Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В ., с удей Дегтеревой О.В., Жолудовой Т.В., при помощнике судьи Шатовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда города Москвы от 10 апреля 2023 года
по гражданскому делу по иску Асанова Д.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области об оспаривании решения, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Асанов Д.В. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 8 по Москве и Московской области об оспаривании решения, обязании назначить досрочную пенсию по старости, в обоснование заявленных требований указав, что решением пенсионного органа ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Симоновского районного суда г. Москвы от 10 апреля 2023 года признано незаконным решение пенсионного органа от 07 ноября 2022 года, на ответчика возложена обязанность назначить Асанову Д.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 12 июля 2022 года.
На решение суда ответчиком подана апелляционная жалоба.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 12 июля 2022 года Асанов Д.В. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области от 07 ноября 2022 года истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку Законом Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в том числе Республики Беларусь.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с частью второй статьи 28.1 Закона Российской Федерации гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что в период с 16.08.1988 по 31.12.2004 истец проживал в зоне радиоактивного загрязнения, которая соответствует по характеристикам зоне с льготным социально-экономическим статусом и имеет право на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на 3 года. Поскольку на момент обращение в пенсионный орган Асанов Д.В. достиг возраста 57 лет, суд возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с указанной даты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что зона проживания с периодическим радиационным контролем не предусмотрена Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1.
Данный довод не влечет отмену решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Статьей 49 названного Закона предусмотрено, что гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Статьей 10 ранее действующего Закона СССР от 12.05.1991 N 2146-1 "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы" было предусмотрено, что Зона проживания с льготным социально - экономическим статусом - территории РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР за пределами зон отчуждения, отселения и зоны проживания с правом на отселение, с плотностью радиоактивного загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 кюри/кв. км.
Ныне действующим Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 установлено, что зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км (статья 11).
Согласно справке Жлобинского районного исполнительного комитета от 11 августа 2021 года г. Жлобин Гомельской области (в котором проживал истец) подвергался радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, плотность загрязнения почв цезием-137 составляла от 1 до 5 Ки/кв. км.
Следовательно, по характеристикам радиоактивного загрязнения г. Жлобин соответствовал зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Что касается невозможности принятия данной справки, о чем указывает ответчик, то данный довод опровергается статьей 11 ранее действующего Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве 13.03.1992, в соответствии с которой необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 10 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.