Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Бибеевой С.Е, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малыгина Сергея Николаевича к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ярославлю об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-701/2022)
по кассационной жалобе Малыгина Сергея Николаевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 августа 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ярославлю Решеткиной Е.В, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Малыгин С.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области, в котором с учетом уточнения требований просил признать решение от 09 августа 2021 г. N 95205/21 об отказе в назначении Малыгину С.Н. страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" недействительным; включить в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, следующие периоды: периоды учебных отпусков - в январе 1991 г. 8 дней, с 03 июня 1991 г. по 29 июня 1991 г. - 26 дней, в январе 1992 г. - 14 дней, в июне 1992 г. - 6 дней, всего 54 дня; осуществления им работы в качестве индивидуального предпринимателя: с 22 июня 1993 г. по 31 декабря 1996 г, с 01 января 1997 г. по 31 декабря 1997 г, с 01 января 1998 г. по 31 декабря 1998 г, с 01 января 1999 г. по 31 мая 1999 г, период службы в армии с 04 октября 1983 г. по 27 февраля 1984 г.; назначить истцу пенсию с 28 апреля 2021 г.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 29 декабря 2022 года, исковые требования Малыгина Сергея Николаевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ярославлю об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Ярославлю, ОГРН 1027600843808, ИНН 7606008723, N 95205/21 от 09 августа 2021 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Малыгину Сергею Николаевичу в части в объеме прав по требованиям, удовлетворяемым настоящим решением суда.
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области ОГРН 1027600843808, ИНН 7606008723, включить Малыгину Сергею Николаевичу в специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях":
период работы в местности, приравненной к РКС, в качестве индивидуального предпринимателя с 22 июня 1993 года по 31 мая 1999 года;
учебные отпуска: в январе 1991 года - 8 дней, с 03 июня 1991 года по 29 июня 1991 года, в январе 1992 года - 14 дней, в июне 1992 года - 6 дней;
период военной службы по призыву с 03 октября 1983 года по 26 февраля 1984 года.
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г.Ярославле, ОГРН 1027600843808, ИНН 7606008723, назначить Малыгину Сергею Николаевичу досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 марта 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 августа 2023 года, решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 29 декабря 2022 года с учетом определения об исправлении описки от 25 апреля 2023 года отменено в части удовлетворения исковых требований о возложении на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле, ОГРН 1027600843808, ИНН 7606008723, обязанности назначить Малыгину Сергею Николаевичу досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 марта 2022 года, приять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований и изменить в части периодов, подлежащих включению в специальный стаж, изложен абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области (ИНН 7606008723) включить Малыгину Сергею Николаевичу в специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы с 01.01.1999 г. по 31.05.1999 г.; учебные отпуска: в январе 1991 г. - 8 дней, с 03.06.1991 г. по 29.06.1991 г, в январе 1992 г. - 14 дней, в июне 1992 г. - 6 дней".
В кассационной жалобе Малыгин С.Н. выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что судом апелляционной инстанции необоснованно исключены из специального стажа периоды работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (РКС), в качестве индивидуального предпринимателя с 22.06.1993 по 01.01.1999, военная служба по призыву с 03.10.1983 по 26.02.1984.
Суд апелляционной инстанции необоснованно исключил период работы истца в местности, приравненной к РКС, в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.1996. по 26.06.1996 в связи с тем, что истец в указанный период предпринимательской-деятельностью не занимался и дохода не имел (заявление истца начальнику налоговой инспекции имеется в материалах дела). Однако он производил в этот период ремонт в помещении, статус индивидуального предпринимателя не утрачивался. Таким образом, период с 01.01.1996 по 26.06.1996 подлежит включению льготный трудовой стаж для начисления пенсии. Также суд апелляционной инстанции в отсутствие правовых оснований исключил из льготного трудового стажа период военной службы по призыву с 03.10.1983 по 26.02.1984, несмотря на то, что он проходил службу на корабле, приписанном к порту в г.Североморске Мурманской области, и затем после окончания службы в течение трех месяцев поступил на работу в РКС.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебное заседание в суде кассационной инстанции по настоящему делу было назначено на 19 декабря 2023 года в 11.10 час, затем в судебном заседании был объявлен перерыв до 25 января 2024 года в 11.15 час.; 25 января 2024 года дело было рассмотрено судом кассационной инстанции.
Проверив материалы дела по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций; нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судом первой инстанции, 28 апреля 2021 года Малыгин С.Н. обратился в Государственное учреждение ? Отделение Пенсионного фонда по Ярославской области, которое является правопреемником Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Ярославле N 952054/21 от 09 августа 2021 года Малыгину С.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Указано, что на основании сведений индивидуального лицевого счета в специальный стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены периоды работы в местности, приравненной в районам Крайнего севера (РКС): с 13 февраля 1982 года по 02 августа 1982 года, с 16 июня 1986 года по 08 августа 1990 года, с 09 августа 1990 года по 0 января 1991 года, с 10 января 1991 года по 02 июня 1991 года, с 30 июня 1991 года по 14 октября 1991 года, с 26 октября 1991 года по 01 января 1992 года, 16 января 1992 года по 08 апреля 1992 года, с 11 апреля 1992 года по 01 июня 1992 года, с 08 июня 1992 года по 10 сентября 1992 года. В специальный стаж работы в местности, приравненной к РКС, не включены:
- период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, так как отсутствуют документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности непосредственно в местности, приравненной к РКС;
- период военной службы по призыву с 11 мая 1983 года по 05 мая 1986 года, так как документ, подтверждающий, что военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей и проходила в районах РКС или приравненных к ним местностям;
- учебные отпуска: в январе 1991 года - 8 дней, с 03 июня 1991 года по 29 июня 1991 года, в январе 1992 года - 14 дней, в июне 1992 года - 6 дней;
- отпуска без сохранения заработной платы: с 15 октября 1991 года по 25 октября 1991 года, с 09 апреля 1992 года по 10 апреля 1992 года, так как Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, включение в специальный стаж данных периодов не предусмотрено.
Кроме того, в решении УПФР в г. Ярославле, указано, что специальный стаж работы Малыгина С.Н. в местности, приравненной к РКС, дающий право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 6 лет 1 месяц 02 дня (при требуемом стаже для мужчин в возврате 57 лет - 9 лет). Страховой стаж составляет 28 лет 7 месяцев 8 дней (при требуемом стаже для мужчин - 25 лет).
Кроме того, судом установлено, что матрос Малыгин С.Н, призванный 10 мая 1983 года Центральным РВК на Комсомольск-на-Амуре, с 14 мая 1983 года по 02 октября 1983 года проходил действительную срочную военную службу в войсковой части 20205 (учебный отряд), которая в указанный период дислоцировалась в г. Севастополе. В приказе командира войсковой части 20205 от 30 сентября 1983 года N 644 матрос Малыгин С.Н. значится убывшим с 02 октября 1983 года для дальнейшего прохождения службы в войсковой части 22812 г. Североморск Мурманской области. Войсковая часть 22812 в период с 03 октября 1983 года по 17 октября 1983 года входила в состав Северного флота и дислоцировалась в г. Североморске Мурманской области. В период с 18 октября 1983 года по 27 февраля 1984 года войсковая часть 22812 совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот (из г. Североморска через Северное море, Атлантический океан - с заходом в порт Луандра, Индийский океан - с заходом на о. Сокотра, Тихий океан), 27 февраля 1984 года прибыла в новому месту постоянной дислокации - г. Шкотово-17 Приморского края и включена в состав Тихоокеанского флота.
Поскольку "северный стаж" является разновидностью стажа на соответствующих видах работ (например, прямая норма об этом была закреплена статьей 88 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1), а также учитывая непосредственно положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисление "северного" стажа может производиться в соответствии с законодательством, действовавшим в период осуществления работы (деятельности).
В период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года, согласно постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, военная служба по призыву до 01 января 1992 может быть включена в 15-20 календарных лет работы соответственно в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в том числе при назначении досрочной страховой пенсии по старости с применением части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, при наличии одновременно следующих условий:
- военная служба являлась службой по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов, старшин и военных строителей;
- военная служба проходила в районах, относящихся в период ее прохождения к районам Крайнего Севера или приравненных к ним местностям;
- перерыв между увольнением с военной службы (начиная с 1968 года) и работой составляет не более 3 месяцев;
- на дату зачисления на работу после окончания военной службы территория, где осуществлялась работа, также относилась к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям;
- поступление на вышеуказанную работу состоялось до 1 января 1992 года.
Территориальная принадлежность морского судна определяется месторасположением порта приписки судна. Под портом приписки судна понимается порт, в котором осуществлена регистрация судна (ч. 1 ст. 130 ГК РФ, ст. 33 КТМ РФ, Правила регистрации судов прав на них в морских торговых портах, утвержденные Приказом Минтранса России от 21 июля 2006 года N 87).
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями), Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
Учитывая, что данные условия для включения в стаж, дающий право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере соблюдены, а именно в течение 3-х месяцев после окончания службы в районах Крайнего Севера истец был трудоустроен в районах Крайнего Севера, период службы в период с 03 октября 1983 года по 26 февраля 1984 года может быть включен в подсчет "северного" стажа, когда порт приписки части (судна) был в г. Североморске.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу ч. 1 ст. 173 Трудового кодекса РФ, ст. 196 КЗоТ РСФСР ответчиком необоснованно истцу отказано во включении в специальный стаж работы период учебных отпусков 8 дней в январе 1991 года, с 03 июня 1991 года по 29 июня 1991 года, 14 дней в январе 1992 года, 6 дней в июне 1992 года.
Относительно периода работы истца с 22 июня 1993 года по 31 мая 1999 года индивидуальным предпринимателем, судом установлено, что в данный спорный период Малыгин С.Н. осуществлял предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера.
Суд первой инстанции указал, что полученные в ходе рассмотрения настоящего спора по запросу суда документы о финансово-хозяйственной деятельности за спорный период Малыгина С.Н. (декларации, сведения об уплате налогов, свидетельства), однозначно позволяют суду сделать вывод о предпринимательской деятельности Малыгина С.Н. в г. Комсомольске-на -Амуре (местность Крайнего Севера). Таким образом, в специальный стаж Малыгина С.Н. подлежит включению период работы с 22 июня 1993 года по 31 мая 1999 года.
Период с 03 октября 193 года по 26 февраля 1984 года - календарно 4 месяца 24 дня, 6 дней в июне 1992 года (при перевода в РКС - 5 дней), 14 дней в январе 1992 года (при переводе в РКС - 11 дней), с 22 июня 1993 года по 31 мая 1999 года работа в МПКС (календарно 5 лет 11 месяцев 10 дней, при перевод в РКС - 4 года 5 месяцев 16 дней). Следовательно, специальный стаж 11 лет 22 дня.
Производя расчет специального стажа, суд первой инстанции определил, что право на назначение досрочной страховой пенсии возникло у Малыгина С.Н. в возврате 56 лет 4 месяца, то есть 23 сентября 2020 года.
Право на досрочное назначение страховой пенсии с учетом сроков, предусмотренных положением ст. 6 Закона N 400-ФЗ, у Малыгина С.Н. возникло с 23 марта 2022 года.
Таким образом, частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что период военной службы по призыву с 03.10.1983 по 26.02.1984 подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку истец в течение 3-х месяцев после окончания военной службы был трудоустроен в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, порт приписки части (судна) в указанный период находился в г.Североморске Мурманской области; периоды учебных отпусков истца 8 дней в январе 1991 г, с 03 июня 1991 г. по 29 июня 1991 г, 14 дней в январе 1992 г. и 6 дней в июне 1992 г. подлежат включению в специальный стаж; в специальный стаж Малыгина С.Н. также подлежит включению период работы с 22.06.1993 г. по 31.05.1999 г, поскольку в указанный период истец осуществлял предпринимательскую деятельность в районах Крайнего Севера - в г. Комсомольске-на-Амуре; с учетом включенных судом периодов специальный стаж истца составил 11 лет 22 дня, право на назначение досрочной страховой пенсии возникло у Малыгина С.Н. в возрасте 56 лет 4 месяца, то есть 23.09.2020 г, в связи с чем, исходя из положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Малыгину С.Н. страховая пенсия, предусмотренная пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", должна быть назначена с 23 марта 2022 г, оснований для назначения страховой пенсии истцу с 28 апреля 2021 г. не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотренной пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов нахождения истца в учебных отпусках: 8 дней в январе 1991 г, с 03 июня 1991 г. по 29 июня 1991 г, 14 дней в январе 1992 г. и 6 дней в июне 1992 г.
В этой части судебные постановления в кассационном порядке не обжалуются, поэтому не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 2812.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода прохождения военной службы по призыву с 03.10.1983 по 26.02.1984, исходя из следующего.
Судом установлено, что Малыгин С.Н. проходил срочную военную службу матросом, старшиной на надводных кораблях в Вооруженных силах СССР в период с 11.05.1983 по 05.05.1986, которая в период с 03.10.1983 по 27.02.1984 проходила в районах Крайнего Севера, поскольку порт приписки части (судна) в указанный период находился в г. Североморске Мурманской области (л.д. 125-131, 135, 157, 158).
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с положениями статей 14, 88, 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в период с 01 января 1992 г. по 31 декабря 2001 г, время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера для досрочного назначения пенсии за работу в указанных регионах.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно- строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Суд апелляционной инстанции указал, что право на зачет времени действительной срочной военной службы в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-У11 предусмотрено не было.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (с учетом изменений внесенных Федеральным законом от 14.01.1997 N 19-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" - Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которым включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
Действующий с 1 января 2015 г. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оснований для включения периода прохождения истцом военной службы с 03.10.1983 по 26.02.1984 в подсчет специального стажа на льготных условиях при неполном северном стаже по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у суда первой инстанции не имелось.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж периодов работы Малыгина С.Н. индивидуальным предпринимателем, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Малыгин С.Н. был зарегистрирован в качестве предпринимателя с 22.06.1993 по 12.05.2005 (предпринимательское свидетельство о снятии с учета в налоговом органе).
Из справок, выданных Центром ПФР N 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае, следует, что Малыгин С.Н. состоял на учете в Отделе взаимодействия со страхователями N 2 Управления персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО в качестве индивидуального предпринимателя с 22.06.1993 по 31.12.2001 (предпринимательское свидетельство о снятии с учета в налоговом органе-по 12.05.2005).
Согласно справке Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае от 28.05.2021 за период с 01.01.1997 по 31.12.1997 отчетность представлена, страховые взносы уплачены.
За период с 22.06.1993 по 31.12.1996, с 01.01.1998 по 31.12.2001 отчетность не представлена, страховые взносы не уплачены (л.д. 47).
Уплата страховых взносов за период с 01.01.1997 по 31.12.1997 подтверждена сведениями индивидуального лицевого счета. Указанный период отражен без кода льготной работы (л.д. 40).
Согласно справке Управления персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО от 21.10.2021 N 4239.2-15 (л.д. 53) копии документов, подтверждающих работу Малыгина С.Н. в г. Комсомольске-на-Амуре направить не представляется возможным в связи с уничтожением наблюдательного дела на основании распоряжения Отделения ПФР по Хабаровскому краю от 02.03.2015 г, N 4 (акт об уничтожении наблюдательного дела N 5 от 04.06.2015).
Согласно справке Отдела взаимодействия со страхователями N 2 от 17.03.2022 N 4239.2 за период с 01.01.1999 по 31.05.1999 отчетность представлена, страховые взносы уплачены. Свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД) являются подтверждением осуществления деятельности Малыгина С.Н. в г.Комсомольске-на-Амуре, ул. Орджоникидзе, д. 8 (л.д. 68).
Согласно свидетельствам об уплате ЕНВД за период с 01.01.1999 г. по 31.05.1999 Малыгин С.Н. осуществлял деятельность по адресу: г.Комсомольске-на-Амуре, ул. Орджоникидзе, д. 8 (л.д. 99-103).
ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края представлены декларации о доходах, полученных в 1992, 1993, 1994, 1995 годах, в которых место осуществление Малыгиным С.Н. предпринимательской деятельности не отражено (л.д. 84-95).
Представленные платежные извещения на уплату подоходного налога за 1992, 1993, 1994, 1995, 1996 годы факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не подтверждают (л.д. 96-98).
Согласно заявлению Малыгина С.Н. начальнику налоговой инспекции по Центральному району от 26.06.1996 в период с 01.01.1996 по 26.06.1996 г. Малыгин С.Н. предпринимательской деятельностью не занимался и дохода не имел (л.д. 106).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в специальный стаж Малыгина С.Н. подлежит включению период осуществления предпринимательской деятельности с 01.01.1999 по 31.05.1999, поскольку материалами дела подтверждено ведение истцом предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и уплата страховых вносов.
Суд апелляционной инстанции указал, что оснований для включения в специальный стаж истца периодов осуществления предпринимательской деятельности с 22.06.1993 по 31.12.1996 и с 01.01.1998 по 24.08.1998 не имеется, поскольку документов, бесспорно свидетельствующих о ведении истцом предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, не представлено и отсутствуют сведения об уплате страховых вносов в период осуществления предпринимательской деятельности, а периоды с 01.01.1997 по 31.12.1997 и с 25.08.1998 по 31.12.1998 - в связи с отсутствием доказательств осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
С учетом включенных учебных отпусков при работе в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера (МПКС): 8 дней в январе 1991 г. (при переводе в районы Крайнего Севера (РКС) 6 дней), с 03 июня 1991 г. по 29 июня 1991 г. (27 дней - при переводе в РКС 20 дней), 14 дней в январе 1992 г. (при переводе в РКС 11 дней), 6 дней в июне 1992 г. (при переводе в РКС 5 дней), периода осуществления предпринимательской деятельности в МПКС с 01.01.1999 по 31.05.1999 (5 месяцев ? при переводе в РКС 3 месяца 24 дня), а также включенных ответчиком в бесспорном порядке периодов работы в МПКС, длительность которого при переводе в РКС составляет 6 лет 1 месяц 2 дня, специальный стаж работы истца при переводе в РКС составит 6 лет 6 месяцев 8 дней (6 дней + 20 дней + 11 дней + 5 дней + 3 месяца 24 дня + 6 лет 1 месяц 2 дня), что менее требуемых 7 лет 6 месяца, в связи с чем, у истца не возникло право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения требований о возложении на пенсионный орган обязанности назначить Малыгину С.Н. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 23 марта 2022 г. отмнено с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, а в части периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, изменено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что апелляционное определение нельзя признать законным, поскольку оно основано на неправильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении апелляционного определения судом не было учтено следующее.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Аналогичные требования закон предъявляет ко всем судебным актам, принимаемым судами общей юрисдикции, в том числе, судом апелляционной инстанции.
Указанные требования процессуального закона судом апелляционной инстанции не были выполнены.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно части 1 статьи 4, части 1 статьи 11 ЗаконаN 400-ФЗ, статьям 7, 14 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" право на страховую пенсию по старости имеют граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, одновременно являющиеся страхователями по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы.
В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона N 400-ФЗ в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Закона N условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу с ч.1 ст.4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренные 400-ФЗ.
Определяя в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Для включения в специальный стаж спорного периода Малыгиным С.Н. должно быть подтверждено осуществление предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера.
Согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденных Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 Закона N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрены "Порядком подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года N 258н (далее ? Порядок N 258н), который действовал на момент обращения истца в пенсионный орган, в соответствии с п. 2 которого подтверждению подлежат периоды работы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п.4 Порядка N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о выполнении работ в определенном месте (местности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Статьей 8 Федерального закона N 129-ФЗ от 08 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Однако, место регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельности может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.
Следовательно, для подтверждения факта ведения деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.
Такими документами могут быть: справки налоговых органов, содержащих сведения о дате регистрации предпринимателя и о месте осуществления его деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; копии деклараций, представленных в налоговый орган, в которых указывается место осуществления предпринимательской деятельности, свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (при условии содержания сведений о месте деятельности индивидуального предпринимателя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях); договор аренды (справки об аренде) помещений, необходимых для осуществления деятельности; договор на выполнение работ или предоставление услуг предприятиям и организациям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; журналы учета выполнения работ, содержащие сведения о выполнении работ в указанных местностях; иные документы, содержащие сведения о ведении деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В совокупности с другими документами могут быть приняты налоговые декларации о доходах.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов" граждане, которые в периоды с 1 января по 10 февраля 1997 г. и с 25 августа по 31 декабря 1998 г. из-за отсутствия нового правового регулирования не должны были уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с бездействием законодателя имеют право в порядке возмещения вреда в силу статьи 53 Конституции Российской Федерации на включение указанных периодов в страховой стаж и трудовой стаж, дающий право на пенсию.
Суд первой инстанции указал, что полученные в ходе рассмотрения настоящего спора по запросу суда документы о финансово-хозяйственной деятельности за спорный период Малыгина С.Н. (декларации, сведения об уплате налогов, свидетельства), однозначно позволяют суду сделать вывод о предпринимательской деятельности Малыгина С.Н. в г. Комсомольске-на -Амуре (местность Крайнего Севера).
Суд апелляционной инстанции не согласился с этим выводом, включив в специальный стаж работы истца только период работы с 01.01.1999 по 31.05.1999 и учебные отпуска.
При этом указанные в постановлении Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 N 18-П периоды судом апелляционной инстанции не учтены как стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Между тем, суд установил, что согласно справке Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Хабаровском крае от 28.05.2021 за период с 01.01.1997 по 31.12.1997 отчетность представлена, страховые взносы уплачены.
Истец в кассационной жалобе указывает, что с 1993-1999 годы предпринимательская деятельность осуществлялась в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края в помещении по одному адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Орджоникидзе д. 8 (муниципальная собственность), предоставленному истцу на праве аренды.
В материалах дела имеются следующие документы: декларация N 191 о доходах, полученных в 1992 году, декларация N198 о доходах, полученных в 1993 г, декларация N194 о доходах, полученных в 1994 г, декларация N441 о доходах, полученных в 1995 г, декларация о доходах, полученных в 1996 г, пять свидетельств об уплате единого налога на вмененный доход за 1999 год, квитанции об уплате подоходного налога за 1994, 1995 годы и другие документы (л.д. 85-106).
В названных декларациях имеются сведения о расчете налогов, которые подписаны самим Малыгиным С.Н. и представителем налогового органа; в одной из деклараций указано, что необходимо произвести встречную проверку. Следовательно, представляя декларации в налоговую инспекцию в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, истец доказывал, что именно в этом городе он осуществлял предпринимательскую деятельность. При этом каких-либо сведений об осуществлении предпринимательской деятельности в ином месте, материалы дела не содержат и ответчик на это не ссылался.
Кроме того, именно в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края было сформировано наблюдательное дело, которое было уничтожено.
Так, согласно справке Управления персонифицированного учета Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю и ЕАО от 21.10.2021 N 4239.2-15 (л.д. 53) копии документов, подтверждающих работу Малыгина С.Н. в г. Комсомольске-на-Амуре направить не представляется возможным в связи с уничтожением наблюдательного дела на основании распоряжения Отделения ПФР по Хабаровскому краю от 02.03.2015 г, N 4 (акт об уничтожении наблюдательного дела N 5 от 04.06.2015).
Однако суд апелляционной инстанции не дал этим обстоятельства надлежащей правовой оценки, а также не разъяснил истцу в полном объеме бремя доказывания и возможность представления дополнительных доказательств, при этом ранее представленные доказательства работы истца индивидуальным предпринимателем в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, которые суд первой инстанции посчитал достоверными и достаточными, суд апелляционной инстанции отверг и признал недостаточными.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не было в полном объеме разъяснено бремя доказывания, истец самостоятельно направил запрос в УФНС по Хабаровскому краю. Как указано в кассационной жалобе, в подтверждение имеющихся в деле и ранее представленных письменных доказательств специального стажа, на дополнительный запрос от 13.09.2023 получен ответ Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю письмом от 20.09.2023 N 2700-00-2023/022385 о том, что с 1993-1999 годы предпринимательская деятельность истцом велась в г.Комсомольске-на-Амуре, о чем свидетельствуют письменные доказательства: свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, акты налоговых проверок по налогу на доходы, платежные документы по оплате подоходного налога за 1996 и 1998 годы, а также декларации о доходах за 1996, 1997 и 1998 годы.
Истец в жалобе утверждает, что все налоги от предпринимательской деятельности истцом оплачивались в полной мере, причем основная часть авансом. Форма деклараций о доходах в период с 1993 г. по 1997 г. соответствовала предъявляемым требованиям, в ней не выделялись отдельно налоги и страховые взносы в пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции должен был дать обоснованную и мотивированную оценку всем представленным доказательствам и доводам истца о том, что он осуществлял предпринимательскую деятельность в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Более того, поскольку, как указано выше, судом установлено, что за период с 01.01.1997 по 31.12.1997 отчетность представлена, страховые взносы в пенсионный фонд уплачены, то суду апелляционной инстанции необходимо было дополнительно проверить доводы истца о том, что в это время он, не изменяя место осуществления предпринимательской деятельности, продолжал работать именно в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.
Суд апелляционной инстанции должен был принимать во внимание, что спор связан с защитой пенсионных прав гражданина, что не предполагает формального подхода к рассмотрению спора.
При таких обстоятельствах апелляционное определение нельзя признать законным, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого определения и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 17 августа 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Ярославский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.