дочери Сажиной МН, не является государственной социальной помощью, предоставляемой в соответствии с Законом Тамбовской области N 647, а поэтому должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (л.д.20).
Согласно ответу управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 08.11.2022 в адрес Сажиной Г.Ю, оказание государственной социальной помощи на основании Закона Тамбовской области от 07.07.2021 N 647-3 предусмотрено малоимущей семье, которые, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства, не могут повысить свой уровень жизни и выйти из категории "малоимущие".
Государственная социальная стипендия, выплачиваемая ее дочери Сажиной М.Н, не является государственной социальной помощью, предоставляемой в соответствии с Законом Тамбовской области N 647, а поэтому должна учитываться при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи (л.д.19).
Как следует из возражения ответчика, учитываемые виды доходов, которые вошли при расчете среднедушевого дохода семьи Сажиной Г.Ю.: заработная плата Сажиной Г.Ю. ежемесячно по 8800 руб. за июнь, июль, август 2022 года, пенсия Сажиной М.Н. ежемесячно по 11853, 53 руб. за июнь, июль, август 2022 года, стипендия дочери Сажиной М.Н. ежемесячно по 18500 руб. за июнь, июль, август 2022 г.
Среднедушевой доход истицы в расчетном периоде с июня 2022 г. по август 2022 г. составил 19576 руб. 77 коп, что выше прожиточного минимума, установленного на 2022 год (13309 руб.) (л.д.28-31).
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи, Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, подп. "д" п.1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512.
Удовлетворяя исковые требования Сажиной Г.Ю. о признании приказа управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области N 1656-ф от 18 октября 2022 г. незаконным и возложении на ТОГКУ "Центр социальной поддержки граждан" обязанности произвести повторный расчет дохода семьи Сажиной Г.Ю. за 2022 г. без учета государственной социальной стипендии, выплачиваемой дочери, суд исходил из того, что расчет среднедушевого дохода семьи Сажиной Г.Ю. за отчетный период осуществлен ответчиком неправомерно с включением в расчет государственной социальной стипендии, назначенной дочери истца - Сажиной М.Н, поскольку государственная социальная стипендия - это вид особой государственной социальной помощи, оказываемой студентам, семьи которых признаны малоимущими с необходимостью оказания государственной социальной помощи, а поэтому социальная стипендия не должна учитываться при определении среднедушевого дохода семьи; иное бы лишало студента, признанного малоимущим, на получение государственной поддержки в дальнейшем в виде социальной стипендии по истечении установленного срока только потому, что в составе дохода его семьи учтена социальная стипендия. Ввиду признания незаконным приказа управления (в настоящее время - министерство) социальной защиты и семейной политики Тамбовской области N 1656-ф от 18.10.2022, на ответчике лежит обязанность произвести повторный расчет дохода семьи истца без учета государственной социальной стипендии ее дочери с выдачей на основании нового расчета справки об оказании государственной социальной помощи.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац 2 статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде: денежных выплат (социальных пособий, субсидий и других выплат) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) (пункт 1 статьи 12 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В соответствии с частью 2 статьи 8, статьей 11 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ее размер, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания социальной помощи в Тамбовской области установлены Законом Тамбовской области от 7 июля 2021 г. N 647-3 "О государственной социальной помощи в Тамбовской области" (далее по тексту - Закон Тамбовской области от 7 июля 2021 г. N 647-3).
Частью 4 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" установлено, что порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", которым предусмотрено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (статья 4).
При этом в соответствии с положениями статьи 15 указанного Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512.
Подпунктом "д" пункта 1 названного Перечня предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в том числе стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи (пункт 2 Перечня).
Из преамбулы Федерального закона "О государственной социальной помощи" следует, что указанный Федеральный закон определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу приведенных положений законодательство Российской Федерации о государственной социальной помощи состоит не только из Федерального закона "О государственной социальной помощи", но и других законов и подзаконных актов федерального и регионального уровня, то есть включает в себя разные правовые источники.
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определены Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Согласно положениям части 1 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
Статьей 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в Российской Федерации предусмотрены, в том числе следующие виды стипендий: государственная академическая стипендия студентам и государственная социальная стипендия студентам.
Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Государственная академическая стипендия назначается студентам, соответствующим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Государственная социальная стипендия назначается:
- студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"- а также студентам, получившим государственную социальную помощь, которая назначается им со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержден Приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N 1663 (далее - Порядок).
Из пункта 5 Порядка следует, что государственная академическая стипендия назначается студентам в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания, не реже двух раз в год.
Студент, которому назначается государственная академическая стипендия, должен соответствовать следующим требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно"; отсутствие академической задолженности.
В период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком государственная академическая стипендия выплачивается всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Согласно пункту 13 Порядка государственная социальная стипендия назначается студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также студентам, получившим государственную социальную помощь.
Студентам первого и второго курсов, обучающимся в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости "отлично" или "хорошо" или "отлично" и "хорошо" и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя - инвалида I группы, назначается государственная академическая и (или) государственная социальная стипендия в повышенном размере. Сумма указанных стипендий не может составлять менее величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации, установленного Правительством Российской Федерации за IV квартал года, предшествующего году, в котором осуществлялось формирование стипендиального фонда этой федеральной государственной образовательной организации высшего образования (пункт 14 Порядка).
В соответствии с абзацами 1, 3 пункта 19 Порядка государственная социальная стипендия назначается студенту распорядительным актом руководителя Организации со дня представления в Организацию документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, по месяц прекращения действия основания ее назначения (за исключением категории лиц, получивших государственную социальную помощь).
Студентам, относящимся к категории лиц, получивших государственную социальную помощь, государственная социальная стипендия назначается распорядительным актом руководителя Организации со дня представления в Организацию документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
Правила формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 1390, в соответствии с пунктом 3 которых федеральным государственным образовательным организациям высшего образования в составе стипендиального фонда предусматриваются, в том числе средства на повышение государственных академических стипендий и (или) государственных социальных стипендий студентам первого и второго курсов, обучающимся по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета), имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично" и относящимся к категориям лиц, имеющих право на получение государственной социальной стипендии в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, или являющимся студентами в возрасте до 20 лет, имеющими только одного родителя - инвалида I группы.
Таким образом, государственная социальная стипендия, в отличие от государственной академической стипендии, является особым видом государственной социальной помощи, оказываемой конкретной категории граждан, подпадающих под действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, то есть определенным в нем категориям студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а поскольку государственная социальная стипендия является одним из видов государственной социальной помощи, то при расчете среднедушевого дохода истца для признания за ним права на оказание государственной социальной помощи она учету не подлежала, обоснованность именно такого толкования приведенных нормативных положений подтверждается также тем, что в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ назначение государственной социальной стипендии осуществляется студентам, получившим государственную социальную помощь, аналогичные разъяснения приведены в Письме Минобрнауки России от 19 декабря 2016 г. N ЛО-2003/05 "О государственной социальной стипендии", при этом государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов сроком на один год со дня назначения государственной социальной помощи, тогда как иное толкование приведенных норм права приведет к тому, что студент, первоначально признанный малоимущим и поэтому имеющий право на назначение государственной социальной помощи и, как следствие, право на получение государственной социальной стипендии, по истечении годичного срока выплаты такой стипендии фактически лишается возможности быть признанным малоимущим в последующие три месяца (при неизменности его социального статуса) только в связи с тем, что в составе его дохода за предшествующие три месяца будет учтена государственная социальная стипендия, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу приведенных выше норм права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что государственная социальная стипендия не должна учитываться в доходе семьи истца, поскольку данная мера социальной поддержки была предоставлена ей в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат.
Дочери истца Сажиной М.Н. была предоставлена государственная социальная стипендия как лицу, нуждающемуся в государственной социальной помощи. То есть, предоставление дочери истца государственной социальной стипендии явилось следствием предоставления ей государственной социальной помощи, а, следовательно, на основании пункта 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512, при расчете среднедушевого дохода государственная социальная стипендия не подлежала учету.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка, приведенная выше, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда по существу спора.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 11 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.