Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, и судей Лобовой Л.В, Мызниковой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Макушненко В.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В, гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГКУ города Москвы Центр занятости населения города Москвы на решение Мещанского районного суда города Москвы от 29 ноября 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N 2-10537/2022), которым постановлено:
Иск Котовой О.В. к Государственному казенному учреждению города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" об обязании поставить на учет в качестве безработной - удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" поставить Котову О.В. на учет в качестве безработного с 23.03.2022 года.
УСТАНОВИЛА:
Истец Котова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" (ГКУ ЦЗН), в котором с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ, просила обязать ответчика поставить ее на учет в качестве безработной с 23.03.2022 г.
В обоснование заявленных требований Котова О.В. указала, что 23.03.2022 г. подала заявление по форме "Предоставление гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы" через Единый портал Госуслуг. Так как, в установленные сроки, предложения о работе не поступили, как и решение о признании (или отказе в признании) за ней статуса безработного принято не было, она обратилась в ГКУ ЦЗН с запросом о предоставлении сведений о текущем статусе рассмотрения ее заявления, предоставления письменного мотивированного отказа в присвоении ей статуса "безработного". В ответ на указанный запрос, Центр занятости населения города Москвы сообщил (исх. N01-16- 3-904/22 от 20.07.2022), что Котова О.В. не может быть признана безработной, поскольку на момент ее обращения с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы выявлено, что она работает в НПФ "Содействие" в качестве президента, документы, подтверждающие прекращение работы ею не представлены. Вместе с тем, истцом сведения о прекращении трудовой деятельности, в частности заявление об увольнении, приказ об увольнении, были представлены в Центр занятости населения города Москвы, отказ в предоставлении государственной услуги истец полагает незаконным.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Калиновский К.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика по доверенности Новикова Л.Г. в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам письменных возражений.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик ГКУ ЦЗН г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 07 августа 2023 года решение Мещанского районного суда г.Москвы от 29 ноября 2022 года было отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований Котовой О.В. к Государственному казенному учреждению города Москвы "Центр занятости населения города Москвы" об обязании поставить на учет в качестве безработной.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14 ноября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 07 августа 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебном заседании при новом апелляционном рассмотрении дела судебная коллегия и зучив материалы дела, выслушав представителя ГКУ ЦЗН г. Москвы по доверенности Новикову Л.Г, представителя истца по доверенности Кочубину Ю.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы ГКУ ЦЗН г. Москвы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели); занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости); временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Судом установлено, что 21 марта 2022 года Котова О.В. была уволена из АО Банк "Северный морской путь" в связи с сокращением численности (штата) - пункт 2 статьи 81 ТК РФ.
22 марта 2022 года Котова О.В. обратилась в Отдел трудоустройства "Бибирево" ГКУ ЦЗН для предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (запрос на предоставление государственной услуги), в установленном порядке была сформирована карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги (N 0820345/22БИБИР) и осуществлена регистрация истца в целях поиска подходящей работы.
В рамках системы межведомственного электронного документооборота ответчиком проведена проверка на предмет возможной занятости истца, в результате которой установлено, что в момент обращения в орган занятости Котова О.В. является, согласно выписке из ЕГРЮЛ, является президентом Негосударственного Пенсионного Фонда "СОДЕЙСТВИЕ" (ОГРН 1037716007010).
23 июня 2022 года истец обратилась в ГКУ ЦЗН с запросом о предоставлении письменного отказа в присвоении ей статуса безработного гражданина, на что ответчиком 20 июля 2022 года за N 01-16-3-903/22 был дан письменный ответ с разъяснением позиции органа занятости, согласно которому Котовой О.В. сообщено о том, что по сведениям, предоставленным Федеральной налоговой службой с 31.05.2013 она является президентом (наемным работником) в НПФ "Содействие". Документов, подтверждающих факт увольнения из данной организации или о безвозмездности исполнения полномочий президента Котовой О.В. не предоставлено, в связи с чем она не была признана безработной. Котовой О.В. предложено обратиться в НПФ "Содействие" с просьбой об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц в качестве президента данного фонда, в силу того, что согласно п. 7.1 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14 "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения в составе учредителей (участников) приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 02 сентября 2022 года в отношении 26.11.2018 года Негосударственного Пенсионного Фонда "СОДЕЙСТВИЕ" (ОГРН 1037716007010) принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, л ицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, указана Котова О.В, президент.
В обоснование заявленных требований, истцом представлены сведения о том, что 08.08.2018 г. в адрес участника ООО "ЦЕНТР БУХГАЛТЕРСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ" (ИНН 7714259690, ОГРН 1027739151648, 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка д. 40 корпус стр. 4 эт/пом/ком 1/1/39), владевшего 100 % долей НПФ "СОДЕЙСТВИЕ", Котовой О.В. было направлено заявление об увольнении на основании ст. 280 ТК РФ.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ деятельность ООО "ЦЕНТР БУХГАЛТЕРСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ" прекращена 09.08.2018, сведений о получении заявления истца Центром не имеется.
Из справки ПФР о состоянии индивидуального лицевого счета Котовой О.В. следует, что страховые взносы, связанные с осуществлением ею деятельности в качестве президента в НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" не начислялись, сведений о получении вознаграждения от деятельности в НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" не имеется.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Котовой О.В. на учет в качестве безработного с 23.03.2022 г, суд пришел к выводу, что доказательств того, что на момент обращения в ГКУ ЦЗН с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, Котова О.В. осуществляла трудовую деятельность в качестве президента НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" представлено не было, а поскольку учредителем НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" истец не являлась, то никак не могла повлиять на факт ее исключения из ЕГРЮЛ как о президенте.
Судебная коллегия полностью соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов; доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку основаны на неправильном применении и толковании действующего законодательства.
Доводы ответчика о том, что при обращении в ГКУ ЦЗН истец не могла быть поставлена на учет в качестве безработной, так как осуществляла трудовую деятельность в качестве президента НПФ "СОДЕЙСТВИЕ", не нашли надлежащего подтверждения в ходе рассмотрения дела и были отклонены судом первой инстанции. При этом, истцом были представлены соответствующие доказательства в подтверждение заявленных требований, поскольку в установленном законом порядке направила заявление в адрес участника ООО "ЦЕНТР БУХГАЛТЕРСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ" заявление об увольнении на основании ст. 280 ТК РФ; страховые взносы, связанные с осуществлением деятельности в качестве президента в НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" не начислялись, сведений о получении вознаграждения от деятельности в НПФ "СОДЕЙСТВИЕ" не имеется.
При указанных обстоятельствах, истец не могла повлиять на надлежащее оформление прекращения трудовых отношений с НПФ "СОДЕЙСТВИЕ", соответственно доводы ответчика о том, что истец не могла быть поставлена на учет в качестве безработной судебная коллегия отклоняет.
Таким образом, судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы жалобы ответчика не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 29 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГКУ города Москвы Центр занятости населения города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.