Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио апелляционную жалобу фио на решение Головинского районного суда г. Москвы от 20 июля 2023 года по гражданскому N 2-885/23 (УИД 77RS0005-02-2021-002004-75) по иску фио к ООО "ДЕЗ Левобережный" о возложении обязанности по признанию введенным в эксплуатацию индивидуального прибора учета,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратился в суд с иском к ответчику ООО "ДЕЗ Левобережный".
В обосновании заявленных требований указывает, что 29 сентября 2020 г. истец установилиндивидуальные приборы учета тепловой энергии марки "Techem" модели FHKV radio 4 в количестве двух штук, по одному на каждый радиатор отопления. Работы по установке приборов выполнены ООО "Техем", что подтверждается актом ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребления тепловой энергии (вычислитель тепла FNKV radio4) от 29 сентября 2020 г. без номера.
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес, находится под управлением ООО "ДЕЗ Левобережный".
13 октября 2020 г. истец обратился в управляющую компанию с письменным заявлением на ввод в эксплуатацию вычислителей тепла FHKV radio4 и о переходе к осуществлению расчетов размера оплаты за отопление по их показаниям. Данное заявление было зарегистрировано 13 октября 2020 г. за N 107. Однако, указанные действия управляющая компания не произвела.
13 ноября 2020 г. ООО "ДЕЗ Левобережный" направило в адрес истца ответ на заявление, в котором указала, что вычислители тепла FHKV (varioS, vario4, datalll, radio4) не являются индивидуальными приборами учета тепловой энергии, их показания не могут использоваться для расчета начислений за коммунальную услугу "отопление" (тепловую энергию). Этот вывод мотивирован тем, что в Росреестре тип устройств FHKV указан как "устройства электронные для вычисления и распределения тепловой энергии", а не как "теплосчетчики".
Также на основании "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, при расчете размера платы за коммунальную услугу "отопление" используются единицы измерения: объем потребленной тепловой энергии в Гкал, тариф (цена) за единицу коммунального ресурса - в рублях/Гкал. Вычислители тепловой энергии FHKV (varioS, vario4, datalll, radio4) в установленном законом порядке сертифицированы в России и зарегистрированы в Государственном реестре средств измерений как устройства электронные для вычисления и распределения тепловой энергии. При этом установленные истцом приборы в модификации FHKV radio4 вычисляют и отображают абсолютное потребление тепловой энергии и являются приборами учета, а не распределителями, что подтверждается описанием типа средств измерения, являющимся приложением к свидетельству об утверждении типа средств измерений N 63458. Устройство предназначено для установки на радиаторы и конвекторы отопления любых типов, при горизонтальной и вертикальной одно- и двухтрубной разводке труб отопления и измеряет потребляемую энергию в кВтч. Согласно паспорту вычислителя тепла и акта ввода в эксплуатацию коэффициент перерасчета показаний вычислителя 1 кВтч = 0, 000860 Гкал. Единицы измерения количества тепловой энергии, вычисленной устройством в кВт*ч, соотносятся с тарифицируемыми единицами коммунальной услуги - теплоснабжение Гкал в соответствие с МИ 2630-2000 "ГСИ. Метрология. Физические величины и их единицы". Таким образом, применение устройства FHKV radio4 (FHKV datalll) для учета объема потребления коммунального ресурса отопления, возможно.
Просит суд обязать ООО "ДЕЗ Левобережный" признать введенными в эксплуатацию с 13.10.2020 вычислители затрат на отопление FHKV radio4, установленные в квартире по адресу: адрес и производить начисления платы за тепловую энергию согласно приборам учета, произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, взыскать расходы по оплате госпошлины и компенсацию моральный вреда в размере 10 000 руб, мотивируя свои требования тем, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес.
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 20 июля 2023 года постановлено: в удовлетворении исковых требований фио к ООО "ДЕЗ Левобережный" о возложении обязанности по признанию введенным в эксплуатацию индивидуального прибора учета - отказать.
Взыскать с фио в пользу Автономной некоммерческой организации "Центральное бюро судебных экспертиз N 1" расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 40 000 руб.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое истец фио просит отменить по доводам апелляционной жалобы.
В заседании судебной коллегии фио поддержал доводы апелляционной инстанции.
Представитель ООО "ДЕЗ Левобережный" - фио настаивал на правильности решения суда первой инстанции
Иные лица, участвующие в деле в заседание судебной коллегии не явились, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте судебного разбирательства, в связи с чем, с учетом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Из материалов дела следует, что фио является собственником квартиры, расположенной по адресу: адрес.
29 сентября 2020 г. истец, самостоятельно установилв своей квартире индивидуальные приборы учета тепловой энергии марки "Techem" модели FHKV radio 4 в количестве двух штук, по одному на каждый радиатор отопления, которые отображают объем потребленной тепловой энергии в кВт*час.
Управление многоквартирным жилым домом по адресу: адрес, осуществляет ООО "ДЕЗ Левобережный".
Решением Головинского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований фио к ООО "ДЕЗ Левобережный" об обязании признать введенным в эксплуатацию индивидуального прибора учета было отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2022 года решение Головинского районного суда г. Москвы от 09 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 апреля 2022 года отменно, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
При новом рассмотрении дела, стороной ответчика ООО "ДЕЗ Левобережный" заявлено ходатайство о назначении по делу и проведении судебно-технической экспертизы.
Определением суда от 27.02.2023 по делу назначена судебная инженерно-техническая экспертиза в АНО "Центральное бюро судебных экспертиз N 1", на разрешение которой постановлены вопросы:
1. Имеется ли техническая возможность, определяемая в соответствии с действующим законодательством, в том числе Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", обязательными требованиями строительных норм и правил для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом помещении, принадлежащем фио, расположенном по адресу: адрес?
2. Может ли прибор марки Techem модель FHKV radio4 являться индивидуальным прибором учета тепловой энергии, используемым в жилом помещении в соответствии с его характеристиками и технической документацией?
3. Возможно ли установить прибор марки Techem модель FHKV radio4 в квартире истца по адресу адрес с учетом положений действующего законодательства и использовать его в качестве индивидуального прибора учета тепловой энергии?
4. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение в соответствии с ч. 2 ст. 86 ГПК РФ.
Оплата расходов по судебной экспертизе возложена на ответчика.
Согласно выводам экспертного заключения N 354-М-ЗЭ АНО "Центральное бюро судебных экспертиз N 1":
1. Технической возможности, определяемой в соответствии с действующим законодательством, в том числе Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акты обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом помещении, принадлежащем фио, расположенном по адресу: адрес не имеется.
2. Прибор марки Techem модель FHKV radio4 (Устройство электронное для вычисления и распределения тепловой энергии) может являться индивидуальным прибором учета тепловой энергии, используемым в жилом помещении соответствии с его характеристиками и технической документацией, если многоквартирный дом, в котором расположено данное жилое помещение по проектных характеристикам имеет горизонтальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
3. Установить прибор марки Techem модель FHKV radio4 в квартире истца по адресу: адрес с учетом положений действующего законодательства и использовать его в качестве индивидуального прибора учета тепловой энергии невозможно.
4. В материалах дела отсутствуют надлежащие документы, содержащие сведения о том, что установка и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета тепловой энергии марки Techem модель FHKV radio4 в квартире по адресу: адрес осуществлены гарантирующим поставщиком тепловой энергии.
Судебная коллегия при принятии апелляционного определения исходит из следующего.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
На момент спорных правоотношений действовал Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения".
Согласно п.п. 1-5 Приказа Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного марка автомобиля, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.
В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2019, N 30, ст. 4143) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда, судебная коллегия находит их необоснованными.
Суд первой инстанции верно исходил из правильности экспертного заключения N 354-М-ЗЭ АНО "Центральное бюро судебных экспертиз N 1", поскольку оно проведено экспертом, имеющим достаточную квалификацию и опыт, эксперт имеет специальное образование, стаж работы по специальности, его выводы мотивированы, носят последовательный и обоснованный характер, согласуются с исследовательской частью заключения. Процессуальный порядок проведения экспертизы соблюден. Экспертное заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ. Его выводы в полной мере согласуются с остальной совокупностью доказательств по делу.
Таким образом, заключение судебной экспертизы обоснованно положено судом первой инстанции в основу судебного решения, оснований для допроса экспертов не имелось.
Судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности признать введенными в эксплуатацию с 13.10.2020 вычислители затрат на отопление FHKV radio4, установленные в квартире истца и производить начисления платы за тепловую энергию согласно приборам учета, произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, поскольку, как верно указано в экспертном заключении N 354-М-ЗЭ АНО "Центральное бюро судебных экспертиз N 1", т ехнической возможности для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом помещении, принадлежащем фио, расположенном по адресу: адрес не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
Решение Головинского районного суда г. Москвы от 20 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.